Национальный музей карет в лиссабоне. Лучшие музеи столицы Португалии

Одной из самых популярных достопримечательностей Лиссабона является расположенный в Белемском дворце карет. Уникальная коллекция музея состоит из разных транспортных средств, которые в свое время принадлежали знатным семьям Португалии, Испании, Англии, Австрии, Франции и аристократам других стран.

Музей карет открылся в 1905-м году в той части Белемского дворца, которая первоначально была манежем для верховой езды. Строительство Королевского манежа началось в 1787-м году принцем Хуаном, который вскоре стал королем Хуаном VI. Здание было построено в неоклассическом стиле по проекту Джакомо Азолини, работа над внешним видом манежа и его внутренним интерьером продолжалась более сорока лет.

Манежный зал имеет длину 50 метров и ширину 17 метров. В верхней его части располагаются связанные узкими галереями зрительские трибуны, балконы для королевской семьи и судей. Зал украшен картинами, а на потолке красуются масштабные фрески известных португальских художников.

Первоначально Музей карет назывался Музеем транспорта, а его коллекция насчитывала всего лишь 29 экспонатов. В 1910-м году после падения монархии музей пополнили экипажи знатных португальских семей и патриархии. Чтобы разместить все экспонаты в 1944-м году площадь музея была расширена. Работы над проектом вел архитектор Рауль Лино.

На сегодняшний день коллекция лиссабонского музея карет считается одной из самых лучших. В хронологическом порядке здесь выставляется транспорт, принадлежащий к 17 — 19 векам. Самой старой каретой и изюминкой экспозиции является карета испанского короля Филлиппа II, в которой он посетил Португалию в 1619-м году.

Кареты более поздних периодов отличаются большим весом. Три большие кареты весом каждая около пяти тонн были сделаны для португальского посла в Ватикане. Их украшают массивные золотые скульптуры в человеческий рост.

Кроме роскошных королевских карет в экспозиции Музея карет представлены кабриолеты, фаэтоны, детские повозки для пони и катафалки. В коллекцию так же входит большое количество изысканных аксессуаров для конных прогулок.

◎ В 2015 году Национальный музей карет разделился на две части: старое здание — Королевские конюшни (Picadeiro Real), и новое, куда впоследствии перенесли основную часть экспонатов. Так же были проведены работы по реставрации карет, в том числе тех, которые ранее не выставлялись. В новом современном здании музея, по задумке архитекторов, всё внимание посетителей сосредоточено на каретах и великолепные интерьеры старого музея не будут отвлекать от экспонатов. Доступ в старое здание королевских конюшен остался доступен по отдельному билету.

◎ Музей карет основан королевой Амелией в 1905 году. Расположен в здании бывшей школы верховой езды при королевском дворце, ныне являющимся резиденцией президента Португалии.

◎ В музее собраны кареты практически со всей Европы (Португалии, Франции, Австрии, Италии, Испании) и подробно рассказывается про процесс их создания.


Время работы: вт-вс, 10:00 — 18:00, последний вход в 17:30; закрыто: понедельники, 1 января, 1 мая, Пасхальное воскресенье, Рождество (25 декабря)
Стоимость: обычный билет в музей — 8€; старое здание — 4€; комбинированный билет (музей + старое здание) — 10€; скидка 50% — 65+ лет, подростки 15-18 лет при посещении с родителями.
Адрес: Avenida da Índia 136, 1300-300 Lisboa
Старое здание музея (королевские конюшни): Praça Afonso de Albuquerque, 1300-004 Lisboa
Как доехать: автобусы 28, 714, 727, 729; трамвай 15; поезд до станции Белень (Belém); маршрут на карте
Сайт: museudoscoches.pt

Национальный музей карет на карте

Забронировать экскурсии по Лиссабону по лучшей цене

Данные экскурсии проводят творческие местные жители Лиссабона, которые могут вам показать город, рассказать на чем стоит экономить и где лучше тратить ваше время. Экскурсии проводятся на русском языке. Национальный музей карет - самый посещаемый музей Лиссабона. В его стенах помещена одна из лучших в мире коллекций карет и повозок, принадлежавших некогда королям и кардиналам. В коллекцию входят португальские, английские, французские, испанские, австрийские и итальянские кареты периода XVII-XIX вв. Коллекция дает представление об эволюции транспорта, используемого европейскими дворами до появления автомобиля, и изменявшемся с течением веков стиле оформления.

