Военные по ошибке сбили самолет. В Сирии пропал самолет с российскими военными

Российский военный самолет радиоэлектронной разведки с 15 военнослужащими на борту пропал над Средиземным морем при возвращении на авиабазу "Хмеймим". База потеряла с ним связь в понедельник, 17 сентября, около 23:00 по московскому времени, когда воздушное судно находилось над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии.

Самолет исчез в то же самое время, когда четыре истребителя F-16 ВВС Израиля нанесли ракетный удар по нескольким объектам в прибрежном городе Латакия. Официальное сирийское агентство новостей SANA сообщило, что батареи противовоздушной обороны перехватили несколько ракет. Утверждалось, что израильские ВВС со стороны моря атаковали "заводы по производству бытовой химии и алюминия, а также электростанцию в Сакубии". Однако базирующаяся в Лондоне организация Syrian Observatory for Human Rights сообщила, что ракетным ударом были уничтожены два склада вооружений в районе базы сирийских ВМС.

Командование российской авиабазы организовало поисково-спасательную операцию, однако судьба российских военных неизвестна, сообщили в Минобороны РФ.

По информации источника, катастрофа произошла, когда сирийские военные пытались сбить запущенные по территории Сирии израильские ракеты.

О том, что в Вашингтоне считают, что российский самолет был сбит сирийскими зенитными орудиями, сообщает и агентство Reuters со ссылкой на неназванного американского чиновника.

Однако официальный Дамаск пока никаких комментариев не дает.

Телеканал "Россия-24", ссылаясь на некие источники, сообщает, что сирийские силы противовоздушной обороны (ПВО) минувшим вечером, когда пропал самолет ИЛ-20, более получаса отбивали атаку израильских ВВС. "Сирийские системы ПВО работали более 40 минут. Часть ракет была перехвачена, однако некоторые попали в цель, поразив промышленные объекты, включая завод по производству алюминия, а также бытовой химии", - сообщает телеканал.

Пресс-служба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) не комментирует информацию об обстреле. "Мы не даем комментариев по поводу сообщений из-за рубежа", - сказала представительница пресс-службы израильской армии.

По данным Минобороны РФ, ракета зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", которой сбили малайзийский Boeing, была произведена в городе Долгопрудный Московской области в 1986 году, однако почти сразу же отправлена на Украину, откуда в Россию больше не возвращалась. И на момент атаки на пассажирский лайнер четыре года назад эта ракета состояла на вооружении украинской армии.

Ракета с бортовым номером 886847379 прибыла в войсковую часть 20152 - 223-ю зенитно-ракетную бригаду. В 1986 году эта бригада входила в состав Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в городе Теребовле Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении стояли ЗРК "Бук". После распада СССР на территорию РФ эта военная часть не выводилась, а была включена в состав Вооруженных сил Украины. Сбившая самолет ракета стояла на вооружении ракетного полка, который привлекался к операциям на востоке Украины. Указом президента Украины Петра Порошенко эта часть была переименована в 223-й зенитно-ракетный полк. В настоящее время она дислоцирована в городе Стрый Львовской области, на ее вооружении по-прежнему состоят комплексы "Бук".

Справка: Ил-20 или "Лысуха"

Когда российские телеканалы транслируют в эфире изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов штурмовиков по позициям боевиков в Сирии, то зачастую эти съемки - результат наблюдения самолета радиотехнической разведки Ил-20.

Ил-20 (по кодификации НАТО Coot, "Лысуха"), созданный ОКБ имени Ильюшина - самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), оснащенный ИК-сканером, оптическими датчиками, РЛС бокового обзора.

Самолет Ил-20, разработанный в 1965 году на базе пассажирского самолета Ил-18Д, большая дальность полета и вместительный фюзеляж которого позволяли создать такую машину в короткие сроки и с минимальными затратами, предназначался для комплексной разведки приграничной полосы без перелета государственной границы. Для решения этих задач был создан специальный комплекс средств разведки, аппаратуру которого разместили в пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе, напоминает РИА "Новости" .

21 марта 1968 года состоялся первый полет опытного самолета Ил-20. Испытания полностью оборудованного Ил-20 завершились летом 1969 года.

Самолет использовался для разведки вдоль пограничной полосы и госграницы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. В подфюзеляжной гондоле самолета находилась антенна радиолокационной станции бокового обзора "Игла-1". Также на самолете устанавливалась станция детальной радиотехнической разведки "Квадрат-2" и аппаратура радиоперехвата "Вишня". В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для шести (впоследствии восьми) операторов радиотехнических систем.

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов, в каждом округе имелось несколько таких самолетов.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолета Ил-18Д был создан Ил-20РТ, который использовался в качестве самолета телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе Ил-18Д, получивший название Ил-22. Практически все самолеты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета "Аэрофлота", а также имели на бортах надпись "Ил-18".

