Разрушенный храм на арбате. Храм преображения господня на песках

Церковь Спаса Преображения на Арбате - одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова "Московский дворик". Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась "Пески" из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города - окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась "в Филиппове приказе Оничкова", а в 1657 году - "в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева". В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями - правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие "стрелецкие" храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.

Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным "изстари", т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила, который до наших дней не сохранился.

Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.
После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. "За малоприходством и невозможностью служить" ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.

Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали - заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.

К концу XIX века приход значительно вырос - число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством. По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.


1908-1910

После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений. В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов - сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года. После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.

19 сетября 1921 года в день празднования чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех в храме совершил Божественную Литургию святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский.

В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.

Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.

священномученик Сергий Успенский

Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.

Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы - церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций - его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.

В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием. С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии "Союзмультфильм". Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.


1962 г.

В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру Турикову, клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 21 декабря в канун празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей - от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения - концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа в 2004 года была закончена роспись храма.
Знаменательным этапом в истории возрожденного храма стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершившееся 30 апреля 2005 года накануне праздника Святой Пасхи в день Великой Субботы. Осмотрев храм, Его Святейшество в своем Первосвятительском слове отметил усердие настоятеля и паствы, завершивших трудное дело восстановления поруганной святыни. Святейший Патриарх указал на великую радость служения и молитвы в обновленном храме.



Посещение храма Святейшим Патриархом Алексием II в Великую Субботу 2005 года.

24 декабря 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бронницкий Амвросий. Протоиерей Александр и прихожане храма преподнесли Его Святейшеству икону XVIII века с изображениями и частицами мощей Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, принадлежавшую святому патриарху Тихону, находившуюся в собрании М.Губонина. Святейший Патриарх вручил награды участникам возрождения храма. Орденом святой равноапостольной Ольги III степени была награждена староста храма Н.А. Панкратова и регент храма А.А. Турикова.Патриаршими грамотами были награждены член Приходского собрания Л.Л. Шевченко и глава Управы ТУ "Арбат" А.В. Садиков. Неклюдова О.В., Домбровская М.В., Соколов А.В., Алексеев Б.А, Ланинский Ю.Б., Жилин А.В. - медалями прп. Сергия Радонежского I степени.


Великое освящение храма 2006 г.

За усердное пастырское служение и труды по возрождению храма настоятель храма пртоиерей Алексндр Туриков был удостоен высокой богослужебной награды - права ношения митры.


5 февраля 2012 года, произошло еще одно знаменательное событие в жизни храма. В неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Божественную Литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, духовенство города Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского.

Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став Домом Молитвы.

Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.

Святыни храма: чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Знамение», иконы: Преображения Господня, свт. Николая в житии, сщмч. Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей: свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского, свт. Луки архиеп.Симферопольского и Крымского и другие

Арбатский фантом, или Мимо пустыря на месте церкви Николы Явленного на Арбате во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Арбат в народе называли «улицей трех Никол» или «улицей святителя Николая» – по церквям Николы на Песках, Николы в Плотниках и Николы Явленного. Эта улица, давно утерявшая былое очарование старины, диковато застыла в потоке времени в ожидании грядущих перемен, ежегодно теряя немногие связывающие ее со старым временем памятники архитектуры. Началось это уже довольно давно, пожалуй, с потери одного из стародавних храмов, выстроенном в XVI столетии в этом малонаселенном месте Москвы, именовавшимся тогда Полем. Об арбатских окрестностях трогательно вспоминал в эмиграции писатель Борис Зайцев. «Образ юности отошедшей, жизни шумной и вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд, успехов и меланхолий, веселья и стремления – это ты, Арбат. В цветах и в музыке, бокалах и сиянье жемчугов, под звон ножей, тарелок веселится шумная Москва, ни о чем не гадающая, нынче живущая, завтра сходящая, полумиллионная, сытая и ветром подбитая, талантливая и распущенная. Сквозь мглу и вой метели невозбранно проплывает седенький извозчик в санках вытертых, на лошаденке дмитровской, звенигородской, как корабль нехитрый, но и верный. Священники звонят в церквах Арбата – Никола Плотник, Никола на Песках и Никола Явленный – спокойные и важные, звоном малиновым, в ризах парчовых, вековечных, венчавшие и хоронившие тузов, и знать, и бедноту. Привыкшие к молебнам, требам, к истовому пению. Гудят колокола, поют хоры, гремит трамвай, солнце восходит, солнце заходит; звезды вонзаются и над Арбатом таинственный свой путь ведут. И жизнь грядет, и все как будто чинно, все так крепко, и серьезно, и зажиточно, благонамеренно. Строят дома – сотни квартир с газом и электричеством, льют свежий асфальт, и белят стены, и возятся, и пьют, и накопляют, ходят в церковь, и венчаются, и любятся, и умирают между трех обличий одного Святителя – Николы Плотника, Николы на Песках и Николая Чудотворца».

Церковь Николы Явленного на Арбате (XVII в.)

Императрица Елизавета Петровна

Никола Явленный был типичным посадским храмом годуновской эпохи со всеми ее приметами. Луковичная глава – позднейшая, как и придел – возникла около середины XVII в. Профессор Петр Иванович Страхов рассказывал студентам, хорошо запомнившим это с его слов, что помнил эту церковь еще в те времена, когда она имела каменную ограду с башенками. Всем своим тогдашним видом она походила на монастырь. Близость этой церкви к знаменитой Иоанновой слободе дала повод Страхову к догадкам, что она могла быть свидетельницей иноческой набожности «грозного царя».

Кому-кому, а Петру Ивановичу Страхову было просто нельзя не поверить. Сей ученый муж был известен на Москве не только как переводчик и воспитанник университета, но и как профессор по опытной физике, инспектор студентов, а впоследствии и ректор Университета (1805–1807). По поручению знаменитого масона Новикова он перевел известную книгу Сен-Мартена «О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания», пользовавшуюся большим уважением среди русских мистиков. Перевел он также сочинение Бартелеми «Путешествие младшего Анахарсиса по Греции» (1803–1809) и курс физики Брассона (1803)...

