Архитектура страны фараонов. Древний Египет

Архитектура Древнего Египта

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий .

Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.

Характеристики архитектуры Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса . Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность - пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит . Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца - деревня Дейр эль-Медина , Кахун , город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся . Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами . Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например - скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса . Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов - «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы . Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы , орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I-II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса , ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб , самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером , или Менесом , были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе .

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра , продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера . Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы , Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса . При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы . Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен , на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе .

Архитектура Среднего царства

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба . Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец , изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком ; по центру пандус вел на вторую террасу , где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита . Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта . Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа , из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества - солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью , изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак , незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера , но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы . За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов . Вход в храм оформляли пилоном , с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком , построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский .

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле . Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону , Ра , и Птаху . Малый воздвигли в честь богини Хатор , образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари .

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей ».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II . Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I ; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

Источники

  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

Несомненно, одна из наиболее развитых цивилизаций прошлого - это Древний Египет. Она формировалась начиная с V века до н.э. вплоть до IV века н.э. За этот огромный промежуток времени египтяне создали множество великих шедевров архитектуры, скульптуры и живописи. Некоторые из них до сих пор считаются примерами высокого уровня мастерства, которые невозможно превзойти.

Архитектура в Древнем Египте

Климатические особенности Египта определили главные строительные материалы, с помощью которых возводились жилые дома и монументальные сооружения. Египтяне использовали кирпичи-сырцы из соломы и грязи для строительства жилья, а вот для сооружения храмов, и гробниц применялся камень. Историю развития древнеегипетской архитектуры принято делить на шесть основных периодов:

  • Додинастический период (до 3200 года до н.э.)
  • Раннее царство (3200-2700 годы до н.э.)
  • Древнее царство (2700-2200 года до н.э.)
  • Среднее царство (2200-1500 года до н.э.)
  • Новое царство (1500-1100 года до н.э.)
  • Поздний период (1100-400 года до н.э.)

Архитектура Древнего царства Египта

Период Древнего царства особо выдающийся в истории древнеегипетской архитектуры. Именно с этого времени начинается возведение грандиозных культовых построек древних египтян: пирамид-гробниц для фараонов, (усыпальниц вельмож) и храмов с колоннами. Также развивается мастерство создания рельефа. Самые легендарные сохранившиеся памятники этой эпохи - комплекс пирамид в Гизе.


Архитектура Древнего Египта: пирамиды

Для египтян была важна загробная жизнь и подготовка к ней, для благополучия после смерти необходимо было соблюдать определенные ритуалы и правила. Для «вечного» существования по древнеегипетским верованиям нужно сохранить тело умершего и соорудить для него дом. Для знатного человека строили мастабу, для обычного - , когда еще они были живы, возводились колоссальные усыпальницы с системой тайных подземных ходов - пирамиды. В них помещали саркофаг с мумифицированным царем и все необходимые вещи и ценности для «вечного» существования. Большинство пирамид построены с использованием пропорции золотого сечения, что говорит о профессионализме и наличии немалых знаний у египетских зодчих.


Художественное искусство в архитектуре Древнего Египта

Древнеегипетские мастера одними из первых начали применять в архитектуре украшение построек рельефами, мозаиками и росписями. Искусство живописи в Древнем Египте следовало строгим законам. С наружной стороны сооружений на стенах изображался фараон. Внутри помещения обычно украшались изображениями культовых сцен. имела свой специфический стиль. Например, позы тел людей были необычны, даже неестественны: голова и ноги нарисованы в профиль, а другие части тела - в анфас. Мужчины рисовались гораздо темнее, чем женщины.

Архитектурные памятники Древнего Египта

Еще один легендарный памятник - пирамиды Гизы, что неподалеку от Каира. К ним относится самая большая усыпальница - пирамида Хуфу (Хеопса), высотой приблизительно 150 метров, одна сторона ее основания равняется 233 метрам.
Наиболее знаменитым архитектурным памятником Древнего Египта является ступенчатая пирамида Джосера, созданная примерно в 2650 году до н.э. Она считается одной из самых древних пирамид, ее высота 62 метра.
Храмы в - это огромный комплекс сооружений и скульптур. Этот шедевр древнеегипетской архитектуры привлекает массу туристов своим величием и загадочностью.
Долина Царей - популярная достопримечательность Египта, расположенная неподалеку от Луксора. Внушительные архитектурные и скульптурные формы поражают воображение. Здесь находятся многочисленные захоронения фараонов Среднего и Нового царств, включая . Сидящие статуи Мемнона в Долине Царей производят ошеломляющее впечатление на зрителей.
И, конечно, невозможно не вспомнить о главном символе и историческом памятнике Египта - величественном Сфинксе. Его длина около 70 метров, а высота в районе 20 метров. Был создан в 2500 году до н.э. Человек-лев гордо возвышается над туристами, и как будто охраняет тайны древних царей.

