Что назвали в честь эдуарда толля. В поисках легендарной земли

  ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич (1858-1902) , русский геолог и полярный исследователь.

Родился в Ревеле (Таллин). После окончания в 1882 Тартуского университета путешествовал в качестве натуралиста по Средиземноморью, в 1885-1886 принял участие в экспедиции А. Бунге , организованной Петербургской АН, для изучения Новосибирских о-вов, а также басс. Яны, Индигирки и Колымы. С о-ва Котельный при ясной погоде в августе 1886 Э. Толль увидел «контуры четырех столовых гор », принятые им за Землю Санникова.

В 1893, продолжив геологические исследования И. Черского на севере Якутии, Э. Толль обследовал басс. Лены и Хатанги, проследил и заснял кряж Прончищева. Он вновь посетил о-в Котельный и к северу от него опять видел «землю» - скорее всего дрейфующий айсберг, оторвавшийся от материкового ледника.

В 1899 Э. Толль участвовал в плавании ледокола «Ермак» к арх. Шпицберген. В 1902 он возглавил Полярную экспедицию Петербургской АН в р-н Новосибирских о-вов с целью поиска легендарной Земли Санникова, усмотренной в 1811 промышленником Яковом Санниковым . В нее вошли семь человек научного персонала, в т.ч. геодезист и метеоролог Ф. Матисен, топограф А. Колчак, зоолог А. Бялыницкий-Бируля, астроном и магнитолог Ф. Зееберг.

На купленном в Норвегии китобойном барке «Заря» Толль предполагал пройти Северным морским путем в Тихий океан, но из-за сложной ледовой обстановки вынужден дважды зимовать у о-ва Котельный.

Летом 1902 Толль с Ф. Зеебергом, охотниками эвеном Николаем Протодьяконовым (Дьяконовым) и якутом Василем Гороховым отправился на санях к о-вам Беннетта и Котельный для изучения их геологического строения. Они намеревались также обследовать р-н Земли Санникова, не доступный для израненной льдами и двумя зимовками «Зари». Шхуна должна была забрать группу в конце лета, но не смогла из-за тяжелой ледовой обстановки.

Спасательная экспедиция под руководством А. Колчака в 1903 обнаружила на о-ве Беннета лагерь Толля, его коллекции и документы. В одной из записок сообщалось, что все отправились на юг. Найти их не удалось. По-видимому, несчастные погибли при переходе по еще неокрепшему льду на пути к материку.

Толль, получивший огромный кредит доверия от государства и общества, мог, как он считал, вернуться в Петербург, лишь открыв Землю Санникова либо какую-нибудь другую. Или не вернуться совсем. Ценные и обширные материалы экспедиции обрабатывала специальная комиссия Петербургской АН в 1900-1919.

Сочинение Э. Толля «Плавание на яхте «Заря», опубликованное в 1909 вдовой ученого, было переиздано в 1959.

Именем Толля названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннетта, залив на п-ове Таймыр и др. географические объекты.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

8.6.1900 (21.6). – Из С.-Петербурга отправилась Русская полярная экспедиция под руководством барона Э.В. Толля

Русская полярная экспедиция 1900–1902 гг. была снаряжена для исследования Арктики к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль (2.3.1858–1902). Одним из сотрудников и ближайших помощников Толля был молодой учёный-исследователь, лейтенант Императорского флота .

Экспедиция была важна также с точки зрения экономических и геополитических интересов России в Арктике (издавна мечталось осуществить Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан. Она стала продолжением .

Выпускник Дерптского университета, естествоиспытатель Э.В. Толль в 1884–1886 гг. принимал участие в экспедиции учёного-полярника А.А. Бунге, исследовавшей побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до Яны, а также Новосибирские острова. Толль тогда обнаружил на острове Новая Сибирь залежи бурого угля. Кроме того, однажды в августе 1886 г. в ясную погоду с северо-западных утёсов острова Котельного исследователь разглядел контуры ранее неизвестного острова в северо-восточном направлении примерно на расстоянии до ста вёрст, был виден обрывистый берег со столбообразными горами. Ранее об этом сообщал якутский промышленник и исследователь Арктики Яков Санников, именем которого стали называть эту легендарную землю, обозначая ее на карте приблизительным пунктиром.

