Кто спасся в авиакатастрофе. Единственные выжившие (6 фото)

7 июля пассажирский самолет авиакомпании Air Canada, летевший из Торонто, по ошибке направился не на взлетно-посадочную полосу, а на рулежную дорожку, где в тот момент находились еще четыре лайнера. Диспетчерам удалось вовремя остановить пилота, отдать команду уйти на второй круг, после чего самолет благополучно сел уже на правильную полосу.

По мнению главы Aero Consulting Experts и бывшего пилота United Airlines Росса Эймера, происшествие грозило стать крупнейшей катастрофой в истории авиации: «Представьте огромный Аэробус, который врезается в четыре пассажирских лайнера с полными баками».

Вспомним самые известные и необычные случаи выживания в авиакатастрофах.
Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско

6 июля 2013 года произошла катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско. Авиалайнер Boeing 777-28EER авиакомпании Asiana Airlines совершал рейс OZ-214 по маршруту Сеул-Сан-Франциско, но при посадке в аэропорту Сан-Франциско врезался в насыпь перед торцом ВПП и разрушился.

Причиной катастрофы комиссия NTSB назвала ошибочные действия экипажа: самолет снижался слишком быстро. Пилоты заметили, что скорость снижения и воздушная скорость не соответствуют необходимым, когда самолёт находился в 60 метрах от земли, но не предприняли действий для ухода на второй круг. Точнее, за 1,5 секунды до столкновения экипаж решил уйти на второй круг, но возможности для этого уже не было.


От удара у самолета оторвался хвост и левый двигатель, фюзеляж проскользил по полосе около 600 метров и описал почти полный круг - его развернуло на 330 градусов.


Из находившихся на его борту 307 человек (291 пассажир и 16 членов экипажа) погибли 3 школьницы (две на месте катастрофы, одна умерла в больнице), 187 человек получили ранения. «Всего три человека» - в это сложно поверить, глядя на фотографии разбитого лайнера.


Эта авиакатастрофа показала, что серьезные повреждения самолета еще не означают большие жертвы. есть и еще одно интересное обстоятельство: вопреки распространенной теории, согласно которой самые безопасные места находятся в задней части самолета, все три жертвы крушения сидели как раз там.

Салон рейса 214 после катастрофы:


Чудо в Торонто 2005 года

Это был громкий случай, когда все люди уцелели при полностью уничтоженном лайнере.

2 августа 2005 года около международного аэропорта Торонто произошла авария самолет A340 авиакомпании Air France, который выполнял рейс AFR358 по маршруту Париж-Торонто. На на его борту находились 12 членов экипажа и 297 пассажиров.


Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях с крупными грозовыми очагами над аэропортом в ливневый дождь и вспышками молний на ВПП. Посадка осуществлялась в ручном режиме с отключённым автопилотом и автоматом тяги.


Пролетев торец взлётной полосы значительно выше установленного, авиалайнер приземлился далее чем в трети от начала длины ВПП. Пилоты применили реверс, но не смогли остановиться в пределах полосы, в результате чего лайнер съехал с ВПП и выкатился в овраг. Возник пожар, который за несколько минут охватил авиалайнер и уничтожил его, но все 309 человек на его борту были вовремя эвакуированы.

Эвакуация 309 человек заняла менее 2 минут, что впоследствии многие, включая министра транспорта Канады Жана Лапьера назвали «чудом».


Выжить, упав с 5-километровой высоты

Молодая студентка Лариса Савицкая вместе с мужем Владимиром возвращалась из свадебного путешествия. 24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

Пассажирский самолёт Ан-24:


В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до?30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Бомбардировщик Ту-16К:


Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того, как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё, и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту. Причинами столкновения самолётов явились неудовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинск.

Лариса Савицкая дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса:

как человек, выживший после падения с максимальной высоты,
как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба - 75 руб. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.
Лариса Савицкая с сыном Георгием.


Выжить, упав с высоты 10 км без парашюта

Катастрофа DC-9 над Хермсдорфом - авиационная катастрофа, произошедшая 26 января 1972 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines выполнял рейс JAT367 по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград, но через 46 минут после вылета из Копенгагена лайнер взорвался в воздухе. По некоторым данным, бомбу в багажном отделении лайнера оставила хорватская группировка экстремистов.

DC-9-32 авиакомпании JAT, идентичный взорванному:


Взрыв лайнера произошёл над немецким городом Хермсдорфом, а обломки самолёта упали в районе города Ческа-Каменице (Чехословакия). Из находившихся на борту 28 человек (23 пассажира и 5 членов экипажа) в живых остался только один - 22-летняя стюардесса Весна Вулович, которая упала без парашюта с высоты 10 160 метров. Она - обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта, по версии Книги рекордов Гиннесса.

Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела (от пояса к ногам).