Тема урока « Архитектура страны фараонов »(2 часа)

Учебные цели и задачи : приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; развивать гуманитарную культуру; повышать уровень их художественного развития; создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти.

Познакомить учащихся с художественной культурой египетского народа, с его незабываемой архитектурой.

Учебные вопросы:

1.Общая характеристика египетской культуры.

2.Пирамиды – «жилища вечности» фараонов.

3.Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

4.Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества.

5.Архитектурные сооружения Позднего царства.

Основные понятия: Фараон, пилоны, сфинксы, пирамиды, папирус, колоннада, пандусы.

Оборудование:Презентация "Архитектура страны фараонов", Тест "Архитектура Египта"

Ход урока:

1.Опрос по домашнему заданию.

Гл. 1 стр. 18 вопросы 1-4

2. Изучение нового материала.

Презентация "Архитектура страны фараонов"

Общая характеристика древнеегипетской культуры.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.


Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус (материалом для него служил упругий лист, склеенный из полосок нарезанной тонкими слоями сердцевины нильского тростника, тоже называемого папирусом), иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка). Египет – это родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения египтян в области математики и астрономии : они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.

Доклад ученика: “Папирус”

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота . Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счет, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греческого “хиерос” – “священный” и “глифе” – “вырезанное”) – рисунки значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали и росписи, и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса – тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение “красная строка”), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в “Книге мёртвых”. Художник изобразил рай загробной жизни Иару – это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанного около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.


Всю историю Египта можно разделить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический. Есть еще более подробное деление: 1) додинастический период (IV тыс. до н. э.);
2) Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н. э.);
3) Среднее царство (XXI–начало XIX вв. до н. э.) ;
4) Новое царство (XVI-XII вв. до н. э.);
5) Позднее время (XI в. до н. э. – 332 г. до н. э.).

Сообщения учеников:

Доисторический период начинается в V или VI тысячелетии до н. э. Население тогда жило так же, как и сейчас, по берегам Нила. Уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне сооружали каналы, с помощью которых в период разлива (июнь – сентябрь) доставляли нильскую воду, содержащую плодородный ил, на ближайшие поля. Отметки о состоянии воды в разные периоды дали, вероятно, первый толчок к возникновению письма; строительство каналов положило начало геометрии. Археологические находки начала IV тысячелетия до н. э. говорят об использовании металлов, главным образом меди, значительном развитии ремёсел и торговли, в том числе со странами Передней Азии, и на удивление высоком уровне мастерства обработки металла . Захоронения этого периода дают материал, говорящий о формировании религиозны представлений и о процессе имущественного расслоения. Согласно Манефону, история Египта началась объединением Верхнего и Нижнего Египта царём Меной (Менесом).

Период Древнего царства , существовавшего в 2700 – 2270 года до н. э., включает с III по VI династии “строителей пирамид”. Первым царём Древнего царства и одновременно первым строителем пирамиды был Джосер. Его пирамида в Саккара – древнейшее монументальное сооружение из камня. Второй была незаконченная пирамида его сына Сехемхета. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. В период правления преемника Хефрена вспыхнуло одно из первых зафиксированных в истории восстаний народных масс; его причиной был невыносимый гнёт, который испытывал египетский народ, работавший до изнурения на строительстве пирамид. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство, главной опорой которого были мощная армия, чиновничий аппарат и жрецы; экономическую основу составляло сельское хозяйство с развитой оросительной системой. Богатство правителей увеличивалось с помощью грабительских войн. Вместе с тем пятисотлетний период Древнего царства был временем расцвета культуры; иероглифическое письмо достигло последней ступени своего развития, и наряду со строительством пирамид широко развилось изобразительное искусство – скульптура и росписи гробниц.

Первое междуцарствие (2270 – 2070 гг. до н. э.) характеризуется ослаблением центральной власти и постепенным распадом Египта на номы. Раздробленное государство не имело сил для организации захватнических войн, необходимых для приобретения нужных в экономике рабов; оросительная система приходила в запустение. Египет шёл к упадку. В стране царил хаос, и на разичных тронах в номах сменяется более сорока ничем не примечательных властителей . Мало кому из правителей удалось сохранить порядок.