При землеройных работах подле этой церкви, проводившихся в 1846 г., археологами было открыто множество человеческих останков. Судя по ряду прямых и косвенных признаков, в числе погребенных возле храма оказалось немало захоронений именитых москвичей. Старые москвичи рассказывали, что по воспоминаниям их прародителей на Арбате жили и очевидцы приездов в этот храм императрицы Елизаветы Петровны. Поговаривали, что приезжала она туда на панихиды, проводившиеся по ее просьбе над гробницей Василия Болящего, скончавшегося 7 ноября 1727 г. и погребенного в трапезе. Свою благосклонность храму государыня являла не раз, и один из ее даров стал образ во имя Ахтырской Божией Матери. 15 июля Святая Церковь совершает празднество в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Эта икона явилась в 1739 г. в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви отцу Даниилу. Образ Богоматери был найден им на своем огороде, в траве. Священник внес потемневшую от времени икону в дом. В один из праздников, как повествует о том предание, икона засветилась необычным светом. Явление это повторялось много раз. Однажды Божия Матерь явилась во сне отцу Даниилу и велела очистить икону, омыв ее водой. Проснувшись, священник поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд с намерением вылить ее в реку. Но во сне ему явилась Богородица и повелела воду не выливать, а исцелять ею людей, страдающих от недугов. Священник имел дочь, болевшую лихорадкой. Проснувшись, он дал ей испить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. Это было первое из многочисленных чудесных исцелений, которые были дарованы верующим благодатной силой, исходящей от иконы.

Если говорить о точном месторасположении церкви, то нужно обязательно обозначить, что стояла она на углу Старого Арбата и Серебряного переулка. Архитекторы называли ее образцом типичного посадского храма эпохи Бориса Годунова со всеми ее характерными приметами. Здесь, думается, уместно сказать несколько слов об архитектуре того периода. Утонченная и аристократичная архитектура этого периода часто называется «годуновской», так становление этого стиля совпадает с годами правления, а потом и царствования Бориса Годунова. При нем строительство приобрело статус государственной задачи; образованный в 1584 г. Каменный приказ стал одним из самых важных государственных учреждений. Годуновское зодчество возрождает тип пятиглавого крестовокупольного храма, но были распространены и бесстолпные церкви, завершенные горкой кокошников или шатром. В большинстве случаев стройный четверик церкви поднят на подклет и окружен с трех сторон галереей-гульбищем. К четверику, завершая восточные членения галерей, примыкают симметричные приделы, придающие восточному фасаду пирамидальность. Это сохраняло излюбленный для московской архитектуры оттенок центричности. Обработка верха пирамидой кокошников – чисто московская, но традиционные для Москвы килевидные очертания самих кокошников исчезли (встречаются они теперь лишь у кокошников в основании барабана) – предпочтение отдавалось плавным полукружиям. Тонкая, ясная и простая профилировка выполненных из кирпича карнизов, тяг и обрамлений кокошников, пилястровая аркатура, охватывающая барабаны глав, пилястры на фасадах, стройные пропорции объемов придавали этим церквям необычайную легкость и изящество. При этом широкие трехчастные антаблементы и высокий цоколь говорили о значимости сооружения. В интерьерах бесстолпных храмов лопатки часто заменялись арочными нишами. В целом годуновский стиль активно применял ордерные формы, используемые Алевизом Новым в архитектуре Архангельского собора. Из московских храмов годуновского периода можно назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря (1591–1593), церковь Троицы в Хорошеве (1596–1598), церковь Николы Явленного на Арбате (1593; не сохранилась).

Личность Алевиза Нового во многом определила архитектурное лицо эпохи. По разным источникам, Алоизио Ламберти да Монтаньяна происходил из Милана или Венеции. Из его произведений на родине известно лишь надгробие Томазины Граумонте в церкви Св. Андрея в Ферраре; по-видимому, остальное не сохранилось или не идентифицировано. В 1500 г. он был приглашен послами Ивана III, Дмитрием Ралевым и Митрофаном Карачаровым, в Россию. В то время царь обязывал своих послов во всех посещаемых ими странах разыскивать искусных зодчих и прочих мастеров и приглашать их для работы в Москве. В Москву Алевиз попал не сразу. Больше года он вместе с послами провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея и за 15 месяцев выстроил для него Бахчисарайский дворец. От него сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой. На портале даже сохранилась дата сооружения – 1503 г. В июне 1503 г. ханом было написано письмо Ивану III, где первый сообщает о том, что «нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофана Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили». Заболоцкий, посол Ивана III при ханском дворе, точнее сообщает время приезда посольства: «за две недели до Петрова Заговенья», то есть не позже начала июня. Русские послы и итальянцы пробыли у Менгли-Гирея до сентября 1504 г. и были отпущены в Москву только после настоятельных требований Ивана III. По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый (это прозвание отличало его от работавшего в Москве ранее Алевиза Старого), или Фрязин (фрязинами в XIV–XV вв. на Руси называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев), приступает к строительству второго по величине кремлевского собора – Архангельского. Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508 г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX в. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. Некоторыми исследователями, впрочем, руководство строительства этого рва Алевизом Новым ставится под сомнение. Алевиз строит не только в Кремле, его деятельность простирается дальше в город. С 1514 по 1519 г. он построил 11 церквей в разных частях города. Некоторые из них сохранились – например, церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский пер., 11, в перестроенном виде); храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский пер., 2/4); церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28), церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, 6). Также, возможно, участвовал Алевиз и в постройке Теремного дворца в Кремле и церкви Иоанна Лествичника, которая позже вошла в нижний ярус колокольни Ивана Великого. По летописным сведениям, во время взрыва на пороховом заводе, носившем название «Алевизова двора» (организованного Алевизом Старым), возможно, в числе многих погиб и Алевиз Новый.