Чудо на Гудзоне: аварийная Посадка самолета A320

Это авиапроисшествие, произошло 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл, а на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 1.5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц и у него отказали оба двигателя. Командир Чесли Салленбергер, бывший летчик ВВС США, решил, что единственный вариант спасти 155 человек на борту - посадка на реку Гудзон. Приводнение оказалось удачным.


Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

ВВ СМИ происшествие известно как «Чудо на Гудзоне». Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, этот случай - четвёртый, обошедшийся без жертв.

Кстати, вчера, 17 июля 2017 самолет «Уральских авиалиний» (рейс U6-2932 Симферополь - Екатеринбург) столкнулся со стаей птиц, в результате чего носовой обтекатель получил повреждения. Казалось бы, такая махина и какие-то птицы, но... самолет в итоге чинили 12 часов.

Вот как выглядит столкновение с птицами с места пилота и снаружи:


Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай приводнения произошел в советской авиации в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств у пассажирского самолёта Ту-124 отказали двигатели, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Выжили все 52 человека на борту.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать.


Приводнение Ил-12 в Казани

А 10 годами ранее, 30 апреля 1953 года самолёт Ил-12 П компании «Аэрофлот» выполнял рейс 35 по маршруту Москва - Казань - Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 21:37, в тот момент, когда лайнер, готовясь к посадке в Казани, пролетал над Волгой, произошел очень сильный удар. Члены экипажа вспоминали, что у них потемнело в глазах. В обоих двигателях упала мощность, а из выхлопных патрубков появилось пламя.

Ил-12 компании Аэрофлот:


Командир корабля принял решение совершить аварийное приводнение. Ил-12 приводнился в районе Казанского речного порта, после чего машину стала стремительно заполнять речная вода. эвакуацию не удалось осуществить вовремя. Экипаж сообщил пассажирам, что самолет приводнился на мелководье, из-за чего многие озаботились тем, чтобы забрать личные вещи. На деле же глубина реки в этом месте достигала около 20 метров. В результате люди, надевшие верхнюю одежду, оказались в воде и стали тонуть. Из 22 человек утонул один пассажир. Комиссия по расследованию установила, что причиной ЧП стало столкновение самолета со стаей уток.

Чудо в Андах

13 октября 1972 года произошла авиационная катастрофа FH-227, которую назвали «Чудо в Андах». Авиалайнер Fairchild FH-227D Уругвайских ВВС выполнял чартерный рейс FAU 571 по маршруту Монтевидео-Мендоса-Сантьяго, а на его борту находились 5 членов экипажа и 40 пассажиров (члены регбийной команды Old Cristians, их родственники и спонсоры). На подлёте к Сантьяго лайнер попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у подножия горы.

Самолет Fairchild FH-227D борт T-571:


У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3 600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня…


12 пассажиров погибли при падении и столкновении со скалой, ещё 5 умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 28 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё трое умерли от ран.

Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи

Это авиапроисшествие произошло 28 апреля 1988 года. Авиалайнер Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс AQ 243 по маршруту Хило-Гонолулу, а на его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров. Но через 23 минуты после взлёта у самолёта внезапно сорвало значительную часть конструкции фюзеляжа в носовой части. Согласно отчёту, причинами аварии стали: коррозия металла, плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа, а также усталость заклёпок.


Выжило 94 человека из 95. Погибла старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг - в момент срыва части фюзеляжа она находилась посередине самолёта, и потоком воздуха её выбросило наружу. Ёе тело, как и оторвавшийся фрагмент фюзеляжа длиной около 5.4 метра, поисковые отряды не смогли найти.

Ежедневно в мире погибают люди. Бесчисленное количество жизней уносят войны, болезни, природные стихии, автомобильные аварии и авиакатастрофы. Некоторые крушения заканчиваются фатально для всех пассажиров падающих самолетов, но бывают и чудесные исключения, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

1. Франческа Льюис – 12-летняя девочка, единственная выжившая в крушении самолета над Панамой

В 2007 году единственная выжившая в авиакатастрофе Франческа Льюис (Francesca Lewis) обманула смерть прямо посреди морозных панамских гор. Она спаслась благодаря тому, что во время падения самолета на нее упал багаж, спасший ребенка от обморожений, и укрывший ее от суровой погоды, царившей за бортом рухнувшего авиасудна. Девочка выжила, но другим троим участникам перелета повезло намного меньше – все они погибли при крушении легкого одномоторного самолета модели Сессна (Cessna), влетевшего в вулканическую гору.

Франческа не просто чудом пережила само падение судна, но и провела 2 с половиной дня без воды и еды, прикованная вверх ногами к своему креслу в одних майке и шортах. Тремя другими людьми на борту самолета были лучшая подруга Франчески 13-летняя Талия Кляйн (Talia Klein), ее 37-летний отец-миллионер Майкл Кляйн (Michael Klein) и 23-летний пилот Эдвин Лассо (Edwin Lasso). Эксперты считают, что они умерли мгновенно. Крушение Сессны стало трагическим и внезапным завершением путешествия подружек, ходивших в одну престижную школу в Санта Барбаре, Калифорния (Santa Barbara, California), и решивших вместе провести каникулы в Панаме.