Среднее царство (2070 – 1790 гг. до н. э.) включает XI – XII династии. Египет превращается в “цветущий зелёный сад”, совершенствуется металлургия, высокого уровня достигает ювелирное искусство, снова начинают строиться пирамиды, но значительного меньшего размера и преимущественно не из камня, а из необожжённого кирпича с каменной облицовкой. К знаменитым постройкам того времени относится заупокойный храм – пирамида Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и пирамиды в Лиште, Дашуре, Иллахуне. Прекрасно построен и город Хотеп-Сенусерт в Фаюмском оазисе, возникшем благодаря проведению оросительных каналов в пустыне.

Второе междуцарствие (ок. 1790 – ок. 1580 гг. до н. э.) начинается большими народными восстаниями. Их движущей силой становится сельская беднота, а к ней присоединяются и средние слои городского населения. В это время в разрозненную страну проникают кочевые племена из Азии, и правители на троне Египта часто меняются. Во времена XV династии в Египет вторгаются гиксосы и полностью его подчиняют. Начинаются новые восстания, на этот раз против чужеземной власти. В конце концов одерживает победу фиванский правитель – фараон Яхмос I, он и становится основателем новой, XVIII династии.

Новое царство (ок. 1580 – ок. 1090 гг. до н. э.) включает XVIII – XX династии и является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта. Фараоны Тутмос III и Аменхотеп II продолжали традиционную политику завоеваний и покорения чужих земель. При фараоне Аменхотепе IV была проведена коренная реформа религии: он заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Атону и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Атону. Политической целью этой реформы было ослабление власти жрецов, укрепление сильного, централизованного государства. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем преемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона Ахетатон (Горизонт Атона). Во времена Рамсеса II мощь египетского государства и власть фараонов достигают своей вершины. Свидетельством славы Рамсеса стали колоссальные храмы в Абу-Симбеле, Карнаке и Луксоре… Огромное строительство и беспрестанные войны истощили страну. После смерти Рамсеса в стране наступает хаос.

Позднее царство (примерно 1090 – 332 гг до н э) начинается XXI династией. Наиболее известен фараон Шешонк I, который завоевал Иерусалим и захватил храм царя Соломона. После его смерти положение в стране ухудшалось, и Египет попал под власть нубийцев, царь которых Шабака основал XXV династию. Это были правители, воспитанные на египетской культуре, они управляли согласно египетским традициям, и положение в стране улучшилось. Между тем на Востоке растёт могущество Персидского царства, стремящегося к “мировому господству”. У Египта уже нет сил для ответа персам. В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз вторгается в Египет и свергает с трона последнего властителя последней египетской династии – Псамметиха III. Почти 200 лет находился Египет под персидским владычеством . Временами он снова добивался определённой независимости, но уже не достигал былой славы и мощи.

Развитие архитектуры страны фараонов.

Все жители подчинялись неограниченной власти фараона. В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного при жизни правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура – ведущий для этой страны вид искусства. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре. Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамиды, обелиск, колонна).

Пирамиды – это удивительные искусственные горы – гробницы древних египетских царей. Это самое большое чудо Египта, поражавшее людей ещё в древности. Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя.

Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

Всего пирамид около семидесяти, а может, и около восьмидесяти. Вначале их было больше, некоторые поглотило всепожирающее время, другие пали жертвой песчаных заносов пустыни. Понятие “пирамида” всем хорошо известно из школьного курса стереометрии. Это слово иногда толкуют как производное от греческого “пир”, что означает “огонь” (огонь пылает так, что пламя похоже на остроконечную пирамиду); иногда производят от слова “пира”, что означает “граница погребения” или, иными словами, “могила”.

Не все пирамиды имеют правильную геометрическую форму. Наиболее древняя форма – ступенчатая пирамида в Саккара, которую приказал воздвигнуть фараон Джосер. Её размеры весьма внушительны: основу составляет прямоугольник со сторонами 125 Х 115 метров, высота около 60 метров. Её возраст, как считают археологи , от 4600 до 4800 лет.

В Дашуре находится пирамида с ломаными контурами стен, так называемая ромбоидальная. Она выглядит так, будто строители кончали её в спешке, по существу не достроив. И на этом всё разнообразие пирамид кончается.

Но те пирамиды, которые относятся к чудесам света, представляют собой правильные четырёхгранные пирамиды с квадратными основаниями, и все похожи друг на друга, как две капли воды.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож . Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.

Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

Самой большой по размерам является пирамида Хеопса. Она почти на сто лет моложе пирамиды Джосера, но во всём прочем её превосходит. Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хеопса кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хеопса являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".

Учёные подсчитали, что пирамида Хеопса(Хуфу) была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Общий объём – около 2525000 кубических метров. Пирамида занимает площадьквадратных метров , то есть 5,4 гектара. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Пирамида Хеопса выше купола Микеланджело над римским собором святого Петра, самым высоким христианским храмом. Выше лондонского собора святого Павла, парижского собора Нотр-Дам. Если бы пирамида была полой, в неё вошла бы вся площадка со стартовой вышкой для космической ракеты. На строительство Большой пирамиды пошло около 2 каменных блоков примерного объёма свыше 1 кубического метра и веса в 2,5 тонны каждый.