Музей карет расположен в восточном крыле Белемского дворца. Раньше здание служило школой верховой езды. Открыли музей 23 мая 1905 года. Поспособствовала этому королева Амелия Орлеанская, жена бывшего короля Португалии Карлоса I (Карлуша). Назывался он сначала «Королевский музей транспорта» и насчитывал 29 экспонатов. В музее собраны транспортные средства, в основном кареты, начиная с ХVII и заканчивая ХIХ столетием.


Манеж предназначался для обучения лошадей и последующей их подготовке к скачкам. Размеры манежа полностью соответствовали его предназначению: 50 м в длину и 17 м в ширину. Члены королевской семьи могли наблюдать за тренировками лошадей из специально сооруженных балконов.


На всех декорациях, верхней части зала и потолке доминируют мотивы Верховой езды. Под потолком в форме овальных медальонов расположены расписные картины. На одной изображен кинжал, символизирующий Португалию, и четыре женские фигуры являющиеся символом четырех континентов.Рядом с каждой фигурой было изображено животное, характеризующие континент: лошадь – Европу, верблюд – Азию, крокодил – Африку и попугай – Америку. В 1904 году было решено преобразовать Скаковую Арену в музей.


Королева Амелия в 1905 году открыла для всеобщего обозрения собрание карет, принадлежавших португальским королям. Кареты здесь собраны самые разнообразные. Одна из самых ценных - старинная карета Филиппа II Испанского - самая старая в музейной коллекции. Карете более 300 лет. Филлип II использовал ее во время своего визита в Португалию в 1619 году. Это довольно скромная деревянная карета, обита кожей красного цвета.


Португальская церемониальная карета 18 века. Использовалась королевой Марией I в 1790 году во время церемонии освящения базилики Эстрела в Лиссабоне.



Карета принадлежала королеве Марии Франциске Савойской, кузине короля Франции Людовика 14 и жене короля Афонсо VI (1666), а позднее Педро II (1868)



С течением времени кареты становились тяжелее и красивее. Среди украшений были позолота, бархат, красное дерево, статуи, канделябры и т.д.


Эта карета применялась для освещения Лакеи держали лампы с оливковым маслом и и следовали за королевскими каретами. Перевела табличку рядом. Называется - лампион.



Кареты последних образцов ХIХ века весили несколько сотен килограмм и даже тонн.



Здесь выставлены три огромные кареты, изготовленные в Риме для португальского посла в Ватикане, на которых позже, по указу короля Жоана V отправилась к папе Климентию XI королевская делегация. Прибытие этой делегации, отличавшейся помпезностью и великолепием, отмечена в музее Ватикана документально.


Кареты отделаны плюшем и украшены статуями в человеческий рост, покрытыми позолотой. Пишут, что эта карета весит 5 тонн.


До сих пор ценность и роскошь этих экипажей поражает посетителей музея. Эту карету в 1995-99 г.г. реставрировали, при этом применяли технологии того периода, когда она была создана.



Собрание включает также балдахины, катафалки, носилки, кабриолеты, фаэтоны. На табличке написано приблизительно следующее: Транспортное средство 18 века без колес, его тащили два мула. Панели декорированы галантными сценами и сценами из счастливой сельской жизни.



Церемониальное транспортное средство конца 17 века. Принадлежало королю Педро II и поэтому имеет щит с королевским гербом. Украшенно в стиле Людовика IV , на боковых поверхностях картины, представляющие сезоны года

«Карету мне, карету!» - так и хочется воскликнуть, находясь в музее карет в Лиссабоне. Великолепная коллекция старинных экипажей и повозок, считается самой внушительной в мире.

Музей карет стал самым посещаемым музеем в Лиссабоне, и эта популярность сыграла с ним злую шутку. Но давайте обо всём по порядку.

История музея началась 23 мая 1905 года с легкой руки последней португальской королевы Донны Амелии. Музей карет открыли в здании королевского манежа (Picadeiro Real ), построенного в середине XVIII века.

Манеж для тренировки верховой езды построен в неоклассическом стиле по проекту архитектора Джакомо Азолини. Здание возвели за несколько лет, но отделка интерьера длилась 40 лет.


Хотя, когда видишь искусно расписанный потолок, понимаешь, что время потрачено не зря. Манеж состоит из двух частей - парадный зал, и галереи второго яруса, откуда с балконов знать наблюдала за состязаниями.


В зале манежа поместилось 29 карет. Но в закромах у португальцев, было еще много интересных экспонатов, которые пылились в хранилищах. Власти города решили, что нечего добру пропадать и построили для музея карет современное здание прямо через дорогу.

Если раньше у путешественников возникала проблема с поиском входа в музей карет, то теперь вы точно не пройдете мимо.