2. Бахия Бакари – 14-летняя девочка и единственная выжившая в катастрофе рейса Yemenia Airways

Бахия Бакари (Bahia Bakari) – французская школьница, прославившаяся после того, как она стала единственной выжившей в крушении самолета авиакомпании Yemenia Airways. Она летела рейсом номер 626, который упал прямо в Индийский океан рядом с северным побережьем острова Гранд-Комор, принадлежащего архипелагу Коморских островов (Grande Comore, Comoros).

Трагедия произошла 30 июня 2009 года, и в катастрофе погибло 152 человека. Бакари почти не умела плавать, и на ней не было спасательного жилета, но ей удалось забраться на обломки самолета и выдержать 13 часов без еды и воды. Большую часть этого времени она провела в кромешной тьме, пока ее не спас экипаж частного судна Sima Com 2. Как только девочку заметили, ей бросили спасательный круг, но вода была такая неспокойная, и ребенок был таким изнеможенным, что просто не был в состоянии ухватиться за надувное средство.

Один из моряков, Матураффи Сэлэмань Либуна (Maturaffi Sélémane Libounah), прыгнул в воду и помог Бахии забраться в спасательный круг, после чего их обоих вытянули на борт корабля Sima Com 2. Мать, летевшая вместе с девочкой из Парижа на летние каникулы на Коморские острова, погибла в крушении самолета, как и все остальные пассажиры и экипаж авиалайнера.

3. Мохаммед ель Фатех Осман – 3-летний мальчик, единственный выживший из 116 пассажиров разбившегося самолета

В 2003 году Мохаммед ель Фатех Осман (Mohammed el-Fateh Osman) стал единственным выжившим пассажиром рейса авиакомпании Sudan Airways, который влетел в склон вскоре после вылета из прибрежного города Порт-Судан (Port Sudan). Трехлетний ребенок получил травмы, вследствие которых потерял свою левую ногу, и сильно пострадал из-за ожогов, но он стал единственным, кто выжил в катастрофе, случившейся с Боингом 737-200C. В тот день погибло 105 пассажиров и все 11 членов экипажа судна. Ребенка нашли лежащим на упавшем дереве, и его спасителем стал случайный кочевник.

4. Сесилия Сичан – единственная выжившая в одной из самых крупных авиакатастроф в истории США

В 1987 году рейс №255 авиакомпании Northwest Airlines разбился всего спустя несколько минут после вылета из аэропорта Детройта (Detroit). Крушение унесло жизни 154 человек, но 4-летняя Сесилия Сичан (Cecelia Cichan) стала единственной выжившей в этой жуткой аварии. Ее мать Паула, отец Майкл и 6-летний брат Дэвид (Paula, Michael, David) также были среди несчастных, погибших в этом полете. Семья собиралась домой после каникул, но им так и не было суждено вернуться назад.

Личность девочки оставалась загадкой несколько дней, пока ее бабушка не узнала из новостных сводок, что ногти у обнаруженной малышки были накрашены лиловым лаком, а ее передний зуб был со специальной чиповкой. Паулин Сиамачела (Pauline Ciamaichela) вспомнила, что до отъезда семьи она сама и покрасила ногти Сесилии в лавандовый цвет.

5. Рубен Ван Ассу – датский мальчик, единственный выживший в страшной авиакатастрофе

Невероятно, но факт – 9-летнего датчанина Рубена Ван Ассу (Ruben van Assouw) обнаружили с перебитыми ногами посреди ливийской пустыни в кресле разбившегося самолета посреди обломков авиасудна. Он был без сознания, но дышал, в отличие от всех остальных пассажиров этого судна. Рейс Afriqiyah Airways разбился 12 мая 2010 года на подлете к своему конечному пункту назначения – городу Триполи (Tripoli), и в аварии погибло 103 человека, включая также и экипаж аэробуса. Мальчик летел домой из сафари со всей своей семьей. Рубен узнал, что стал единственным выжившим в этой аварии только несколько дней спустя после своей госпитализации.

Ливийские власти распространили фотографию раненого ребенка, и датским журналистам удалось пробраться в его палату и провести интервью до того, как Рубен узнал, что вся его семья мертва, и он стал сиротой. Сейчас мальчика опекают родные дядя и тетя, которые рассказали, что ребенок надеется однажды вернуться к месту аварии и выяснить ее причину.

6. Эрика Делгадо – выжившая в авиакатастрофе благодаря героизму матери

В 1995 году ошеломленная 10-летняя девочка со сломанной рукой стала единственным выжившим пассажиром самолета, разбившегося в северной Колумбии (Colombia). Кроме нее на борту находилось еще 47 пассажиров и 5 членов экипажа, но все они погибли. Власти сообщили, что межконтинентальный авиалайнер DC-9 взорвался в воздухе, но свидетели из города Мария ла Баха (Maria La Baja), что в 800 км к северо-западу от Боготы (Bogota), утверждают, что самолет врезался в набережную и упал в лагуну без каких-либо признаков возгорания в воздухе.