Второй по величине после гробницы Хуфу(Хеопса) считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

"Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Учёные считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались тёмные статуи фараона - владыки , принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вёл длинный крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали . Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель Диодор, живший в I в. н. э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Рядом с пирамидами Хеопса и Хефрена находится пирамида Микерена, внука Хеопса. Её высота - 66 м., а длина каждой стороны - 108 м. Немалая часть материала из этой пирамиды пошла на изготовление каирской Цитадели, поэтому она сохранилась хуже других.

Эти три пирамиды возведены в Гизе – это современное название большого каирского некрополя, занимавшего примерно 2000 кв. м.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

Кроме пирамид в Древнем Египте строились заупокойные храмы в честь богов. Наиболее распространены были храмы-святилища в честь особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы. Этот грандиозный ансамбль строился на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке является древний храм Амона. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам. Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона – башни в виде трапеции с высокими обелисками – составляли фасад здания.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада длиной 260 метров. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

На левом берегу Нила простирается Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале 15 в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м. и имеет длину 213 м.

Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества.

Последнему великому фараону Египта Рамзесу II принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле. Большой храм посвящён богу Амона-Ра, богу Птаху, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Малый храм посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы.

Архитектурные сооружения Позднего царства.

Новым элементом храмовых комплексов во время Позднего царства стали святилища, посвящённые культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. Лучше всего сохранился храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора в виде сокола из чёрного гранита.

Египетская архитектура развивалась 3000 лет, и до сих пор она волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.

3. Выполнение теста по изученному материалу.

4. Домашнее задание: Гл.2 стр. 27 вопр. 1-4

5. Итог урока.

Основой религии Древнего Египта была вера в загробную жизнь, во всем подобную земной, и поэтому гробницы наряду с храмами стали главными архитектурными сооружениями. Храм был жилищем бога, а гробница – местом пребывания духа и тела умершего. Гробницы тщательно строились и укра-шались, они были символом вечности. Расцвет архитектуры Древнего Египта связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта.

В период Раннего царства гробницы были довольно простыми сооружениями с массивными стенами и напоминали по внешнему виду завалинку у дома. Арабы называют такую гробницу мастаба, что по-арабски значит «скамья». Города и дворцы Древнего Египта давно стали пылью, а его храмы и дома мертвых до сих пор служат источником вдохновения для современной архитектуры.

Мастаба напоминала могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме и насыпали холм, которому затем придавали правильную форму.и обкладывали кирпичом. Гробницы могли быть с множеством наземных и подземных помещений, богато украшенных и содержащих утварь и припасы. В основе конструкции были деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем – кирпичной кладкой.

Фасад дворцов

Фасады гробниц, видимо, имитировали фасады дворцов, ведь гробница была резиденцией фараона в другой жизни. Дворцы строили из дерева, а обычай делать фасады из илового кирпича, вероятно, пришел из Месопотамии. Часто гробницы были ярко раскрашены, и следы раскраски сохранились до сих пор.

Погребальная камера

Погребальная камера иногда вырубалась в скале и опускалась на большую глубину. Камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися каменными плитами.

В одном некрополе встречались и совсем маленькие могилы с одним помещением, принадлежавшие рядовым общинникам или чиновникам, и большие, принадлежавшие родственникам царя с множеством наземных и подземных помещений.

Кирпич-сырец

Кирпич-сырец, сделанный из смеси ила и соломы, был обычным материалом для строительства домов в Древнем Египте.
Он использовался и в Месопотамии, что дало возможность заимствовать технику и применять ее не только в бытовом строительстве, но и для монументальных построек.

Ложная дверь

Гробница была домом умершего, предназначенным для вечной жизни. А глухая дверь, каменная или сделанная из кирпича-сырца, имитировала настоящую входную дверь. Через нее «двойник» умершего, Ка, мог уйти из гробницы и вернуться. Дверь обычно располагалась в восточной стороне, обращенной к Нилу.
Самые сложные гробницы состояли из множества помещений и представляли собой настоящую резиденцию для умершего и одновременно ворота в вечность. Комнаты были украшены рельефами со сценами из повседневной жизни, орнаментами. Здесь также были кладовые, молельня. комнаты для отдыха и столовая.