Кстати говоря, новый стиль, привнесенный Алевизом в русскую архитектуру и получивший наивысшее развитие в культовых сооружениях, проник и в «городовое строение». К сожалению, гражданских зданий этой эпохи почти не сохранилось. Вероятно, стройные башни стен Белого города, возведенных в 1591 г. первым известным русским «градодельцем» Федором Конем, имели те же элементы декора, которые сохранились в построенных им же стенах Смоленска (1596–1602) – филенчатые пилястры и тонко проработанные профили в обрамлении ворот и завершений башен. Из всех кремлевских гражданских сооружений годуновского стиля уцелела – да и то в перестроенном виде – Золотая Царицына палата. Впрочем, в основе своей она – сооружение более древнее (рубежа XV–XVI вв.), возможно, построенное Алевизом. Почти бесследно исчезли Борисов городок в Подмосковье (уникальная загородная усадьба-замок), Запасной дворец и комплекс приказов в Кремле, каменные мосты и плотины. Золотая Царицына палата, а также фрагменты богато обработанных каменных профилей, найденных археологами, говорят о том, что в кремлевских дворцах развивались принесенные итальянцами ренессансные формы.

С храмом Николы Явленного связано имя знаменитого славянофила Хомякова, и адрес нанимаемого, съемного жилья «против церкви Николы Явленного» – не просто мимолетная страница его биографии. Духовником Хомякова был протоиерей церкви Николы Явленного Павел Игнатьевич Беневоленский (1800–1865). Позже он станет профессором логики и психологии Московской духовной академии. Родственник Хомякова, Владимир Иванович Хитрово вспоминал Пасху 1843 г. Тогда Хомяковы и их родные были в церкви у Николы Явленного на Арбате: «...До начала заутрени А. Ст. (Хомяков. – Ред. ), став рядом с Хитрово... начал с ним спорить о религии... они проспорили почти всю заутреню, и отвлекло их только тогда, когда в церкви начали христосоваться». Спорили потому, что, как считал Хитрово, Хомяков «мудрствует по-лютерански, не приемля Четьи-Минеи, Камень Веры Стефана Яворского и другие книги». Хомяков же за «излишнюю привязанность к обрядам» называл Хитрово католиком. Именно Беневоленскому исповедовался Хомяков при тяжелейшем воспалении легких в 1858 г. «Если я умру, это будет правда Божия, если выздоровлю, это будет милость Божия», – сказал он тогда на исповеди отцу Павлу.

Любопытно отметить, что в романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов именно на этом месте намеревался застрелить ехавшего по Арбату Наполеона.

Храм Николы Явленного, относящийся к XVII в., со второй половины 1830-х гг. и до 1860 г. активно перестраивался. Семья Хомяковых (и, в частности, мать Алексея Степановича, Мария Алексеевна) была хорошо известна своей деятельностью, связанной с храмостроительством и пожертвованными на это денежными вкладами. Из чего нельзя исключать участия этой семьи в благоустройстве храма Николы Явленного: ведь когда церковь была снесена в 1846 г., на ее месте закипело строительство нового храма. В конце многих перестроек храм представлял собой большое однокупольное четырехстолпное здание в псевдорусском стиле. В 1885 г. слева был устроен новый придел Кирилла и Мефодия. Шатровая колокольня осталась древняя, времен 2-й половины XVII в., являя собой один из лучших образцов московских шатровых колоколен.

Шатровые колокольни – один из характерных и очень узнаваемых элементов русской архитектуры XVII в. История возникновения этой типологии остается практически неизученной. Единственная версия, часто бытовавшая в советских изданиях, представляла ее как «глубоко национальную», «самобытную» форму, восходящую к гипотетическим деревянным шатрам через вероятное посредство каменных шатровых храмов XVI в. Форма венчания шатровых храмов считалась «перенесенной» на колокольни в процессе саморазвития русского зодчества. В течение последних десятилетий теория происхождения каменных шатровых храмов от деревянных подверглась развернутой и обоснованной критике. Формы шатровых колоколен середины века убеждают нас в том, что и наиболее яркая их представительница – кремлевская звонница – была не единственным прототипом форм этой любимой в XVII столетии типологии. Источником значительной части характерных приемов, известных по шатровым колокольням XVII в., должны были, по идее, стать другие памятники. Среди сохранившихся построек на эту роль претендует одна – это верхняя часть Спасской башни Московского Кремля, предположительно связанная с работой «часовых дел мастера» англичанина Христофора Галовея, построенная практически одновременно с Филаретовой звонницей, в 1624/25 гг., и затем исправленная после пожара при участии того же мастера. Восприятие и адаптация шатровой колокольни в русском зодчестве – тема отдельного исследования. По-видимому, оно происходит в памятниках середины 1630-х гг. Здесь надо назвать несохранившуюся колокольню Троице-Сергиева монастыря и храмы московского Китай-города: Казанский собор на Красной площади, церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Троицы в Никитниках.

Великолепный храм Николы Явленного с шатровой колокольней был закрыт не ранее 1929 г., сломан в 1931 г. Сохранился, правда, по крайней мере, фрагмент кладки колокольни.