Огромную роль в снаряжении экспедиции играло покровительство . В молодости он был военным моряком и многие важные вопросы снаряжения мог оценивать лично со знанием дела. Именно благодаря ему Толль получил вдвое больше средств, чем первоначально планировалось: 509 тысяч рублей на март 1904 г. вместо намеченных 240 тысяч. Шхуна "Заря" совершала свой поход в Арктику с Высочайшего дозволения президента Императорской академии наук под его личным вымпелом и с его портретом в кают-компании. Известны многие примеры его личной заботы о членах экспедиции.

По возвращении с Новосибирских островов в 1893 г., где барон Толль снаряжал эвакуационные базы для норвежского мореплавателя Ф. Нансена, Толль выступил в Академии наук с подробным докладом о необходимости организовать экспедицию для открытия архипелага, лежащего на север от наших Новосибирских островов. Толль подчеркивал, что результаты экспедиции будут иметь большое значение и с точки зрения национальных интересов страны, ведь исследователь хотел положить начало плаваниям судов по Северному морскому пути с заходами в сибирские реки для транспортного освоения сибирских просторов. Кроме того, Толль считал, что открытые угленосные пласты острова Новая Сибирь очень важны с геостратегической точки зрения: суда, идущие из Архангельска во Владивосток Северным морским путём, могли бы пополнять запасы угля в середине своего пути, а военные корабли получали бы возможность достигать Владивостокского порта не вокруг Африки, а кратчайшим и практически внутренним российским путём. Сторонником этой идеи был и адмирал . Принятию решения помогли ставшие известными сведения, что эту же цель (открытия Земли Санникова для устройства там базы) в то время преследовали соседи-американцы, которых нужно было опередить.

На подходящем судне предполагалось летом 1898 или 1899 г. пройти с запада, обогнув , до устья Лены, где устроить первую зимовку. Следующим летом планировалось совершить поход на север на собачьих нартах, найти в августе Землю Санникова и высадить там экспедицию с двухлетним запасом продовольствия. На обратном пути часть путешественников должна была соорудить на острове Котельном продовольственный склад и вернуться на материк; группе же оставшихся на Земле Санникова ставилась задача возвести дом для зимовки и проводить в течение года различные научные исследования; другая группа должна была построить доставленное на судне домище для зимовки. Весной и летом третьего года экспедиции предполагалось проводить исследования на острове Беннетта и летом же, на вторично пришедшем из устья Лены судне, обойдя Новосибирские острова с востока, вернуться на базу в устье Лены. В навигацию 1903 г., после исследования Новосибирских островов экспедиция должна была двинуться на восток, обогнуть и, пройдя через Берингов пролив, закончить свой путь во Владивостоке.

Корабль, на котором предстояло совершить свой морской поход, рекомендовал Толлю Нансен как подобный знаменитому "Фраму". Этот парусный барк с паровым двигателем "Харальд Харфагер" ранее использовался для промысла тюленей близ Гренландии. Корабль был куплен Россией в Норвегии, переоборудован под новые задачи, его переименовали в шхуну "Заря". Оборудование для проведения гидрологических исследований заказали в Англии, Швеции и России. Благодаря усилиям лейтенанта Колчака для работы на глубине Русская полярная экспедиция была снаряжена лучше нансеновской Норвежской полярной экспедиции.

Колчак, ранее не будучи знакомым с данным видом научных работ, прошел специальный курс и практику в Геофизической и Павловской магнитной обсерваториях под Петербургом; совершил командировку в Норвегию для консультации с Нансеном, в течение некоторого времени проходил у него стажировку, после чего по поручению барона Толля Александр Васильевич ездил в Москву и Архангельск с целью завершения комплектования команды, встречался с губернатором Архангельска, посетил Онегу, другие поморские места. В результате Колчаку удалось нанять троих человек, одного из которых (Семена Евстифеева) Толль признал впоследствии своим лучшим матросом.