Эрика Делгадо (Erika Delgado), летевшая с родителями и младшим братом из Боготы в карибский курортный город Картахена (Cartagena), была госпитализирована в состоянии шока и с поломанной рукой.

Местный фермер рассказал, что услышал крики о помощи, и нашел девочку на насыпи из морских водорослей. Он также сообщил, что Эрика вспомнила, как мать вытолкнула ее из самолета, который потом развалился и заполыхал.

7. Пол Эштон Вик – самый молодой в мире единственный выживший в авиакатастрофе

Эта авиакатастрофа произошла давно — в январе 1947 года, но с тех пор Пол Эштон Вик (Paul Ashton Vick) все еще остается самым маленьким ребенком в мире, пережившим крушение самолета, и единственным спасшимся из всех пассажиров на борту рухнувшего судна. Рейс осуществляла Китайская национальная авиакомпания, и мальчику на тот момент был всего 16 месяцев. Отец Пола, Роберт Вик (Robert Vick), был баптистским пастором из Коннектикута (Connecticut), США, и принимал участие в миссионерском служении в Китае после окончания Второй мировой войны.

Роберт с женой и 2 сыновьями (2-летним Теодором, Theodore, и 16-месячным Полом) сели в Шанхае на рейс до Чангкинга (Shanghai, Chungking). Во время полета загорелся один из двигателей самолета, и огонь быстро распространился по салону. Когда стало абсолютно ясно, что самолету не избежать крушения, 23 пассажира в панике успели выпрыгнуть из горящего лайнера. Мистер и миссис Вик были среди них, и каждый держал в руках по ребенку. Роберт и его 16-месячный сын Пол были единственными, кто выжил в той катастрофе.

К несчастью, 40 часов спустя пастор скончался от полученных травм, но перед смертью он успел сообщить персоналу госпиталя имена и адрес бабушки и дедушки сына, куда ребенка отправили после того, как он получил необходимое лечение. Сам Пол во время аварии сломал несколько костей ног.

8. Вонг Ю – первый в мире угонщик самолета, разбивший авиасудно, и ставший единственным выжившим в страшной аварии

А это история про одного из самых неоднозначных «героев» нашей подборки – Вонг Ю (Wong Yu). Мужчина попытался угнать воздушное судно Miss Macao компании Cathay Pacific в 1948 году, но его дерзкая затея закончилась авиакатастрофой и смертью 25 невинных пассажиров и членов экипажа.

Гидросамолет марки PBY Catalina, перевозивший очень состоятельных пассажиров, стал первым коммерческим рейсом в истории авиации, подвергнувшимся угону. Два рыбака увидели падение самолета и вытащили из воды мужчину в бессознательном состоянии. Им оказался Вонг Ю, которого вскоре опознали как одного из угонщиков и приговорили к 3 годам лишения свободы в местной тюрьме.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Люди, которых во время крушения выбрасывает за борт, почти никогда не выживают. А те, кому это удалось, никогда этого не забудут Рейс 214 авикомпании Asiana после аварийной посадки в Сан-Франциско.

В июле этого года самолет южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines совершил аварийную посадку в аэропорту Сан-Франциско. За мгновение до того, как лайнер коснулся взлетно-посадочной полосы, у него отвалился хвост, в котором находились пять человек. Девушка-подросток из Кореи едва не стала шестой.

Она сидела в 41-м ряду, где прошла линия разлома, по которой хвостовая часть оторвалась от остального самолета.

» Все, что было у меня за спиной, в одно мгновение исчезло», – рассказала она журналистам из Mercury News на ломаном английском. И попросила не называть ее имени. В отвалившемся хвосте сидели две девушки и три стюардессы, сидевшие за ними. «Только что там были два туалета и вдруг – ничего, только ослепительный свет».

Одна из девушек выпала из своего места позже, чем четыре других, и оказалась рядом с левым крылом самолета. Эксперты полагают, что она была покрыта слоем огнегасящей пены, а затем попала под пожарную машину, прибывшую на место происшествия.

Вторая девушка из 41-го ряда погибла от травм, полученных после того, как ее протащило по взлетно-посадочной полосе около 400 метров.

Чудом выжили все три стюардессы, которых протащило по земле более 300 метров. Их нашли рядом с Боингом 747, ожидавшем взлета. Пилот этого самолета видел все это из своей кабины:

«Двое выживших хоть и с трудом, но двигались… Я видел, как одна из них поднялась и прошла несколько шагов, но затем присела на корточки. Другая, кажется, тоже женщина, шла, затем упала на бок и оставалась на земле, пока не прибыли спасатели».

Они были так далеко от основной части самолета, что спасателям потребовалось 14 минут, чтобы их найти.