На месте церкви Николы Явленного образовался пустырь (ул. Арбат, 16)

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников автора Ореханов Протоиерей Георгий

автора Капица Федор Сергеевич

Благовещение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечающийся 25 марта (7 апреля).Согласно Евангелию, в этот день Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сообщил о том, что ей предстоит стать Матерью Спасителя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Введение во храм Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечающийся 21 ноября (4 декабря).В Библии рассказывается, что, когда Деве Марии, будущей Пресвятой Богородице, исполнилось три года, родители отдали ее на воспитание в Иерусалимский храм. Там она пробыла до

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Покров Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 2 (14) октября. Покров Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в.Праздник в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы в Константинополе, когда она покрыла город своим омофором (головным

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Рождество Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 8 (21) сентября.В земледельческом календаре начало осени называли осенинами или оспожинками. В это время завершалась жатва и обеспечивалось благосостояние семьи на будущий год. Поэтому осенины отмечали

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Успение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 15 (28) августа.В большинстве районов России к этому дню завершается уборка и посев озимого хлеба. Одновременно начинается Успенский пост - спожинки. Успение Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной

автора

Сакральный треугольник Москвы, или У пустоши на месте церкви Николы Стрелецкого на Знаменке Спускаясь к Кремлю со стороны Знаменки, мне много раз доводилось проходить мне мимо вопиющего бахвальства временщиков, ярко выписавших на деревянных щитах, уныло тянущихся вдоль

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

На Курьих Ножках, или В поисках рыжебородого Малюты. Местность возле церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная некогда во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Венец творения, или О церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке Самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери, стояла до революции на Покровке. Напомним читателю вкратце смысл и историю Успения Божией Матери. Слово

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

56. Угра – «Пояс Пресвятой Богородицы» На Русь надвигалась такая беда, какой она не видывала со времен Мамая и Тохтамыша. Казимир формировал польскую армию, предполагалось поставить в строй 6–8 тыс. рыцарей. С оруженосцами и слугами это составляло 30–40 тыс. бойцов.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Храм Покрова Пресвятой Богородицы В отличие от трех вышеописанных храмов, находящихся в ведении Московской патриархии, эта церковь принадлежит Берлинско-Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Раньше она располагалась в районе Вильмерсдорф, на

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

12. Русский праздник Покрова Богородицы Теперь мы можем совершенно новыми глазами взглянуть на известный церковный праздник ПОКРОВА Пресвятыя Богородицы, празднуемый 1 октября старого стиля (14 октября н. ст.). Это один из самых почитаемых на Руси праздников. Ему

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XL. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Так как свадьба в крестьянском быту требует значительных расходов, то в деревнях девушек выдают замуж обыкновенно тогда, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая. Таким временем повсюду считается Покров

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Покрова Богородицы Народное название праздника православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.У славян это праздник, который отмечают 14 октября по новому календарю. Христианство вытеснило языческие древние празднества в честь завершения полевых работ. В

Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.

Адрес на 1917 год - Москва, ул. Арбат, 57
Основана во второй четверти XVII века.

Первоначально деревянная церковь стояла левее ворот Земляного города, если обратиться лицом к Москве-реке, на углу современного Денежного (тогда Проезжего) переулка и Арбата (по его нечетной стороне). Храм построили мастера монетного двора и стрельцы. Документально он известен с 1642 г.

В 1649-50 годах стрельцами полковника Леонтьева полка было возведено каменное здание церкви. Но и его спустя сто лет разобрали и построили вновь в 1739-41 гг. на средства купцов - новых обитателей округи. Построили храм по проекту архитектора И.Ф. Мичурина и освятили в 1741 г. Приделы же возвели в 1742 и 1750 гг.

Это был одноглавый храм с трапезной и колокольней, с приделами Прокопия и Иоанна Устюжских, Тихвинской Божией Матери, Николая Чудотворца. Основной объем церкви отличали сдержанные формы и скромный декор. Более живо была оформлена только колокольня.

В 1812 году сильно пострадала, была разграблена. Придел Прокопия и Иоанна Устюжских утрачен. Храм восстановили к 1818 г.

Среди самых знаменитых прихожан храма были известны: молодожены Пушкины Александр и Натали, Андрей Белый, С.В. Рахманинов.

Андрей Белый писал в книге «Начало века»: «Тут и Троице-Арбатская церковь, с церковным двором, даже с садиком, вытянутым дорожкою в Денежный; там - и ворота; в воротах - крылатый спаситель; колодезь и домики: в дьяконском, двадцатилетьем поздней, останавливался мой издатель, Алянский; меня приносила Афимья, кормилица, - в садик; С.М. Соловьев здесь в салазках катался позднее… В церкви все знали: кто, где проживает, как служит, какого достатка, когда дети женятся, сколько детей народят, чем внучата в годах расторгуются, когда успение примут они».

Сергей Соловьев, который «несколько лет весь принадлежал церковному двору и проводил в нем каждый день время от завтрака до обеда», вспоминал:

«Церковный двор, или, как называли его обитатели, «монастырь», был целым поселком. Дом батюшки с мезонином был окружен тенистым садом, куда никто не ходил, кроме семьи священника... Ближе к воротам находился чистый домик старшего дьячка Митрильича. ... Кругом храма был большой сад, и в глубине его жили два самые бедные члена причта... Там же в саду был бедный дом трапезника».

Церковь закрыли в 1930 году и сломали в 1931 г.

На месте разрушенного храма по проекту архитекторов И.А. Голосова и Д.Д. Булгакова в 1934 г. возвели дом Общества пролетарского туризма и экскурсий. Сейчас этот дом встроен в северное крыло высотного здания МИДа.

Источник иллюстрации:
Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, № 6.

Обновлено: 30.01.2017

История

В надписи, сохранявшейся на западной стене церкви было указано, что каменный храм был построен стрельцами «при Леонтии Азарьеве - заложена 17 мая 1649 г., окончена 1 октября 1650 г.». Приделов было два: один - Св. Николая ; другой - Прокопия и Иоанна Устюжских; 3 октября 1706 года был выдан антиминс в новый придел Тихвинской Богоматери в южной абсиде .

Название церкви со временем менялось: в конце XVII в. она звалась что в Стрелецкой слободе в Леонтьеве приказе Азарьева ; в XVIII в. за Арбатскими воротами или за/у Смоленских ворот , а 1720-х годах ее еще называли Старая , хотя ей к тому времени было всего 70 лет, что для каменных церквей совсем немного.