В верхнем ряду: третий слева над Толлем - Колчак.
Второй ряд: Н.Н. Коломейцев, Ф.А. Матисен,Э.В. Толль, Г.Э. Вальтер, Ф.Г. Зееберг, А.А. Бялыницкий-Бируля.
Нижний ряд – сидят члены команды.

В основном и вспомогательном составе экспедиции участвовали ученые и специалисты:

– начальник экспедиции, геолог, зоолог.
Н.Н. Коломейцев – лейтенант, командир "Зари". Опытный участник полярных плаваний.
Ф.А. Матисен – лейтенант, помощник командира и старший офицер судна. Геодезист, картограф, минералог, метеоролог и фотограф экспедиции. Принимал участие в экспедиции на в 1899 г.
А.В. Колчак – лейтенант, второй офицер шхуны, гидрограф, гидролог, магнитолог, гидрохимик, топограф и картограф. Плавал в Тихом океане, проводил гидрологические и гидрохимические исследования в Японском и Корейском морях. Был приглашён в экспедицию Э.В. Толлем, обратившим внимание на научные работы лейтенанта по океанографии.
А.А. Бялыницкий-Бируля – старший зоолог и фотограф, сотрудник Зоологического музея Императорской Академии наук. Принимал участие в экспедиции на Шпицберген в 1899 г. Работал на Соловецкой биологической станции, изучал морскую фауну Белого моря.
Ф.Г. Зееберг – кандидат физико-математических наук, астроном и магнитолог.
Г.Э. Вальтер – доктор медицины, врач-бактериолог и второй зоолог экспедиции, в 1899 г. принимал участие в научно-промысловой экспедиции близ Мурманского побережья и Новой Земли.
К.А. Воллосович – геолог.
О.Ф. Ционглинский – студент, политический ссыльный.
М.И. Бруснев – инженер-технолог, политический ссыльный.
В.Н. Катин-Ярцев – врач, политический ссыльный.

Команда шхуны состояла из 13 человек, в том числе:

Н.А. Бегичев – боцман.
Эдуард Огрин – старший механик.
Семён Евстифеев – матрос рулевой.
В.А. Железников – рулевой старшина.
Алексей Семяшкин П. Стрижевым .
Иван Малыгин – матрос рулевой. Заменен впоследствии С. Расторгуевым .
Николай Безбородов – матрос рулевой.
С.И. Расторгуев – каюр, матрос рулевой.
Петр Стрижев – каюр, матрос рулевой.
Сергей Толстов – матрос рулевой.
Эдуард Червинский – второй машинист.
Иван Клуг – старший кочегар.
Гавриил Пузырев – второй кочегар.
Трифон Носов – третий кочегар.
Фома Яскевич – повар.

В начале мая 1900 г. Коломейцев и Колчак привели шхуну из Бергена в С.-Петербург, забрав по пути из Мемеля начальника экспедиции барона Толля. 29 мая готовящуюся к отправлению шхуну посетил . Командир судна писал: «Его Величество подробно осматривал "Зарю" и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом, не нужно ли чего-нибудь для экспедиции. А нужда была обстоятельная. Нам не хватало угля. Вследствие монаршей милости уголь нам отпущен из складов морского ведомства, так же как и много материалов, которых нельзя было достать в продаже. Морское ведомство открыло нам свои магазины, чем мы и воспользовались» .

Перед самым началом экспедиции Толль получил от Нансена пакет с документацией и материалами по сибирской Арктике: координаты отдельных островов, рукой Нансена сделанный набросок бухты Колина Арчера, где скандинав советовал Толлю перезимовать, рекомендации разузнать расположение долин рек северо-восточной части Таймыра и др.

8 июня 1900 г. "Заря" отправилась в путь, но сначала зашла в Кронштадт, где экспедицию встретил военный губернатор города . Адмирал с супругой посетили "Зарю" и на ней проводили экспедицию до выхода на рейд. В Кронштадте на борт был догружён уголь высшего качества, хронометры и взрывчатые вещества, книги для библиотеки.