Современные коммерческие самолеты перевозят сотни людей в 10 раз быстрее, чем они могли бы перемещаться на машинах, а это, в свою очередь, в 10 раз быстрее, чем человек способен одолеть пешком.

И хотя перелеты стали привычной частью нашей жизнью, нам сложно даже вообразить те физические силы, которые приходится выдерживать корпусу самолета, внутри которого мы сидим. Если бы человек оказался за пределами иллюминатора, то почти мгновенно умер бы под действием сразу нескольких факторов: баротравмы, трения, удара тупым предметом, гипоксии – они бы еще посоревновались, какой из них нас убьет.

И все же, очень редко, но оказавшиеся ту сторону обшивки самолета выживают. Некоторые выживали, будучи выброшенными из летящих на большой высоте пассажирских самолетов. Кого-то отбросило взрывом, других вырвало из своих кресел в месте разломов. Бывало, что люди прыгали сами, бывало, что кто-то их толкал.

Существуют реальные причины, по которым выживание при аварии становится все более распространенным явлением, даже если человека выбросило из самолета на большой высоте.

Если коммерческий авиалайнер терпит крушение, имеются хорошие шансы выжить. По одной широко цитируемой статистике процент выживания составляет около 80 процентов, и цифры растут с каждым новым поколением самолетов.

Тем самолетом в рейсе Asiana 214 был Боинг 777, один из новейших и самых безопасных в эксплуатации самолетов. 777 мест, на которых стюардессы «проехались» по взлетно-посадочной полосе, были разработаны, чтобы противостоять силе до 16 G, прежде чем их оторвет от пола.

Во многих предыдущих авариях с менее надежными сиденьями эти оторвавшиеся сиденья фактически превращались в реактивные снаряды в салоне. Основательное крепление должно было удержать сиденья Asiana на своем месте, что, вероятно, также сделало их безопасными «санками» для экипажа Asiana.

Как ни странно, самый ранний документально зафиксированный случай выживания после выброса из коммерческого рейса поразительно похож на аварию Asiana, хоть наука о безопасности и была тогда на полвека моложе.

В апреле 1965 года самолет авиакомпании British United Airways снижался к Джерси, острову недалеко от побережья Нормандского побережья Франции. Пилот, как и на Asiana, неверно оценил заход на посадку. Кроме того, как и у корейского самолета, задняя часть врезалась в некий объект на земле, вся хвостовая часть была оторвана, и оттуда выбросило стюардессу. Двадцатидвухлетняя Доминик Сильер была найдена рядом с обломками тяжело раненой, но живой. Она единственная осталась в живых.

За 48 лет между этими двумя авариями число людей, также выброшенных из лайнеров и выживших, составляет меньше десяти (согласно данным, опубликованным СМИ и собранным в любительских базах данных).

Общество реагирует на выживших вроде: «Тебе так повезло!» Но мы даже представить себе не можем, какая это ужасная травма для них. Оставшиеся в живых, как правило, не очень охотно делятся своими историями.

Особо стоит выделить случаи, когда люди выпадали из летящих самолетов и оставались живы. Самый известный случай произошел с Юлианэ Кепке, девушкой–подростком из Германии, которая в канун Рождества 1971–го года была выброшена из самолета, взорвавшегося над Перу.

Находясь в своем кресле, она пролетела около 3000 метров, прежде чем упасть в заросли в джунглях. Вся в ушибах и без одной туфли, она шла вдоль ручьев и рек в течение 11 дней, прежде чем нашла помощь.

Немецкий режиссер Вернер Херцог тоже должен был лететь тем рейсом и после трагедии посетил место падения для съемок своего документального фильма 2000–го года «Крылья надежды».

Девятилетняя Колумбийка Эрика Дэльгадо выжила после аналогичного падения в 1995–м году, когда мать вытолкнула ее из горящего самолета, потерпевшего крушение близ Картахены. Точные цифры неизвестны, но другой пилот сообщил о взрыве самолета, распавшегося на две части на высоте около 3,5 тысяч метров. Дэльгадо приземлились в болото рядом с остальными обломками.

В 1985 году самолет компании Galaxy Airlines разбился при взлете из Рино. Ряд сидений 17-летнего Лэмсона был вырван полностью и приземлился вертикально на ближайшей дороге. Подросток отстегнул ремни и бросился бежать, пока увиденный рекламный щит не вернул его к реальности.

Позже Лэмсон попытался разобраться, как ему удалось выжить в такой передряге. Лэмсон долгое время занимался прыжками в воду, поэтому последовал инстинкту и уткнулся головой в колени, как при кульбите, когда самолет подбросило в первый раз. Когда ряд сидений вырвало, ноги защитили его, а его отец, сидевший рядом с ним, скончался от травмы головы.

Таков ответ на вопрос «как». Ответа на вопрос «почему», многим из них получить так никогда и не удастся.