Огромная конструкция из стекла и бетона, находится практически на берегу Тежу, по соседству со станцией пригородных поездов Belém . Сколько было споров, митингов и скандалов вокруг этой бетонной коробки, стоимостью 40 миллионов евро.


Мы поначалу тоже скептически отнеслись к этому зданию. Однако, после того как строительство было завершено, здание оказалось довольно гармоничным.

Внутри много света и пространства. Новое здание национального музея карет, словно уравновесило район Белен, где до этого была похожая бетонная конструкция - культурный центр Белен.

Архитектор убежден, что технология – неотъемлемая часть любого проекта, а не просто инструмент его воплощения. Все его проекты брутальны, технологичны.

Основные материалы - бетон. Форма - параллелепипед. Ленточное остекление нижнего яруса здания создает ощущение, что оно является одним целым с окружающим пространством.


23 мая 2015 года, спустя 110 лет с момента основания музея, он открыл свои двери в новом обличье. В музее места не просто много, а очень много. И если в старом здании создавалось ощущение, что тебя пустили в старинный гараж, то здесь это чувство исчезает.

В помещениях помимо основной экспозиции из 70 карет, удалось выделить пространство для временной экспозиции, реставрационной мастерской, аудитории на 330 человек, библиотеки, архива, сувенирного магазина и даже кафе-мороженое Santini .


Основное ядро экспозиции национального музея карет в Лиссабоне - экипажи королевской семьи Португалии. Многие представленные транспортные средства были оставлены в дар португальским монархам от испанцев, австрийцев, датчан, французов, итальянцев.

Самый старинный экспонат датируется XVI веком, и далее все великолепие представлено в хронологическом порядке, чтобы мы могли на наглядном примере проследить техническую эволюцию карет, а также изменение вкусов знати и духовенства.

Чтобы не расписывать каждый экспонат мы решили остановиться на самых примечательных.


Карета Филипа II (Португалии) или Филипа III (Испании) – самая старинная карета в экспозиции. И, скорее всего, самая некомфортабельная из всех. Филип II посетил Лиссабон в 1619 году, за два года до смерти, и весь путь из Мадрида проделал в этой карете. Тяжелые шторы служили единственной защитой от ветра и холода.


Еще одной особенностью конструкции этой кареты является отверстие в сиденье. Как вы понимаете, служило оно для того, чтобы не останавливать экипаж, когда монарха укачивало или ему было необходимо справить нужду. Напомним, что о комфортном путешествии в этом транспортном средстве можно было только мечтать.


Вторя по древности карета принадлежала двоюродной сестре французского короля Луи XIV. Мария Франсишка де Сабойа (Mademoiselle d’ Aumale ) была женой двух братьев: первым мужем был король дон Афонсо VI (он попросил развода), вторым - его брат король дон Педро II.


Эта золотая карета, наверняка привлечет ваше внимание. Она изготовлена по приказу австрийского императора Жозе I в 1708 году, для свадьбы его сестры Донны Марии Анны Австрийской с португальским королем Жуаном V.


Буква М , которая выгравирована на карете - это монограмма Донны Марии Анны. Официальное название «Карета Донны Марии Анны Австрийской».


Это карета французских мастеров XVIII века. Стоит обратить внимание на скульптуры на крыше кареты - ангелы, коронующие дракона. Дракон - символ королевского дома Брагансы.

Это без сомнения жемчужина коллекции. Карета кричит напоказ, удивляя своей роскошью и богатством отделки. Триумфальная карета изготовлена в Риме в 1716, специально для визита португальского посольства в Ватикан.


Делегация была отправлена во время расцвета португальской империи, когда золотой ливень, хлынувший из Бразилии, сделал Жуана V самым богатым монархом Европы.

Карета украшена позолоченными барочными фигурами - аллегория на тему португальских морских открытий и соединения морским путем двух океанов, Индийского и Атлантического.


Недавно этот удивительный экспонат был отреставрирован, с использованием оригинальных материалов, тканей и вышивки. Этой поистине титанической работе посвящена книга .

Рядом с этой ослепительной каретой еще два ценных экземпляра, которые тоже входили картеж, направленный в Ватикан. Карета Коронация Лиссабона .


В центре скульптурной композиции девушка - это и есть Лиссабон. Возможно, у вас возникнет вопрос, почему столица представлена в виде женщины. Не будем мучить вас догадками, в португальском языке Lisboa женского рода, так что Лиссабон на самом деле барышня.