Пирамиды

Египет невозможно представить без пирамид. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе. Она – единственное сооружение из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг. до Р.Х.). Это были гробницы фараонов. КIV динас- & тии культ фараона усилился. Его считали богом. А умерший фараон был покровителем своей страны. В это время уже окончательно была найдена идеальная форма для вечного дома фараона – пирамида. В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг. до Р. X.) пирамиды перестали быть исключительно царскими. Они сделались меньше по размеру, но были прекрасно украшены внутри рос-писями и рельефами, а также их стены были покрыты иероглифами, известными как Тексты пирамид.

Ступенчатая пирамида. Саккара (ок. 2778 г. до Р. X.)

Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера была самой ранней. Она была частью погребального ансамбля, состоящего из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов. Ансамбль находится в южной части некрополя в Саккаре.

Первоначально была воздвигнута большая мастаба из блоков известняка. Стены снаружи были облицованы каменными плитами. С северной стороны находился вход, ведущий к глубокой шахте. Внизу располагалась по-гребальная камера. В ходе строительства гробницу решили увеличить в высоту, поставив на первую мастабу еще три.

Первоначально пирамида была задумана как семиступенчатая, но затем к ней прибавили еще один уступ, промежутки между мастабами засыпали мелким камнем и всю пирамиду облицевали каменными плитами. По форме она напоминает две мастабы, поставленные одна на другую.

Пирамида Унаса. Саккара

Эта пирамида, являющаяся царской гробницей и расположенная рядом со ступенчатой пирамидой, выглядит совсем простой. Ее стены покрыты вырезанными иероглифами. повествующими о путешествии мертвых в загробный мир.


Вторая пирамида Снофру напоминает мастабу на которой возвышается пирамида. Изменение угла наклона ее граней с 56 градусов до 43 сделало ее стороны ромбовидными. Возможно, это понадобилось, чтобы сделать пирамиду более устойчивой.

Погребальный ансамбль в Абусире (V династия)

Ансамбль включает пирамиду, нижний и верхний храмы. Основное ядро пирамиды облицовано белым известняком, верхушка – гранитная. Нижний храм был как бы входным залом и использовался как пристань. Верхний храм имел двор, окруженный галереей, крышу которой поддерживали колонны.

Пирамиды знати. Абидос

Начиная со Среднего царства, пирамиды возводились не только для фараонов, но и для людей знатных, а также и просто богатых. Пирамиды были меньшего размера, но богато украшенные рисунками и рельефами.

Плиты в пирамидах

Решетки устанавливались на пути к камере захоронения как защита от грабителей. Деревянные колья поддерживали гранитную плиту. Если в гробнице пытались что-либо сдвинуть, плита падала, и гробница наглухо закрывалась.

Великие пирамиды Гизы

Комплекс пирамид, сооруженный в Гизе фараонами IV династии, Хеопса, Хефрена и Микерина самый большой в древнеегипетской архитектуре. Тысячи каменных блоков были переправлены по реке. Затем их перетащили с помощью специальных устройств на границу с пустыней, чтобы построить здесь гробницы в форме правильных пирамид. В свое время огромный масштаб
строительства пирамид и прилегающих к ним сооружений стал причиной воз-никновения теорий о деспотичном и бесчеловечном правлении египетских фараонов этого времени. Но методы и способы, с помощью которых были
возведены пирамиды, до сих пор остаются неясными.

Великая пирамида Хеопса является чистейший геометрической формой и по сей день служит источником вдохновения для архитекторов в строительстве современных зданий, как, например, в Париже.

Великая пирамида Хеопса (2680-2565 до Р.Х.)

Самая большая из трех пирамид. пирамида Хеопса достигает 146.59 м в высоту, она занимает площадь 5.2 гектара. При строительстве пирамиды использовался привозной известняк. На каждой стороне пирамиды находилось углубление с царской лодкой, чтобы душа фараона могла путешествовать.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. От входа идет длинный коридор к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Эти ничем не украшенные коридоры являлись священным проходом, предназначенным для мертвых.

Первоначально пирамиды были облицованы известняком, образовывавшим гладкую белую поверхность, а верхняя часть, возможно, была покрыта золочеными плитами с выбитыми на них молитвами.

Внутренняя часть пирамиды состояла из тысяч каменных блоков, весом около 2,5 тонны. Добытые в каменоломнях с огромным трудом и укрепленные на месте с помощью тонкого слоя известкового раствора, они укладывались на свои места людьми.

Разгрузочные камни

Четыре разгрузочных камня находятся над входом в пирамиду.
Над потолком погребальной камеры в нескольких рядах кладки оставлены пустоты для облегчения давления огромной массы. Эти приемы показывают, что египтяне знали и применяли на практике законы физики. Вход в пирамиду после захоронения был тщательно заделан.