С тех пор как человек впервые поднялся в воздух, он познал падение. С каждым годом летная техника становилась сложнее, совершеннее и безопаснее, но крушения самолетов происходят по-прежнему. Массовая гибель людей при падении пассажирского лайнера становится не только горем для безутешных родственников погибших, но и общенациональной трагедией.

Выжившие после авиакатастрофы люди становятся при этом знаменитостями, о которых говорят и пишут СМИ во всех странах мира. Происходит это по той причине, что таких крайне мало.

Статистика падения самолетов

Если взять статистику за весь исторический период развития пассажирских авиаперевозок, то можно сделать вывод, что они крайне редки. Шанс, что техника рухнет во время полета, взлета или приземления равна 1/8 миллионам. Это означает, что человеку потребуется более 20 000 лет ежедневных перелетов на случайных рейсах, чтобы сесть на тот самый невезучий.

Если взять статистику выявленных причин падения техники, то в процентном соотношении она будет выглядеть так:

  • когда идет загрузка самолета, случается 5 % несчастных случаев (чаще всего пожар);
  • при взлете - 17 % катастроф;
  • при наборе высоты всего 8 % случаев;
  • во время полета 6 %;
  • при снижении самолета - 3 %;
  • заход на посадку является причиной 7 % случаев;
  • посадка самолета - 51 %.

Статистика всех зафиксированных случаев падения лайнеров показывает, что самый большой риск присутствует при взлете и падении. Наверное, поэтому пассажиры аплодируют пилотам именно после того, как они выполнят этот этап полета.

Выжившие после авиакатастрофы чаще всего указывают на то, что с самолетом «вдруг» что-то стало не так. На самом деле дотошные статисты и работники, отвечающие за безопасность полета, отмечают, что причины для внезапной поломки приборов или загоревшиеся двигатели - это недоработки, которые не были выявлены на земле, значит, причины падения лайнеров следует прежде всего искать там.

Причины крушения самолетов

Как ни говорить, но основной причиной всех авиакатастроф является человеческий фактор. Машины не портят сами себя и не выводят из строя. Отсутствие должного внимания при их сборке, при ежедневных проверках на предмет неисправности и осознанной работы пилотов и диспетчеров - все это чаще всего приводит к крушению техники.

Возможно ли выжить в авиакатастрофе, если специалисты плохо выполнили свою работу? И в этом случае ответ будет да, так как на сегодняшний день есть случаи, когда оставались живы больше, чем 1 человек.

Статистика крушения авиатехники в процентном соотношении такова:

  • ошибка пилотов является причиной 50 % случаев;
  • ошибки обслуживающего во время полета персонала выявлены в 7 % трагедий;
  • влияние погодных условий приходятся на 12 %;
  • неисправность приборов и машины в целом - 22 % (то, что не было должным образом выявлено до полета);
  • терроризм и другие (не выявленные причины или столкновение в воздухе) - 9 %.

Из перечисленных причин, кроме погодных, все остальное - деятельность людей. Это говорит о том, что трагедии можно было бы избежать, а случаи выживших в авиакатастрофе людей были значительно выше. Если взять статистику наиболее крупных крушений за последние 30 лет, то их причиной являются:

  • DC-8 упал в Ньюфаундленде в 1985 г. на взлете из-за потери скорости, погибло 250 пассажиров;
  • падение "Боинга-747" в 1985 г. в Японии было вызвано плохим ремонтом, результат - 520 жертв;
  • Ил-76, следующий из Казахстана в Саудовскую Аравию рухнул в Индии в 1996 г. от столкновения в воздухе с "Боингом", результат - 349 погибших;
  • Ил-76 упал в Иране в 2003 г. из-за удара о землю при плохой видимости, погибло 275 человек;
  • 224 человека, не выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в октябре 2015 г., пополнили печальную статистику: причина - возможный теракт.

Это далеко не все крупные крушения, которые случились с 1985 по 2015 годы, но даже по ним видно, что их причиной чаще всего становится человеческая невнимательность или недобросовестность. Список выживших в авиакатастрофах людей был бы намного длиннее, если бы отвечающие за безопасность полета специалисты хорошо выполняли свое дело, а пассажиры знали, что необходимо делать, чтобы остаться в живых.

Что делать при крушении самолета

Оказывается, существуют правила, которые реально помогают людям при крушении лайнера остаться в живых. Самые элементарные инструкции дают стюардессы перед началом полета. К сожалению, большинство пассажиров их не слушают, а тем более не могут применить на практике. Среди самых простых рекомендаций считается обязательным:

  • быть пристегнутым при взлете и посадке (в идеале лучше быть пристегнутым весь полет);
  • знать, где находятся спасательные жилеты и как пользоваться кислородной маской;
  • в экстренной ситуации не покидать своего места, а тем более не пытаться попасть в багажное отделение, чтобы спасти свои вещи;
  • сконцентрироваться и занять правильную позу перед столкновением самолета с землей или водой (нагнуть голову к коленям, прикрыв ее руками).