В 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолет-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. В 2011 году начались испытания готовой машины, а в 2016 году три самолета Ил-22ПП были переданы заказчику.

Размах крыла Ил-20 составляет 37,42 метра. Длина самолета - 35,9 метра, высота - 10,17 метра.

Максимальная взлетная масса - 64 тонны. Максимальная скорость - 675 километров в час, крейсерская скорость - 620 километров в час. Дальность полета - 6,2 тысячи километров. Экипаж - 13 человек.

Минобороны прояснило ситуацию вокруг исчезновения российского самолета-разведчика Ил-20. В понедельник, 17 сентября, около 22.00 часов, четыре израильских F-16 нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия .

Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря.

x HTML-код

Ракетные удары по Сирийским объектам в Латакии.

«При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Оверн» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России , - сообщили в российском оборонном ведомстве. - Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии . В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию».

При этом, по данным Минобороны России, Израиль не предупреждал российскую сторону о готовящейся атаке заранее. По «горячей линии» уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону.

«Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибло 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», - подчеркнули в Минобороны.

Ил-20 - это самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе пассажирского самолёта Ил-18. Его не раз замечали в небе над Сирией. В режиме реального времени он может отслеживать как активность кораблей и самолетов натовской группировки, так и координировать действия российских войск на земле. К примеру, с борта Ил-20 координировались удары «Калибрами» по базам террористов. Минувшей ночью он мог отслеживать удары по сирийским объектам, которые, по свидетельствам очевидцев, наносились со стороны моря. К слову, судя по данным онлайн-сервиса, отслеживающего воздушное пространство, весь день накануне атаки вдоль побережья Сирии курсировал американский самолет разведчик.

Представители Пентагона сразу открестились и от ударов по сирийским объектам, и от причастности к судьбе Ил-20. При этом в американском правительстве первыми предположили, что российский самолет-разведчик был случайно сбит сирийскими средствами противовоздушной обороны во время отражения атаки. И для этой версии вообще очень много случайностей.

За несколько часов до этого в российском оборонном ведомстве предъявили железобетонные доказательства того, что малайзийский Боинг над Донбассом сбила Украина . За океаном с их техническими возможностями наверняка об этом давно знали, но поддерживали украинскую версию из своих геополитических соображений. А тут такая «подстава». Вдобавок к этому в Сочи президенты Путин и Эрдоган фактически завершили войну в Сирии , разработав план по демилитаризации провинции Идлиб без наземной операции. «И куда теперь девать завезенные бочки с хлором», - шутили по этому поводу в соцсетях. Действия России и Турции сорвали план провокации с применением отравляющих веществ и снизили уровень военного накала в регионе до исторического минимума. Что, конечно, вряд ли понравилось исповедующим за океаном «религию» тлеющего конфликта. Хотя именно в Идлибе был риск глобального столкновения в случае нанесения американцами ударов по расположению российских войск.

И тут вдруг сразу после исторических брифинга МО и договоренностей между Путиным и Эрдоганом наносятся удары по сирийским заводам и пропадает российский самолет. Напряжение снова повисло не только над Сирией, но и над миром в целом.

Российский самолет ИЛ-20 сбит в Сирии.

Минобороны России распространило сообщение о гибели российских военнослужащих в Сирии.

По словам официального представителя ведомства генерала Игоря Конашенкова, 17 сентября около 22 часов четыре истребителя F-16 военно-воздушных сил Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. "Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих ", - заявил официальный представитель Минобороны России.

По поводу этого инцидента высказался президент России Владимир Путин. На пресс-конференции по итогам переговоров с венгерским премьером Виктором Орбаном журналисты спросили, не осложнит ли эта ситуация отношения с Израилем, провели параллели с Турцией и поинтересовались ответными мерами.

"Когда гибнут люди, особенно при таких трагических обстоятельствах, - это всегда беда. Для нас всех, для страны, для близких наших погибших товарищей. И я приношу прежде всего соболезнования близким погибших", - сказал президент.

"Что касается сравнения с известными событиями, когда турецким истребителем был сбит наш самолет, - это все-таки другая ситуация, - убежден глава государства. - Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет. Здесь, скорее, это похоже на цепь трагических случайных обстоятельств. Израильский самолет не сбивал наш самолет. Но, безусловно, мы должны во всем этом серьезно еще разобраться".

"Наше отношение к этой трагедии изложено в заявлении министерства обороны, которое со мной полностью согласовано", - обозначил Владимир Путин.