Погребальная камера пирамиды Хеопса

Погребальная камера, защищенная решеткой, покрыта пятью рядами кладки, каждый ряд которой состоял из девяти каменных плит, уложенных одна на другую. Два узких коридора, назначение которых до сих пор неизвестно, вели из камеры наружу.

Галерея пирамиды Хеопса

Длинная галерея вела к погребальным камерам, расположенным на разных уровнях. Свод галереи состоит из семи гориэон тальных выступающих один над другим рядов каменной кладки. Каждый следующий ряд является опорой предыдущего. Ничем не украшенная кладка галереи дополняет сдержанно монументальный внешний облик пирамиды.

Сфинкс

Находится рядом с пирамидой Хефрена. Он высечен из большой скалы, напоминающей по форме лежащего льва. Это один из примеров изображения льва с головой человека, в традиционном головном уборе фараона и с накладной бородой. Скульптор придал голове сфинкса портретные черты Хефрена.

Длина Сфинкса – 72 метра, высота – 20 метров. Он вырезан из огромного осколка скалы возле пирамид.

Некрополь Гизы

Три главных составляющих некрополя Гизы – пирамиды Хефрена, Хеопса и Микерина расположены по диагональной оси. Их погребальные храмы обращены в сторону Нила. На западе находились мастпабы высших сановников.

Скальные гробницы

В период Древнего царства пирамиды были основной формой гробниц фара-онов. Для захоронения знати строили мастабы. Но в эпоху Среднего царства появились гробницы, вырубленные прямо в известняковых холмах, распо-ложенных возле Нила. Вскоре гробницы для фараонов тоже стали вырубать
в известняке. К самым известным скальным гробницам относится Долина царей – место погребения фараонов Нового царства недалеко от Фив на западном берегу Нила. Гробницы состояли из нескольких комнат, предназ-наченных для погребальных даров и погребения умершего. Они были ук-рашены яркими росписями с изображениями сцен повседневной жизни, священных церемоний, мифологических сцен и похоронных обрядов.

Гробницы в Бени-Хасане вырезаны в скале. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивающаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннадами.

Вход, обрамленный двумя колоннами, ведет в прямоугольную камеру с четырьмя колоннами, в стене которой вырублена ниша. Потолок плоский или с небольшим сводом. Вход является единственным источником света.

Колонны установлены на больших плоских круглых каменных основаниях, которые с небольшими изменениями использовались в египетской архитектуре.

Для портиков делались колонны двух видов: шестиугольные с ровными гранями и шестнадцаиугольные с вогнутыми гранями. Считается, что они несли чисто эстетическую функцию, смягчая жесткость традиционной прямоугольной структуры гробниц. Колонны слегка сужаются кверху, а вмес- то капители у них квадратная плита.

Ложный ход

Ложные ходы, ямы, фальшивые камеры должны были защитить гробницы от осквернения. Ложный ход вел нарушителей покоя гробниц к пустой погребальной камере, тогда как настоящее захоронение скрывалось под ним.

Вырубленные в скалах гробницы сначала были относительнопростыми по форме. Но с XIX династии форма стала развиваться в сложную систему украшенных рельефами камер, соединенных между собой коридорами и лестницами. Для создания последних приглашалась специальная команда мастеров из деревушки Дейр эль-Мединэ.

В роскошно декорированной погребальной камере находился саркофаг. Он обычно вырезался из цельного куска гранита и был покрыт иероглифами, которые образовывали красивый графический узор.

Гробницы Долины царей были вырублены в толще скал, в попытке спрятать их от грабителей. Здесь же находится гробница Тутанхамона, прекрасно сохранившаяся до XX в.

Храмы

Храмы, как и гробницы, строились из камня. Они были жилищами богов и походили на жилище человека. Скупые свидетельства о ранних храмах со-хранились лишь благодаря сооружению на их месте более поздних храмов. Расцвет храмового строительства приходится на Новое царство, Храмы именно этого времени прославили древнеегипетское зодчество и до сих пор возвышаются над современными городами, окружающими их. Интерьеры храмов были богато украшены. Достаточно обычны были изображения фараонов, их побед и жизни. Храмы были также важными социальными и политическими центрами. В эпоху Нового царства жречество обладало огромной властью, и храмы были независимы и служили лишь богам.

Погребальные храмы строились рядом с гробницами. В них приносили дары умершему. Храм состоял из входной галереи, внутреннего двора, святилища и ниши.

Храм солнца. Абусир

Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра. К храму в Абусире от пристани на Ниле вел мощеный коридор с верхним светом. В центре двора храма стоял обелиск, а около храма – каменная священная ладья, посвященная солнечному богу.

Храм сфинкса Гиза.