Первая небольшая поломка случилась ещё в водах Финского залива, ее исправлением занялись в . Здесь же Толль сошёл с судна и отправился в Норвегию, где решил ещё раз посоветоваться с Нансеном. Далее руководитель экспедиции выехал в Берген, куда уже подошла "Заря". Здесь на борт догружено было доставленное от Нансена гидрологическое и гидрохимическое оборудование, а также 1500 пудов сушёной рыбы для собак и еще 50 т угля.

10 июля шхуна прошла мимо мыса Нордкап и оказалась в открытых арктических водах. 11 июля "Заря" встала на рейде Александровска-на-Мурмане для погрузки ранее купленного угля. Лишним уголь быть не мог – он означал жизнь судна и экипажа в Арктике в непредвиденных условиях. Также на борт приняли 60 ездовых собак с двумя каюрами – Петром Стрижевым и Степаном Расторгуевым, взятыми в экспедицию вместо двух матросов. Судно получило осадку в 18½ футов, что в дальнейшем несколько осложнило маневренность, во время волнения на море палубу даже заливало водой.

К сожалению, вся первая половина экспедиции проходила в атмосфере конфликта начальника экспедиции Толля и командира "Зари" Коломейцева, имевших разное представление о дисциплине на судне.

18 июля "Заря" покинула Екатерининскую гавань и 25 июля подошла к острову Вайгач. На мысе Гребень была назначена встреча со специально купленной для целей экспедиции поморской шхуной, в задачу которой входило доставить уголь из Архангельска в пролив Югорский Шар в бухту Варнека. Однако шхуна не пришла, получив повреждение при встрече со льдом, и Толль принял решение её не дожидаться и как можно скорее обогнуть мыс Челюскин, что по расчетам позволяло экспедиции зазимовать на восточном Таймыре – наименее изученной территории на всём Северном морском пути.

Дойдя 18 апреля до места близ залива Гафнера, где осенью ими было устроено продовольственное депо, Толль и Колчак обнаружили, что раскопать его препятствует слежавшийся твердый сугроб высотой в 8 метров. От плана дойти до мыса Челюскина пришлось отказаться. На обратном пути стали заканчиваться продукты, собаки выбивались из сил, не желая уже двигаться без помощи людей. Толль с Колчаком часто впрягались в нарты сами. В день проходили около 20 км, однако к началу мая уже не могли проходить в сутки более 12 км. Собаки стали гибнуть от голода, Колчак, привязавшийся к собаке по кличке Печать, предложил не пристреливать её, а довезти до "Зари" полуживую на нартах, на которых уже лежала одна. Однажды целые сутки путникам пришлось просидеть в палатке из-за пурги. На 41-й день похода 18 мая они измученные и голодные всё-таки дотянули до базы.

По итогам этого похода были установлены неточности карты Нансена и старых географических карт Великой Северной экспедиции, описывавшей эти берега в 1734-1742 гг. Толль очень ценил Колчака, и «за обстоятельное обследование географических объектов и морских вод в районе Карского моря», в благодарность за совместно перенесенные тяготы и риск он назвал его именем один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе.

В августе 1901 г. "Заря" высвободилась из ледового плена. 19 августа шхуна пересекла долготу мыса Челюскин. В честь этого события были подняты кормовой флаг и вымпел с Андреевским крестом и литерой "К" под царской короной, личный вымпел президента Академии наук Великого Князя Константина Константиновича. На берегу была сделана групповая фотография на фоне сооруженного большого гурия (конусообразной груды камней). Колчак и Зееберг здесь провели астрономические, магнитные, гидрологические исследования. Дав салют в честь С.И. Челюскина, исследователи отправились далее на восток. "Заря" стала четвертым судном после "Веги" Норденшельда с ее вспомогательным кораблём "Лена" и "Фрама" Нансена, обогнувшим самую северную точку Евразии.

Пройдя мыс Челюскин, корабль вышел в неизведанные воды, где еще никто не был: экспедиции Норденшельда и Нансена двигались много южнее. Шхуна взяла курс на северо-восток к предполагаемому месту нахождения Земли Санникова. Толль пообещал премию первому её увидевшему.