Минобороны РФ неоднократно призывало Израиль воздерживаться от ударов, угрожающих безопасности российских военных

"Что касается ответных действий, то они будут направлены, прежде всего, на дополнительное обеспечение безопасности наших военнослужащих и объектов в Сирийской Арабской Республике. И это будут такие шаги, которые заметят все", - заключил президент

Официальный представитель минобороны Игорь Конашенков рассказал о некоторых деталях трагедии. По его словам, заход истребителей на цели производился на малой высоте со стороны Средиземного моря.

Миссию экипажа российского самолета Ил-20 в Сирии объяснил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Фото: Михаил Кузовов/ТАСС

При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе, - уточнил Конашенков. - Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата "Оверн" ("Auvergne") и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200.

По данным нашего минобороны, израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пять километров. Тем не менее, заявил Конашенков, "они преднамеренно пошли на эту провокацию". О планируемой операции Израиль не предупреждал командование российской группировки войск в Сирии. По "горячей линии" уведомление поступило менее чем за минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону.

Об этом сказал и министр обороны РФ Сергей Шойгу в телефонном разговоре с главой военного ведомства Израиля Авигдором Либерманом. По информации минобороны, Шойгу довел до Либермана, что в результате безответственных действий израильских военно-воздушных сил произошла трагедия, унесшая жизни 15 российских военных.

"Несмотря на имеющиеся договоренности о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, - акцентировал Шойгу, - командование российской группировки войск и сил было оповещено только за одну минуту до нанесения удара израильскими F-16".

Действия израильского военного ведомства не отвечают духу российско-израильского партнерства, сказал Сергей Шойгу

Министр констатировал, что, цитируем сообщение военного ведомства РФ, "вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне". "Минобороны России по различным каналам взаимодействия неоднократно призывало израильскую сторону воздерживаться от ударов по сирийской территории, создающих угрозу безопасности российских военнослужащих", - говорится в сообщении ведомства. "Действия израильского военного ведомства не отвечают духу российско-израильского партнерства, и мы оставляем за собой право на дальнейшие ответные шаги", - приводят там слова министра обороны России в разговоре с Авигдором Либерманом.

Шойгу пояснил, что делал Ил-20 над Средиземным морем. "В зоне нанесения удара, если быть точнее, между авиацией Израиля (четыре самолета F-16) и территорией Сирии находился наш самолет-разведчик Ил-20 с экипажем 15 человек на борту, который выполнял разведзадание как раз по идлибской зоне деэскалации для определения мест хранения и сбора беспилотных летательных аппаратов, которые из этой зоны вылетают и наносят удары по разным районам Сирии, - объяснил министр вчера на коллегии ведомства.

Он напомнил, что российско-турецкие договоренности позволят выстроить в зоне деэскалации "Идлиб" новую систему безопасности. "После долгих переговоров было принято решение, в соответствие с которым, мы считаем, что с сегодняшнего дня начался процесс построения новой системы, новой структуры безопасности работы в зоне деэскалации "Идлиб", - заявил Шойгу.

Что касается его слов по Ил-20 реакция Израиля последовала не сразу. Вначале минобороны Израиля выразило скорбь по поводу гибели нашего экипажа. В Тель-Авиве, правда, добавили: " который был сбит вечером сирийским зенитным огнем". В минобороны Израиля не стали скрывать, что, цитируем по ленте ТАСС, что "ночью истребители ВВС Израиля бомбили объект сирийских вооруженных сил, где осуществлялось производство точного и смертоносного оружия, которое должно было быть передано от имени Ирана движению "Хезболлах" в Ливане". Временная поверенная в делах Израиля в Москве Керен Коэн-Гат, была вызвана во вторник в МИД РФ в связи с ситуацией с российским самолетом Ил-20. Беседа длилась около получаса, дипломат отказалась от комментариев для журналистов.

Досье "РГ"

По данным из открытых источников, Ил-20 (по кодификации НАТО: Coot - "Лысуха") - военный самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, созданный на базе пассажирского Ил-18. Он оборудован радиолокационной станцией бокового обзора, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. Производился с 1968 по 1976 год.

Сбитый Ил-20, по информации из компании "Ильюшин", был полностью исправен и мог эксплуатироваться до 2021 года. Последний раз капремонт он проходил в 2011 году.

Тем временем

Путин напомнил Нетаньяху о нарушении Израилем суверенитета Сирии

Премьер-министр Израиля связался по телефону с президентом России и выразил соболезнования в связи с гибелью 15 военнослужащих, находившихся на борту сбитого Ил-20. "Для проведения тщательного расследования произошедшей трагедии Биньямин Нетаньяху обещал предоставить подробную информацию о действиях в этот день израильской авиации над сирийской территорией, которую в ближайшее время в Москву привезет командующий ВВС Израиля", - сообщили в пресс-службе Кремля. Владимир Путин напомнил, что подобные операции израильских ВВС предпринимаются в нарушение суверенитета Сирии. В данном случае не были соблюдены и российско-израильские договоренности о предотвращении опасных инцидентов. В результате Ил-20 попал под огонь сирийских средств ПВО. Российский лидер призвал не допускать больше таких ситуаций.