В 1739 году был заложен новый одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней. Освящение состоялось 23 августа 1741 года; Тихвинский придел был освящён в 1742 году; тёплая трапезная с Никольским престолом - в январе 1750 года; устюжский придел, отстроенный на средства статского советника М. А. Хвостова, - в октябре 1754 года (после 1812 года не возобновлялся). Авторство проекта здания приписывается архитектору Ивану Мичурину .

Церковь уцелела во время пожара 1752 г., уничтожившего дома причта и прихожан. Пожар 1812 г. церковь не пощадил. Прихожане, дабы уберечь иконостас от разграбления, набили здание домашней мебелью, но именно эта мебель и была подожжена. Здание устояло, но выгорело изнутри. Какое-то время церковь служила конюшней для неприятельской конницы. Во время пожара 1812 г. полностью сгорели не только дома прихожан и притча, но и каменные здания, находящиеся при церкви: Народное арбатское училище и богадельня. Основное здание восстановили довольно быстро – уже к 1813 г. Однако потребовалось еще полвека дабы привести храм в благоустроенное состояние.

Сергей Соловьёв:

Церковный двор, или, как называли его обитатели, «монастырь», был целым поселком. Дом батюшки с мезонином был окружен тенистым садом, куда никто не ходил, кроме семьи священника… Ближе к воротам находился чистый домик старшего дьячка Митрильича… Кругом храма был большой сад, и в глубине его жили два самые бедные члена причта… Там же в саду был бедный дом трапезника

Андрей Белый:

1 - 3 - алтари главного храма и приделов; 4 - арка между главным и придельным храмами; 6 - трапезная церковь; 7 - колокольня, 8 - навес, 9 - печь духовая для всего храма; 11, 12 - часовни; 13, 14 - каменные церковные лавки о 13 растворов , о 7 растворах ; 15 - каменная палатка на погосте; 16 - богадельня на 8 женщин; 17 - деревянный амбар; 18 - Св. ворота в Денежный пер.; 19 - церковный двор; 20 - 24 - усадьбы причта (священника, диакона, дьячка, пономаря, просвирни).

Лавки были основой благополучия церкви: доход от сдачи их внаем распределяется между причтом и церковью. До 1812 г. они были деревянными и сгорели во время пожара. Каменные на их месте воздвигли не сразу.

В ноябре 1824 г. священно-церковно-служители и староста Троицкой, на Арбате, церкви обратились в Духовную Консисторию с прошением «о дозволении им отдать тринадцать лавок, состоящих на церковной погостной земле, прежним наемщикам на четыре года за 3.300 рублей ежегодной платы, с тем, чтобы половинную часть дохода с оных лавок предоставить в пользу священно-церковно-служителей.

В конце 1832 г. – братья Михаил и Иван Семеновичи Комаровы по смерти родителей пожертвовали 5000 р. ассигнациями на постройку двух каменных лавок из наемной суммы – на вечные времена за поминовение души родителей их Семена и Ксении и их сродников, доход от которых должен идти – половина в церковь половина причту.

В 1834 г. была возведена первая очередь каменных лавок о 13-ти растворах справа от церковных ворот. всего потрачено более 36 тыс. р. В 1840 г. дом Арбатского народного училища (возведенный исстари ) был куплен за 2000 р. серебром. На его месте от святых ворот до Денежного переулка выстроены новые о 7-ми растворах лавки.

Настоятели

Настоятелями церкви были выдающиеся представители просвещенного московского духовенства, получившие академическое образование, занимавшие высокие должности. Трое из них после службы в Троицком храме ушли «на повышение» в главные соборы Москвы. Двое были «платониками» – стипендиатами митрополита Платона (вначале избираемых митрополитом, потом специальным комитетом «наилучших нравом, понятием и прилежанием » юношей, которым обеспечивались особые условия обучения в духовной академии). Все были благочинными (в XVIII в. - «закащиками»), то есть старшими для группы около 10 церквей, отвечающими за взаимодействие с церковным начальством:

  • 1739 - 1774: Алексей Лукич (до 1720 - после 1775), «закащик» (благочинный). Церковь (последнее здание) была возведена при нём. В 1771 г. «за старостью лет и слабостью здоровья » просил церковное начальство о принятии в дом свой к законной наследнице Прасковьи Алексеевой преподавателя Переяславской семинарии учителя Гавриила Подобедова .
  • 1774 - 1794: Гавриил Семенович Подобедов (1744 - 1799), протоиерей, благочинный, присутствующий в Консистории. Племянник митрополита Амвросия . Выпускник Троицкой семинарии, преподаватель Переяславской семинарии. Зять Алексея Лукича (муж наследницы - Прасковьи Алексеевны). В 1794 году был переведён настоятелем в Казанский собор на Красной площади.
  • 1794 - 1816: Герасим Алексеевич Попов (1765 - 1818), выпускник и преподаватель Славяно-греко-латинской академии (СГЛА), благочинный, протоиерей. В 1816 году переведён протопресвитером в Архангельский собор Кремля.
  • 1816 - 1866: Сергей Иванович Тихомиров-Платонов (1790 - 1866), выпускник и преподаватель СГЛА (после ее реформирования в 1814 г. - Московского духовного училища). Один из первых платоников. Служил в Троицком храме без малого полвека, был благочинным, протоиереем, членом Консистории, активнейшим членом Московского попечительства о бедных духовного звания, награждён множеством орденов, в том числе, орденом Св. Владимира 3-й степени. Митрополит Филарет , звавший его «многолетний и многопопечительный» , поручал ему разнообразнейшие дела. Сергей Иванович дружил с епископом Саввой (Тихомировым) , многократно упоминавшим его в своих мемуарах, как добрейшего Арбатского старца В переписке участвовала его жена Любовь Яковлевна, дочь протопресвитера Успенского собора Кремля Якова Дмитриевича Никольского (1816-1839).
  • 1866 - 1870: Ипполит Михайлович Богословский-Платонов (1821 - 1870), выпускник и преподаватель МДА. Платоник.
  • 1871 - 1899: Владимир Семёнович Марков (1841 - 1917), выпускник МДА, преподаватель Вифанской и Московской семинарий. Был женат на дочери Богословского-Платонова. В 1900 году переведён протопресвитером (настоятелем) в Успенский собор московского кремля .
  • до 1903 - после 1917: Николай Дмитриевич Липеровский (1846 - после 1915), выпускник МДА, законоучитель в Александровского Института в Москве .
  • 1919 - 1920: Анатолий Петрович Орлов (1879 - 1937), выпускник, профессор и ректор МДА.