Третья карета из этого кортежа носит имя Посол , скульптурная композиция этой кареты аллегория на тему Навигации и завоеваний Португальцев. Львы, драконы, морские чудовища, лошади и многие другие скульптуры.

Этим названием карета обязана круглому столу, установленному внутри. Второе название - «Карета обмена Принцесс» получила из-за церемонии, которая произошла в 1729 году на границе Португалии и Испании.

Тогда португальскую принцессу Марию Барбару (дочь дона Жуау V), обменяли на испанскую принцессу Мариану Виторию, дочь Филипа V. Принцессы отправились в путь, чтобы выйти замуж за будущих королей Испании и Португалии, соответственно.


Карета полностью закрыта, имеет два застеклённых окна. Внутренняя обивка выполнена малиновым бархатом, потолок украшен золотой плетеной бахромой.

В следующем зале представлено множество карет церковнослужителей и кареты, которые использовались в религиозных процессиях.

Эдакий прародитель спорткаров. Работа португальских мастеров конца XIII века. Этой быстрой коляской можно было управлять самостоятельно. Кожаные шторки защищали от непогоды, а смотреть на дорогу можно было сквозь стеклянные круглые окна, которые и дали название карете.


Такой каретой пользовалась и королевская семья, а 3 сентября 1759 года на короля дона Жозе I было совершено покушение, когда он ехал в карете такого типа.

Король был ранен, восстановление затянулось. Это событие окончательно расшатало и без того неустойчивую психику короля, который еще не оправился от землетрясения 1755 года.


Интересные варианты детских карет. В таких транспортных средствах юные принцы и принцессы разъезжали в королевских садах и парках. Запрягали кареты либо пони, либо козлами.


Охота являлась одним из главных развлечений знати. В XIX веке подобные транспортные средства доставляли охотников и сопровождающих к месту сего действия. Дамам разрешалось сидеть в этих каретах, чтобы наблюдать за охотой. Прямоугольными очертаниями карета напоминает Гелендваген.


Карета сделана в Лондоне в 1824 году. Свое название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Эту корону поместили там специально для церемонии коронации Дона Карлуша.


В 1957 году именно этот экипаж подали английской королеве Елизавете II, во время её визита в Португалию. Это последняя в Португалии карета, которая использовалась для перевозки члена королевской семьи.

Этот ничем не примечательный на первый взгляд экипаж не оставляет равнодушным португальцев разных политических взглядов.


Ведь именно в этой карете был убит предпоследний король Португалии дон Карлуш I и ранен наследник престола, будущий последний король дон Мануэл.


Трагическое событие произошло 1 февраля 1908 года, когда королевская семья возвращалась из Vila Viçosa . Действие разыгралось в Лиссабоне на площади Коммерции .

На дверях экипажа любой желающий может рассмотреть следы пуль поразивших короля и принца. Королева Амелия пыталась защитить своего мужа и отогнать убийцу с помощью единственного имевшегося у нее «оружия» – букета цветов.

Отличный экземпляр общественного транспорта Португалии 19-го века. Этот дилижанс курсировал между Лиссабоном и Порту. В то время эта дорога занимала несколько дней.


Дилижанс совершал остановки для смены лошадей. Он мог перевозить пятнадцать пассажиров и кучера. Места были разных классов: два места первого класса, четыре второго, третий класс размещался на крыше дилижанса, где бедняки сидели на коробах и тюках с вещами.

С началом эксплуатации железных дорог, почтовые дилижансы стали продавать зажиточным семьям, имеющим поместья загородом. Хотя, некоторые дилижансы все еще использовали по назначению в труднодоступных частях страны.

Помимо этих карет в музее представлено еще множество транспортных средства. А так же мундиры, сёдла, сабли, костюмы для верховой езды - всё, что так или иначе связано с транспортом на лошадиной тяге.

Что же стало с прежним зданием музея карет?

Оно как и прежде открыто для посещения, там представлено всего 7 карет. Но если вы хотите прикоснуться к истории и увидеть королевский манеж с искусно расписанным потолком, то можете приобрести билет на посещение обоих музеев со скидкой.


В музее карет будет интересно как взрослым, так и детям. Сказочные экипажи можно рассматривать совсем близко. Уверены, каждый найдет карету по своему вкусу. А после, можно отправиться перекусить монастырскими сладостями и посмотреть, как жили короли во дворце Ажуда.