Министерство обороны России представило записи данных радиолокационной системы комплекса ПВО С-400, на которых виден момент поражения Ил-20 в Сирии. Трансляцию брифинга представителя ведомства Игоря Конашенкова вел RT .

Картина событий представлена так, как она выглядит на экране в пункте боевого управления комплеса С-400. То есть отдельно показаны экраны по азимуту и дальности цели (проще говоря, вид сверху), а также по дальности и высоте. Российский самолет отображается зеленым (он распознан системой «Пароль» - то есть, «свой-чужой»), израильский - желтым, а сирийская зенитная ракета - красным цветом. Вот как это выглядело до поражения Ил-20:

По словам Конашенкова, когда ракета находилась над российским Ил-20, ее головка самонаведения переориентировалась на него, как на более крупную цель.

Судя по изображению, ракета за полминуты снизилась с 15 до 10 километров - высоты, на которой впереди нее находился израильский самолет. Но в этот момент непосредственно под ракетой (еще ниже, на 5 километрах) находился российский Ил-20. Ракета продолжила снижение и ударила по нему. Конашенков сказал, что такое развитие событий подтверждает версию Москвы: израильский самолет «укрылся» за российским от ракеты.

В Средиземном море продолжается операция Минобороны РФ по поиску российского самолёта Ил-20М Воздушно-космических сил (ВКС) с 14 военнослужащими на борту, который в ночь на вторник пропал с радаров в Сирии. Пока непонятно, что могло произойти с самолётом. В это время российские военные зафиксировали пуски ракет из морского района, где находится французский фрегат Auvergne. Также израильские военные самолёты F-16 наносили удары в провинции Латакия. Французские и израильские военные пока не комментируют ситуацию вокруг пропажи российского военного самолёта.

Самолёт-разведчик Ил-20М (обозначение НАТО - Coot-A) российских ВКС в понедельник поздно вечером возвращался на военную базу Хмеймим над акваторией Средиземного моря. На его борту было 14 человек - экипаж и специалисты. Примерно в 23:00 самолёт пропал с радаров управления авиацией российских военных в 35 километрах от береговой линии. В это время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были замечены несколько пусков ракет с находившегося в этом же районе французского военного фрегата Auvergne. Кроме того, четыре израильских истребителя F-16 атаковали сирийские объекты в провинции Латакия.

Командование российской военной базы Хмеймим уже организовало поисково-спасательную операцию в районе пропажи самолёта-разведчика Ил-20М.

Французские и израильские военные пока не комментируют сообщения о пропаже в районе действия их военных российского самолёта Ил-20.

Напомним, что в минувшие выходные боевые корабли Второй постоянной военно-морской группы НАТО приблизились к берегам Сирии. Район Восточного Средиземноморья теперь патрулируют фрегаты ВМС Канады, Греции и Нидерландов.

Кроме того, ранее у побережья Сирии была замечена ударная атомная подводная лодка Talent Королевского флота Великобритании, оснащённая десятью крылатыми ракетами "Томагавк". Также в этом районе находится группировка кораблей ВМФ США, оснащённая как минимум 204 аналогичными ракетами.

Ранее сирийское государственное информагенство САНА сообщало, что в последние дни подразделениям ПВО Сирии удалось сбить несколько ракет, которые были выпущены со стороны Средиземного моря по объектам в городе Латакия, а также по международному аэропорту в Дамаске. По данным агентства, в понедельник на территории Латакии были слышны взрывы, а очевидцы сообщали о ракетах в небе. Сирийские государственные агентства сообщали, что ракетный удар пришёлся на местные заводы по производству алюминия, бытовой химии, а также на местную электростанцию. По словам министра электроэнергетики республики Мухаммеда Зухера Харбутли, ракетная атака продолжалась в течение полутора часов. В связи с этим в некоторых местах вышли из строя линии электропередачи. Ремонтные бригады полностью завершили работу над восстановлением.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 был создан в 1968 году на базе пассажирского самолёта Ил-18. Он предназначен для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы. По бортам кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки, станция общей радиотехнической разведки. В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора и детальной радиотехнической разведки, аппаратура радиоперехвата. Ил-20 можно использовать для радиоперехвата и сканирования радиоэфиров противника, что даёт возможность определять место концентрации сил оппонента.

На борту самолёта обычно находятся восемь операторов радиотехнических систем, а также экипаж из пяти человек. На вооружении Военно-космических сил состоят 15 Ил-20М, ещё несколько самолётов есть у авиации ВМФ.