Прихожане Троицкого храма

Последним командиром стрелецкого полка, на землях которого располагался приход, был полковник Иван Чернов. Многие из его подчиненных были «казнены смертию» в 1699 г. Однако на протяжении XVIII в. в официальных Актах земля в приходе числилась «стрелецкой» или «стрелецкой оброчной Ивановского полку Чернова».

Состав домохозяев в XVIII в. чрезвычайно пестрый: от высшей аристократии - до тяглецов и даже дворовых, купцы, чиновники, военные; дворяне, купцы, мещане, цеховые. Есть свешники, бочары, гобоисты. Довольно много денежных мастеров, в честь которых был назван переулок. В Актовых книгах XVIII в. упоминаются: Ларион Лукьянов, Борис Пестов, Василий Лифантьев, Андрей Спиридонов, Потап Алексеев, Никита Антипьев.

В 1720-х гг. в приходе числилось 53 двора. Постепенно усадьбы укрупнялись: состоятельные прихожане скупали соседские дворы. В 1765 г. в приходе 33 двора, в которых проживают около 300 прихожан. Число домов немного увеличилось за полтора века в конце 1890-х их 37 (включая 5 домов причта), а вот население выросло до 500 человек, подавляющее большинство из которых жили в съемных квартирах.

По административному делению Троицкий приход принадлежал к двум частям Москвы - 4 кварталу Пречистенской части и 2 кварталу Арбатской. Его территория простиралась с Севера на Юг от Большого Толстикова до Глазовского переулка и с Востока на Запад от Смоленского бульвара до Денежного переулка плюс отростки в пару домов по Арбату и Сивцевому вражку в сторону центра.

Три месяца в начале 1831 г. в доме, где сейчас музей-квартира поэта, жил Александр Сергеевич Пушкин , успел ли он стать «прихожанином» Троицкого храма не известно, но другие обитатели «пушкинского» дома отмечены в церковных книгах . В конце 1860-х гг. здесь жили два молодых князя: князь Иван Сергеевич Трубецкой (1843 - 1874) - сын декабриста (восстановлен в княжеском достоинстве по амнистии 1857) - с женой, Верой Сергеевной урожденной Оболенской, и ее брат князь, студент Московского университета Платон Сергеевич Оболенский (1850 - 1913) точнее Оболенский-Нелединский-Мелецкий в последующем генерал-майор с женой.

Долгие годы в этом доме жила артистка императорских театров София Павловна Акимова (урожд. Ребристова) (1824-1889). Она играла в Малом театре, была первой исполнительницей во многих спектаклях по пьесам Островского. Вместе нею жила дочь, Екатерина Алексеевна (ум. 1876), также актриса и зять дворянин, музыкант (контрабасист) Михаил Александрович Энгель-Крон. После смерти родителей внуки - Александр, Николай, Сергей, Михаил Михайловичи Энгелькрон воспитывались бабушкой. Сергей и Михаил - стали выдающимися музыкантами. Братья продолжали жить в «пушкинском» доме до конца 1890-х гг.

С середины XIX в. в доме жили купцы Красильниковы: купец 2 -й гильдии Григорий Александрович, его сын Сергей, а потом и внук Фёдор. Фёдор Сергеевич Красильников (1875 - после 1915) - учился в Московском университете; был географом, редактором «Ежегодника Русского горного общества», секретарем, товарищем председателя Горного общества . Он дружил с семьей протоиерея Маркова.

Именье унаследовал его сын юстиц-коллегии президент, герольдмейстер и действительный тайный советник, сенатор Никита Михайлович Желябужский (1701 - 1772). Как показали исследования середины прошлого века , сохранившийся в глубине двора особняк («великолепный классический фасад с изящным портиком коринфского ордера и лепными деталями») был возведен при нём не позднее 40–50-х годов XVIII в.

Никите Михайловичу наследовал внук, майор Михаил Иванович Желябужский. В 1780 он пытался получить разрешение на продолжение служб в домовой церкви Нерукотворного Образа, которая дозволена была в 1757 г. его деду Никите Михайловичу. Михаилу Ивановичу в Консистории было отказано.

После Михаила Ивановича в 1794 г. участок достался княгине Анастасии Ивановне Несвижской, жене князя Ивана Васильевича Несвицкого (1740 - 1806), действительный тайный советник. При них около 1801 г. главный дом был коренным образом переработан в классическом духе (вероятно, М. Ф. Казаковым) .

В 1833 г. усадьба перешла к Прасковье Александровне Новосильцевой, урожденной княжне Лобановой-Ростовской (1795-1851), вдове действительного статского советника А. В. Новосильцева (1784-1828). После нее недолго домом владел сын Новосильцевых Василий Александрович, губернский секретарь.

С 1860 г. дом принадлежал статскому советнику, доктору медицины Фёдору Фёдоровичу Броку, сыну штаб-ротмистра Фёдора Ивановича Брока, прусского дворянина, перешедшего в 1787 г. на российскую службу. Его брат - Пётр Фёдорович (1805-1875) - министр финансов. В это время дом был одним из важнейших культурно-просветительских центров Москвы. В нём располагался лучший из частных женских пансионов Москвы. Воспитанницы пансиона исповедовались и причащались в Троицкой церкви.