Кроме этих простых правил, существует несколько выводов специалистов по чрезвычайным ситуациям, которые люди, выжившие после авиакатастрофы, применили интуитивно и не пострадали.

Большинство пассажиров погибают после падения самолета и его возгорания, так как не могут вовремя из него выбраться. Чтобы этого не произошло, следует заранее знать:

  • как отстегиваются ремни безопасности;
  • точное направление к выходу (особенно если в салоне дым);
  • паника - это 100 % смерть.

Например, Джордж Лэмсон, будучи в 1985 г. еще 17-летним подростком, выжил только потому, что в момент столкновения самолета, которым он летел с отцом, его кресло выбросило из салона. Если бы мальчик не был пристегнут и не прижал голову к коленям, а после падения не сумел быстро отстегнуться и отбежать на безопасное расстояние, он бы погиб, как и остальные 70 человек.

Как показывают случаи выживших в авиакатастрофе, если человек не паникует и знает, что делать, то у него есть все шансы выжить. Исследуя примеры подобных трагедий, ученые пришли к выводу, что многие пассажиры, вместо того, чтобы выбираться из самолета, ждут чьих-то указаний или инструкций. Важно знать, что в такой ситуации каждый отвечает за свою безопасность сам.

Ситуации повышенного риска

Хотя может показаться, что выжившие после авиакатастрофы пассажиры - это просто счастливчики, на самом деле это не так. Как показали данные ученых из Англии, изучивших более чем 2000 случаев спасения при такой аварии, этим людям помогло не простое стечение обстоятельств, а конкретные знания и действия плюс толика везения.

Оказывается, существуют в самолетах зоны повышенного риска и более безопасные участки, о чем говорит статистика выживаемости:

  • например, у тех, кто сидит в первых пяти рядах в носу самолета, шанс на выживание составляет 65 %;
  • он еще выше у тех, кто сидит в этих рядах на крайних креслах (67 %), а не возле иллюминаторов (58 %);
  • у пассажиров, находящихся в хвосте самолета, есть 53 % на выживание, если они также сидят в первых пяти рядах от аварийного выхода;
  • люди, выжившие после авиакатастрофы и сидевшие в середине салона, встречаются крайне редко.

Кроме зон риска в салоне, также немаловажную роль играет сам самолет. Так, статистика утверждает, что 73 % всех авиакатастроф приходятся на небольшие самолеты, рассчитанные до 30 посадочных мест. Смертельный исход падения одномоторного или небольшого самолета равен 68 %, что говорит о том, что шанс выжить у пассажиров и пилотов такого транспорта равносилен чуду.

Вывод напрашивается один - следует летать большими самолетами надежных компаний. Вряд ли только правильный выбор транспортного средства и места в нем спасут жизнь в экстренной ситуации, но шансов на выживание у его пассажиров будет больше, а спасатели при крушении большого лайнера не задаются вопросом «есть ли выжившие в авиакатастрофе», а спасают их.

Самые сложные ситуации

Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.

Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.

Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.

«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» - этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:

  • первый раз как выжившая после падения с высоты более чем 5 км;
  • второй - как получившая самую мизерную компенсацию за полученный ущерб - всего 75 руб.

Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.

Падение в океан

Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.

Происходит это по нескольким причинам:

  • во-первых, люди часто из-за паники не могут найти и надеть спасательный жилет;
  • во-вторых, они слишком рано приводят его в действие, а в надутом состоянии он мешает не только двигаться, но и выплыть из салона, если туда поступила вода;
  • в-третьих, они не знают, что удар самолета о воду равносилен столкновению с бетонным покрытием, и могут не пристегнуться, чтобы принять спасательную позу.

Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.

Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.

История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.

Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.

Падение в джунглях

Хотя встречаются примеры, когда падение самолета смягчили ветки деревьев, количества выживших при этом пассажиров и членов экипажа не стало больше. По-прежнему большую роль играет то, как ведет себя человек во время трагедии.

Примером тому может служить история немецкой 17-летней школьницы, путешествующей с мамой из Лимы в Пукаллпа (Перу) перед рождеством 1971 года. По сути, это был небольшой перелет, который стал трагичным из-за того, что самолет попал в турбулентность во время грозы.

От удара молнии из строя вышли системы воздушного корабля, начался пожар в салоне. Джулиана Кепке - единственная выжившая в авиакатастрофе пассажирка во время этого перелета. На высоте 6400 м у летательного аппарата оторвались оба крыла, после чего ушедший в штопор лайнер стал разваливаться по частям.

Девушку спасло то, что она была пристегнута и приняла спасательную позу, когда ряд кресел вместе с ее сиденьем «вышвырнуло» за борт. Во время падения ее вместе с обломками из салона вращал сильный ветер, что привело к снижению по наклонной и падению в густые заросли джунглей Амазонки.