Национальный музей карет в Лиссабоне — старейший в своём роде и один из самых посещаемых культурных объектов города. Собрание содержит почти сотню экспонатов XVI-XX веков: от роскошно оформленных кабин монархов до сдержанных вариантов для государственных служащих. Дополняется это вещами, связанными с конным делом. Музейный комплекс делится на две постройки: новая большая в стиле хай-тек и старый манеж в стиле ренессанс. Посетить можно обе — в первой находится основная коллекция, а во второй сохранился дизайн XVIII века. При заведении работает научная библиотека и реставрационная мастерская. Перед входом разбит сквер.

История музея

История современного комплекса берёт начало в 1726 году, когда король Жуан V приобрёл несколько домов, дворец и арену на берегу реки Тахо, в районе Белем. В 1786 год — старый стадион для скачек снесли. Новый построили в следующем году, но окончательную отделку закончили в 1828 году. Инициатором был сын короля, который увлекался верховой ездой. В последующие годы интерьер украшали росписями, плитками и гравюрами. 1904-1905 года — манеж переделывают в музей. 1940 год — строят дополнительный зал. 1994 год — правительство города приобретает предметы в собрание, и издаёт указ о создании новой музейной площади. С 1999 по 2001 года — прошла масштабная реконструкция прежней постройки. В 2010 году — началось строительство современного сооружения, а 23 мая 2015 года произошло его открытие.

Коллекция и выставки

Экспонаты на экспозиции датируются с XVI века по наше время. Главная часть коллекции — кареты, которые разделены на виды такие, как: коляски, купе, седаны, кабриолеты, кларенсы, милорды и т. д. Представлено около 20 разновидностей. К некоторым моделям приставлены фигуры лошадей и дополнительные детали, чтобы было легко понять, как они передвигались. Все транспортные средства являются подлинными, и раньше применялись в езде. Есть особо ценные, которые принадлежали знатным и королевским особам: экипаж королевы Марии Франциска Савойской, короля Педро II, Папы Римского Клемента XI, королевы Марии I и другие. Большинство помпезно украшены золотыми барельефами, росписями и кожаными салонами. Более скромные варианты появились в середине XIX века, например, почтовая карета.

В паре комнат демонстрируется собрание вещей, связанных с конными перевозками и исторически ценные предметы: это колёса, охотничьи трубы, турнирные щиты для лошадей, наряды жокеев и т. п. Они распределены по разделам: галерея живописи, конные игры, охота, униформа, сёдла, упряжь, отличительные знаки и т. д.

Площадка часто становится местом проведения временных выставок. Для этого отведено несколько помещений. Например, выставлялись картины из серии «Короли и королевы Португалии», миниатюры известных экипажей, рисунки современных художников. В рамках просветительской деятельности проходят мероприятия, на которых знакомят с историей Португалии. Для детей есть интерактивные познавательные игры. В первое воскресенье каждого месяца — бесплатные экскурсии.

Королевская школа верховой езды

Здание 1786 года изначально являлось первым в мире музеем карет. Создавался под руководством королевы Амелии Орлеанской, открытие — 23 мая 1905 года. Внутреннее оформление выполнено по-королевски: потолок украшен тремя медальона с аллегорическими сценами конного искусства; построена балюстрада вокруг всего зала; в деталях используются золотые барельефы. Всё это сохранено и отреставрировано. Посетителям доступен вход сюда за отдельную плату. Расположился манеж совсем рядом — через дорогу. Из коллекции выставлен ряд транспортных средств, королевская портретная галерея и аксессуары кавалерии. Здесь же проводятся концерты и перформансы.

Над оформлением школы верховой езды мастера трудились 40 лет — это видно по тому, как точно выполнены детали.

Режим работы

Культурный объект работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00 без перерывов. Касса закрывается в 17:30. Выходной в понедельник и праздничные дни: 1 января, 1 мая, Пасхальное воскресенье, 13 июня, 24 и 25 декабря. Школа верховой езды открыта с 10:00 до 18:00, обед с 12:30 до 14:00.

Стоимость входа

Существует несколько тарифов для посещения. Цена зависит от того, в какие комплексы вы пойдёте:

  • музей для взрослых — 8 евро, дошкольники — бесплатно;
  • школа верховой езды — 4 евро;
  • музей и школа — 10 евро;
  • музей и Национальный дворец Ажуда — 12 евро.

Как добраться до музея карет в Лиссабоне

На автомобиле двигайтесь по трассе N6 к GPS-координатам — 38.696600, -9.198440. Через дорогу открыта платная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Uber или Gett. Добраться до места будет удобно на общественном транспорте до станции Belém:

  • на автобусе № 28, 714, 727, 729 и 751;
  • на трамвае № 15;
  • на лодке до речного вокзала;
  • поезд по линии Кашкайш.