Первоначально хозяйкой пансиона была жена Фёдора Фёдоровича, Вера Каспаровна, а затем жилица дома Брок, французская подданная Маргарита Дюмушель. В пансионе преподавали ее сын - Иван Феликсович (1831-1899), учивший французскому в нескольких московских гимназиях и училищах, протоиерей Богословский-Платонов, а также другой жилец Брок историк и славист Нил Александрович Попов (1833 - 1892), женатый на дочери С. М. Соловьёва Вере. Все многочисленное семейство академика проживала в ближайшей окрестности.

Маргарита Дюмушель основала «Общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам», адрес которого указывался в доме Брок. А Нил Попов был секретарем «Славянского благотворительного комитета» , также собиравшемуся в доме Брок.

В 1876 г. Вера Каспаровна Брок продала часть строений и земли под исправительный приют для малолетних преступников. Остался лишь ближайший к Глазовскому дом. Приют Рукавишникова - образцовое образовательное учреждение с мировой славой. При приюте была открыта Николаевская церковь в 1879 г.

Оставшаяся часть владения Броков в конце века принадлежала врачу, действительному статскому советнику Леониду Ивановичу Немчинову (1857-после 1916).

Соседями Невицких-Броков по Глазовскому переулку были небогатые купцы Тихомировы. Дмитрий Семёнович Тихомиров (1787 - ок. 1860) торговал чайной посудою. Он происходил из духовенства и приходился родственником протоирею Сергею Ивановичу Тихомирову-Платонову. Дмитрий Семёнович активно участвовал в церковной жизни, в 1820 - 1835 гг. он был старостой Троицкого храма. Его деятельность немало способствовала возвращению участка церковной земли, отсуженной от генеральши Степановой. При его содействии были возведены каменные лавки - основа благоденствия храма. Дмитрия Семёновича разорил сын Павел, который «отправившись на ярмарку с товаром, вернулся безумным и ни с чем». Интересно, что под конец жизни Дмитрий Семёнович был избран городским нотариусом. После смерти мужа Любовь Яковлевна Тихомирова-Платонова жила в этом доме. В 1898 - 1899 гг. по проекту Льва Николаевича Кекушева на этом участке в был возведен великолепный сохранившийся особняк - «первый образец московского модерна». В 1910-х гг. особняком владели супруги Сергей и Наталия Кусевицкие (музыкант и скульптор). В это время его посещала вся музыкальная элита Москвы.

На углу Глазовского и Денежного переулков чудом сохранившийся деревянный особняк с мезонином и портиком. В XVIII в двором владели служащий монастырского приказа Герасим Прокопьевич Лушнев, поручик Луцкого полка Василий Петрович Буланин, школьник Инженерной школы Михаил Семёнович Челищев (впоследствии кавалергард и полковник) и его отец Семён Лукич Челищев (жилец в Новгороцком полку, стряпчий и капитан).

В 1823 г. поручик лейб-гвардии Измайловского полка и кавалер, Александр Константинович Поливанов (1784 - 1845) купил этот пострадавший от пожара 1812 г. двор. Именно он был заказчиком дома, проект которого приписывают архитектору А. Г. Григорьеву. И, хотя дом сохранил его имя, владел он им совсем недолго. Уже в 1826 г. владелицей дома была порутчица Агафья Вилановна Кроткова (1784 - 1849). В 1839 -1842 гг. домом владела кавалерственная статс-дама княгиня Варвара Николаевна Долгорукова, урождённая Текутьева, (1796 - 1885).

После нее домом долгие годы - с середины 1840-х до 1905-х - владели купцы Пановы, занимавшиеся торговлей шерстью. Отец и сын Пановы избирались старостами Троицкого храма Андрей Трофимович в 1848 - 1854 гг., Петр Андреевич в 1874 - 1877 гг. В 1862 по смерти Андрея Трофимовича и его жены Елизаветы Петровны - семейная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» была их детьми Петром и Николаем пожертвована в церковь Троицы.

С 1880 г. там располагалось Симоновское училище для девушек. В нём обучались десять девушек в возрасте от 14 до 18 лет.

Дом с кариатидами был построен корнетом Александром Васильевичем Толстым (1770 - 1823), приобрётшим двор после пожара 1812 г.

В 1839 - 1848 гг. домом владел князь Владимир Иванович Гагарин (1806 - 1860), служивший в архиве Министерства иностранных дел. Он продолжал жить в этом доме и при новой хозяйке штабс-капитанской вдове Марии Сергеевне Сокольниковой (1801 - 1870), владевшей домом 1849 - 1852 гг. После нее в 1852 - 1860 гг. хозяином дома был Орловский губернатор Николай Михайлович Васильчиков (1797 - 1887).

Следующие четверть века (1860 - 1885) в доме жила - семья Гамалея: подпоручик лейб-гвардии Стрелкового Императорской фамилии батальона Николай Гаврилович Гамалея (1806 - 1882), его жена София Львовна и их дети. в 1880 г. из покрова над гробом Софии Львовны Гамалея сделаны замечательные по искусству и богатству ризы парчи серебряной тканые кругами вместе с газом и крестами в коих маленькие, разного цвета просветы весьма нежные на белой шелковой подкладке. Современный нарядный вид дом принял при новых хозяевах - Грачевых.

Участок, на котором ныне расположен Особняк Гутхейля в 1840 г. купил протоиерей Тихомиров-Платонов на имя своей жены, Любови Яковлевны. С тех пор помещения возведенного там дома сдавались внаем. Начиная с 1840-х г. в этом доме жили супруги Олсуфьевы, Петр Матвеевич (1807 - 1865) и Екатерина Григорьевна (1818 - 1876) с дочерью Софией.

Овдовевшая Любовь Яковлевна в 1866 г. продала дом гражданке Анне Сергеевне Грачёвой , супруге потомственного почетного гражданина Александра Александровича Грачёва. В их семье дом оставался до 1887 г.