Нижний храм пирамиды Хефрена расположен рядом со сфинксом. Он примыкал ко двору пирамиды и соединялся дорогой с верхним храмом.

Рамссеум (ок. 1279 до Р. X.)

С восточной стороны погребального храма Рамсеса II находился пилон, за которым располагался открытый двор со статуями царя в виде бога Осириса. На северную сторону двора выходил фасад дворца с портиком с двойной колоннадой.

Храмы имели свою символику, объясняющую мифологическое происхождение Египта. Ограждающая храм стена обозначала границы вод, а база, на которой стояло святилище, символизировала первозданный холм, на котором был основан Египет.


Колоссы – огромные статуи, вырубленные из камня, изображали сидящего или стоящего фараона в виде божества, с короной или царским головным убором. Обычно они ставились перед храмами и могли весить до 1.000 тонн.

Храм Хатшепсут. Дейр эль-Бакри (XVIII династия)

В храме Хатшепсут. в отличие от других заупокойных храмов, не было погребения. Он располагался на трех террасах. От молельни внизу к храму вела дорога, по сторонам которой стояли высеченные из известняка сфинксы. На нижней террасе располагался первый двор I с прудом, второй, с портиком с четырехгранными колоннами, – на средней террасе. Двор верхней террасы был обнесен колоннадой. К нижней террасе прилегают два святилища – Анубиса и Татхор. По бокам верхней возвышались пятиметровые статуи Хатшепсут.

Высокие трапециевидные каменные башни – пилоны – обрамляли вход в храм. Сверху пилоны были накрыты карнизом и искусно украшены рельефами. Как правило, на передней поверхности пилона располагались сюжеты, рассказывающие о жизни фараона, а на задней – ритуальные сцены.

Храмы Карнака. Фивы

Построенный в Фивах на восточном берегу Нила, храмовый комплекс в Карнаке был центром культа Амона, верховного божества Египта. Карнак стал средоточием религиозной жизни в период Нового царства. Возможно, именно поэтому в Фивах было выбрано место царского некрополя на западном берегу Нила. Карнак строился в течение долгого времени. Фараоны возводили здесь великолепные постройки, надеясь на благо- склонность богов.
В Амарнский период (1570-1314 гг. до Р.Х.) были сделаны попытки уменьшить власть карнакского жречества, столица перенесена в Амарну, установлен новый культ, но со смертью фараона Эхнатона старый порядок быстро восстановился и Карнак снова начал процветать.


К входу в храмовый комплекс вела аллея сфинксов – широкая дорога, обставленная с двух сторон статуями сфинксов. Все статуи повторяли друг друга. Они создавали настроение торжественности перед входом в храм.

Храмовый комплекс был огражден мощной стеной и состоял из главного храма, посвященного Амону, священного озера, храмов другим богам, домов, школ и подсобных строений. Он являлся религиозным и социальным центром Фив. Карнакский храм был посвящен триаде богов: Амону-Ра. Мут и Хонсу.

Огромный по масштабу карнакский храм включает в себя: пилонов, несколько внутренних дворов, гипостильный зал, молельни, храмы. Комплекс сложился в период Нового царства. Он построен из песчаника и известняка. Гранит и кварцит были использованы для украшения храмов, статуй и обелисков.

За первым пилоном сохранились остатки пандуса. Он использовался во время строительства пилона, а затем его постепенно разрушали.

Обелиск

На примере обелиска можно говорить о технологических достижениях Нового царства. Громадную монолитную гранитную глыбу весом до 350 тонн до-ставляли к храму и уже на месте декорировали. Обелиски XVIII династии были покрыты золочеными иероглифами, составлявшими тексты, посвященные богу Ра.

Гипостиль (большой зал с колоннами) в Карнаке насчитывает 134 колонны. Он был построен в царствование Рамсеса II.
Колонны делили зал на несколько нефов, причем центральный был более высоким, чем боковые, а также поддерживали потолок, состоящий из огромных каменных плит. В центральном нефе колонны были в виде раскрытых па-пирусов, а в боковых – лотосов. В потолке центрального нефа были окна.

Капители колонн имитировавшие природные растительные формы: папирус, лотос, пальмы, проходят через всю египетскую монументальную архитектуру. Их формы, по-видимому, происходили от древних тростниковых святилищ. Теперь же вырезанные из камня, колонны были обильно декорированы резьбой и раскрашенными иероглифами, ритуальными рисунками и природными орнаментами.

Храм Хонсу (ок. 1198 до Р. X.)

Этот храм посвящен Хонсу (сыну Амона и Мут) и выдержан в традиционных для храмов Нового царства формах. Он поставлен на небольшое возвышение и имеет несколько ступенек. Потолок низкий. Храм не имел окон и освещался искусственным светом.