Последствиями «приземления» стала сломанная ключица, ссадины и ушибы, но ее ожидали еще большие испытания. Находясь в 500 км от Лимы, в гуще джунглей, не зная дороги, эта молодая выжившая в авиакатастрофе женщина вынуждена была бороться за жизнь в незнакомой местности.

Целых 9 дней она шла вниз по течению реки, боясь отойти от нее далеко, чтобы не лишиться источника воды. Питаясь фруктами и растениями, которые узнавала и могла сорвать, девушка вышла к стоянке рыбаков, которые и доставили ее в госпиталь.

Если бы Джулиана осталась ждать помощи возле упавшего самолета, то, скорее всего, погибла бы. По этим событиям итальянской телекомпанией был снят художественный фильм «Чудеса еще бывают», который впоследствии спас жизнь советской девушке Ларисе Савицкой, ждавшей двое суток спасателей.

Выжившие члены экипажа

Довольно редко можно услышать о том, что при падении самолета выжили члены экипажа. Возможно, они заняты спасением пассажиров или находятся в этот момент в самой «неблагополучной» части самолета, но это факт.

Но есть примеры, когда стюардесса, выжившая в авиакатастрофе, оказывалась единственной спасенной. Весне Вулович в 1972 г. было всего 22 года, когда во время очередного рейса из Копенгагена в Загреб самолет югославской авиакомпании развалился в воздухе в результате взрыва террористической бомбы.

Этот случай можно отнести к «чуду», так как Весна смогла выжить, находясь в середине салона самолета при падении с высоты более 10 км. Обломок машины, в котором она находилась, упал на заснеженные деревья, что очень сильно смягчило удар.

Вторым «чудом» было то, что, когда она была в бессознательном состоянии, ее нашел крестьянин из находящейся неподалеку деревни и отвез в больницу. Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе при падении с такой высоты, почти месяц была в коме, а затем еще 16 месяцев боролась за возможность передвигаться и жить нормальной жизнью.

Весна Вулович стала рекордсменом книги Гиннеса как человек, совершивший прыжок без парашюта с 10 километровой высоты. Вряд ли найдется смельчак, который по собственной воле решит превзойти ее результат.

Падение российского самолета в Египте

Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» - уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.

Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.

Совершенно разные версии произошедшего с излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.

Одна из версий, почему не найдены выжившие в авиакатастрофе в Египте, это взрыв находящейся на борту бомбы. Самолет разорвало в небе, поэтому шансов у пассажиров практически не было.

Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.

Единственной причиной несоответствия выводов экспертов - это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании "Когалымавиа" за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в то они так же получили компенсацию за ущерб.

Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана авиакатастрофа в Египте сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный - «нет».

Позитивная статистика

Зная дотошность ученых в желании все подсчитать и измерить, можно не сомневаться, что они также изучали вопрос, почему не выживают в авиакатастрофе люди.

Причина на самом деле самая банальная - все тот же человеческий фактор. Если взять статистику изменений причин падения самолетов начиная с 1908 года, то она будет выглядеть так:

  • на заре самолетостроения с 1908 по 1929 гг. 50 % крушений приходилось на технические неполадки, 30 % - на погодные условия, 10 % - возгорание и 10 % - это ошибка пилотов;
  • ко второй половине 20 века воздушный флот подошел с другой статистикой - 24 % связаны с техникой, 25 % - виновата погода, ошибка пилотов - 37 %, возгорание - 7 %, а теракты занимают всего 5 %;
  • в 21 веке статистика полностью изменилась - 45 % - виновник человеческий фактор, 13 % - погода, 32 % - неполадки в технике, возгорание - 3 %, а теракты занимают 4 % случаев.

Так изменились причины воздушных катастроф в воздухе за 100 лет. Тем не менее на сегодня это самый безопасный вид передвижения, потому что крушения происходят с вероятностью 0.00001 %. Кроме того, все чаще появляются факты, когда при падении самолета выживает не 1 человек, а значительная часть пассажиров.

Например, 4 человека выжили в авиакатастрофе, произошедшей в Японии в 1985 г. Через 12 минут после взлета у самолета случилась разгерметизация в хвостовом отсеке. Пилотам удалось продержать машину в воздухе 32 минуты, после чего борт рухнул в 100 км от столицы Японии. Как поведали выжившие, спасенных могло быть больше, так как люди просили помощи, но ко времени прихода спасателей, которые вовсе не спешили, были мертвы 520 человек. Их убило переохлаждение и раны, полученные при падении.

К сожалению, сведения о спасенных не всегда соответствуют истине. Так было, когда сообщали, что 4 человека выжили в авиакатастрофе над Египтом. В этом случае можно только посочувствовать людям, которые обрели надежду на чудо, но затем опять ее утратили.

В российской истории авиации также есть примеры, когда пассажиры оставались в живых при крушении лайнера. Так, люди, выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в 2011 году при возгорании самолета, который только выруливал на взлетную полосу, получили Из 116 пассажиров и 6 членов экипажа погибло только трое людей, при этом Ту-154 полностью сгорел.