Непродолжительное время в 1888-1889 гг. домом владел Николай Карлович Бом (1858-1905) , старший брат которого, Фёдор, прокурор Московского окружного суда, был женат на дочери Гамалеи, Елизавете Николаевне. Семейство Бом жило в съемных квартирах в Денежном переулке по крайней мере с 1875 г., Мать братьев Бом, Екатерина Александровна Бом, урожденная Темирязева (1820 - 1897), проживала в доме следующего владельца Гутхеля. Карл Александрович Гутхейль (1851-1921) - директор Московского филармонического общества, владелец музыкально-издательской фирмы владел домом в 1890 - 1904 гг. Существующий особняк был построен при нём.

Два следующих дома по нечетной стороне Денежного переулка не сохранились. Их снесли в середине XX в. Первый из них в 1840-х гг. принадлежала семье Ермоловых: жене генерал-майора Николая Алексеевича Ермолова Александре Петровне и их сыну штабс-ротмистру Н. Н. Ермолову. С 1853 г. двором владеет полковник Михаил Михайлович Александров (1803 - 1861), а после его смерти - его вдова Елена Александровна (ум. 1891). К ней после смерти мужа перебралась Екатерина Григорьевна Олсуфьева. В 1871 г. владельцем дома стал ее родственник (по-видимому, племянник мужа) капитан Дмитрий Александрович Олсуфьев (1824 - 1899).

Среди жильцов - княгиня Александра Львовна Оболенская, которая вместе с соседкой по Денежному Анной Александровной Горчаковой, живущей в доме Волконской, - активные члены Попечительства о бедных, одним из основателей которого был протоиерей Тихомиров-Платонов.

После смерти Екатерины Григорьевны Олсуфьевой в 1876 - 1877 гг. в доме жил лейтенант флота Андрей Ильич Баратынский (1813 - 1889) с семьей.

В 1879 г. жильцом дома был брат жены Николая Бома, сын кузины Тургенева, Виктор Эммануилович Крюгер. Другая жилица в 1879 г. - княжна Екатерина Александровна Ливен в том же году вышла замуж за Николая Павловича Боголепова (1846 - 1901), будущего ректора Московского университета и министра просвещения. В 1890-х гг. жильцами дома были философ

«В нашем храме Святого пророка Илии в городе Улан-Удэ помимо других Святых мощей, покоятся мощи Святого праведного Семиона Верхотурского Сибирского чудотворца. Но иконы Святого в храме нет. Было принят... о решение заказать икону. У нас почти все иконы рукописные, но писались они местными иконописцами. И что бы получить опыт, решили заказать икону на родине Святого. Нашли несколько мастерских по интернету, помолившись отправили заявки, с решением, кто первым откликнется с тем мы и будем сотрудничать.

Так Господь нас познакомил с мастерской "Перед иконой". Подробный экскурс в мир иконописи, проведенный вами, нам показал, что мы попали куда надо.

Придавшись воле Божьей и таланту ваших мастеров мы с радостью сделали заказ. Не имея опыта заказов подобных икон нам поначалу показалось, что икона пишется долго, но видя фото отчет мастера, мы понимали, что хорошее дело быстро не делается. Помолившись, чтобы Святой Семион, открылся нам в этом образе, мы смиренно ждали... И иконописец Наталья, познакомила нас с ним. Такого образа Святого Семиона мы ещё не видели. Перед нами предстал смиренный, глубокий образ праведного Святого.

Работу мастера иконописца Натальи по достоинству оценил настоятель нашего храма, отец Георгий.

В воскресную службу будет отслужен молебен Святому Семиону перед новой иконой.

Молимся за вас и ваше предприятие, чтобы милостивый Господь, ниспослал вам помощь в вашем благом деле.

Вячеслав
г. Улан-Удэ »

Вячеслав ,
Улан-Удэ

«Икону заказывал для своего крестника на день рождение 1 годик.

Листал предложения в интернете. Смотрел работы. Понравилась лаконичность во всём. Тексты простые и грамотные.

Ручную работу не сравнишь... с плоской фото, наклеенной на картон и покрашенной лаком. У меня один крестник и я очень хотел выразить признательность и уважение его родителям прежде всего. Работаю много, поэтому могу позволить себе делать качественные и дорогие подарки с глубоким смыслом и подтекстом. Ребёнок вырастет и поймёт. А пока оценивает мама и папа. Очень давно их знаю, глубоко уважаю.

Когда подарил были эмоции... Слов не было...
Да разве выразишь словами красоту или любовь.

Я сам в свою очередь хочу сказать спасибо. Глубоко тронуло отношение.
Спасибо ещё раз.

Михаил
г.Звенигород »

Михаил ,
Звенигород

«В храм мон-ря нужна была рукописная икона Иосифа Обручника.

Нам понравилась техника письма. Икона получилась тёплая и образ замечательный. Желаем творческих успехов. Помоги Бог!

С уважением сёстры ... Алексеевского мон-ря.
г. Москва
»

Алексеевский женский монастырь ,
Москва

«Добрый день. Икону искали в храм на аналой икону Царской Семьи.
Это инициатива простого народа. Многие из народа обращаются за помощью к Семье. Теперь есть икона.

Не хотели заказывать печатную ико... ну, только рукописную! В интернете нашли несколько вариантов иконописных мастерских и иконописцев-частников. Духовник нашего фонда благословил обратиться в вашу мастерскую. Эта икона не подарок, а соединение усилий прихожан. Икону освятили и она в храме, как будто сто лет и была там. Икона живая. Сильная. Спасибо.

Икона написана очень грамотно, вдохновенно. Большое спасибо мастеру. Желаю вашей мастерской продолжать ваш нужный труд и совершенствовать мастерство, ибо путь совершенства бесконечен. Огромное спасибо!

Татьяна
г. Устюжна »

Татьяна ,
г. Устюжна