Нубийская граница

Южная граница с Нубией, или Кушем, была очень важна для Египта, так как Нубия богата золотом и камнем. Город Асуан, где были богатейшие гранитные каменоломни, лежал на границе страны, и караваны, доставлявшие золото, слоновую кость, шкуры пантер, рабов, проходили здесь. Здесь же находились поместья египтян, храмы. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. Нубия, наконец, стала египетской провинцией, а изображения темнокожих нубийцев появились в гробницах этого времени.

Абу-Симбел

Несмотря на то что храмы высечены в скале, они повторяют традиционную планировку египетских храмов. Это самые большие и величественные соору-жения. которые были созданы на протяжении всей истории Египта. Главное их украшение – рельефы с изображением битвы при Кадеше. фараона Рамсеса, жертвующего пленных богам.

Нубия (ок. 1260 г. до Р. X.), построенный Рамсесом II. этот монументальный храм был вырублен в скале в Абу-Симбеле. По сторонам входа возвышаются четыре огромные портретные статуи Рамсеса II на троне. Карниз украшен небольшими статуями сидящих павианов – священных животных бога Тота. Над входом высечено изображение бога солнца с головой сокола.

Портал храма имел традиционную форму с узким входом. За ним располагался зал с восемью столбами, к которым были приставлены статуи Рамсеса в виде бога Осириса. За первым залом располагался поперечный зал. в котором хранилась священная ладья, святилище и узкие камеры, которые, видимо, являлись складскими помещениями.

Восемь статуй, изображающих Рамсеса II в облике бога Осириса, царя мертвых, располагались в пёрвом зале храма.
В эпоху Нового царства культ Осириса переживал возрождение. Наличие характерного для Осириса головного убора, короны Атеф, свидетельствует о том, что фараон изобразил себя в виде бессмертного бога еще при своей жизни.

Ворота были узкими. Над ними возвышалась наблюдательная вышка. Большой отряд следил за безопасностью.

По крайней мере восемь крепостей из камня « кирпича-сырца было сооружено вдоль Нила.
На юге две крепости из кирпича-сырца, облицованные внутри камнем, стояли на берегу Нила, охраняя границы египетских завоеваний.

Как сам форт, так и огораживающая его стена демонстрируют особенности конструкций, предвосхитивших устройство позднейших европейских замков. Амбразуры в стене, зубцы, из-за которых стреляли лучники, были уже в Египте, тогда как рвы и парапеты – изобретения более поздние.

Эллинистические храмы

В 332 г. до Р. X. войска Александра Македонского вступили в Египет. Жречество приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона». При нем в Египте началось строительство, но настоящий расцвет эллинистической архитектуры относится ко времени правления преемников Александра, царей македонской династии Птолемеев (305-30 до Р. X.).

Иноземное владычество возродило египетские формы и традиции. Птолемеи
поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. Основные элементы конструкции и расположение помещений остались прежними. Храмы все еще играют большую социальную роль, оставаясь центром жизни города.


Храм Гора построен из песчаника. Все его помещения: пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни – расположены симметрично по одной оси. В пилоне находилась лестница, по которой можно было подняться на крышу. Тексты, находящиеся на стенах храма, сообщают, что он был построен по древним образцам.

Проходя под карнизом пилона, в центре которого помещен солнечный диск с изображением змей с двух сторон, посетитель попадал во внутренний двор, обнесенный с трех сторон колоннадой. В глубине двора стоит огромная, вы-сеченная из камня статуя бога Гора в образе сокола.

Храм в Эдфу сохранился лучше всех остальных эллинистических храмов. Он строился около двухсот лет. Крыша в храме использовалась для религиозных ритуалов.

Пронаос храма в Эдфу

Пронаос – это помещение с колоннами, входной зал, расположенный перед святилищем.

В Эдфу в пронаосе находилось три ряда по шесть колонн с гладкими стволами и капителью в виде открытой чашечки цветка. Единственным источником света было отверстие в потолке.

Колонны с головой Хатхор Отождествляемая греками с Афродитой, Хатхор была богиней любви. Храм Гатор легко узнать по колоннам с капителями, на которых с четырех сторон изображены головы Хатхор. Колонны находятся в храма.

Карнизы

Карниз – горизонтальный выступ, идущий вдоль верней части стены или пилона. Характерный элемент египетской архитектуры. Карнизы ранних построек были просты, более поздних, украшались рельефами и несли смысловую нагрузку.

Экранная стена разработана для того, чтобы ограничить доступ света в пронаос. сделана из тонкого камня и проходит за колоннами первого ряда. Она украшена изображениями царей и цариц, а также мифологическими сюжетами.