Приблизительно на широте 77°20’ близ острова Котельный путь преградили сплошные льды. Так как видимость была нулевой и поиски Земли Санникова в таких условиях были невозможны, Толль распорядился двигаться к самому северному в архипелаге острову Беннетта, где он хотел зазимовать с тем, чтобы в следующем году отправиться к искомой Земле.

В ночь на 29 августа случился редкой силы шторм, судно ложилось на борт, волна накрывала шканцы, собаки барахтались в ледяной соленой воде. Остров Беннетта никто бы и не увидел, если бы внезапно не рассеялся туман. «Теперь совершенно ясно, что можно было 10 раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив её», - записал вечером Толль в своем дневнике. Льды не позволили "Заре" подойти к берегу, и Толль решил возвращаться к острову Котельный, а по дороге еще раз попытаться зайти далеко на север от Новосибирских островов. Дойти на этот раз полярникам удалось до точки с координатами 77.32° с. ш. 142.17° в. д., но никаких признаков земли не наблюдалось, дальше стояли непроходимые льды, покрытые туманом.

3 сентября шхуна вошла в Нерпичью бухту у западного берега Котельного и два дня спустя с трудом пробилась к месту стоянки. На берегу уже был построен домик из плавника, и встречала Толля вспомогательная партия К.А. Воллосовича, добравшаяся туда отдельно с востока. "Заря" встала на якорь для ремонта машины и помпы, в которой начала вскипать вода от накопившейся на стенках соли.

На этом пришлось закончить вторую навигацию. Плавание в 1901 г. продолжалось 25 суток, из которых ходовых было лишь 15. Пройденное за это время расстояние составило 1350 миль, угля израсходовано 65,7 т. Оставалось ещё 75 т угля, на 1549 миль плавания при благоприятных условиях.

Вспомогательная партия Воллосовича имела задачей геологические исследования и организацию продовольственных складов на Новосибирских островах на маршруте следования основной экспедиции на юг в случае потери судна. В марте 1901 г. Воллосович из Усть-Янска выехал на Новосибирские острова с санной группой в составе 11 человек при 5 нартах, запряжённых 14 собаками каждая, и при 20 оленях. В состав партии входили ссыльный студент-естественник Ционглинский, ссыльный технолог Бруснев, каюр-промысловики. Весной и летом 1901 г. на острова доставлялись тяжелые грузы для восьми продуктовых складов. Кроме того, в ноябре 1901 г. партия Воллосовича оставила на острове Котельном два хорошо укреплённых и защищённых от песцов и белых медведей амбара с провизией и оленьими шкурами. После обследования Новосибирских островов Воллосович со своей партией перебрался для зимовки на "Зарю" в качестве участника основной экспедиции.

Затёртая льдами недалеко от берега "Заря" была превращена в геофизическую и метеорологическую станцию. Колчак, как и во время первой зимовки на Таймыре, старался не терять времени даром: для изучения острова он покидал судно при любом случае. Силами экспедиции вокруг жилища Воллосовича вскоре был сооружён домик для магнитных исследований, метеорологическая станция и баня, выстроенные из выносимого сибирскими реками плавника.

Толль стал проводить научные беседы с командой, превратив "Зарю" в "плавучий университет". С докладами по своим специальностям выступали Колчак, Бируля, Зееберг. По вечерам в кают-компании спорили на философские темы с активным участием Колчака. Правда, в эту зимовку он перенес воспаление надкостницы с высокой температурой.

У Воллосовича стала наблюдаться неврастения, и Толль разрешил ему уехать, так как во время этой зимовки экспедиция уже не находилась в условиях такой изоляции, как во время первой. 15 января вместе с Воллосовичем до первого жилья на побережье поехал и Толль, чтобы привлечь нескольких местных жителей в планировавшийся поход на север архипелага. 30 марта начальник экспедиции вернулся на базу. К этому времени пришла телеграмма президента Академии наук с указанием экспедиции ограничиться исследованием Новосибирских островов и закончить плавание в этом году в устье Лены.

Однако Толль был сильно разочарован тем, что Землю Санникова так и не удалось открыть. Несмотря на достигнутые успехи в описании побережья, промеры глубин, которые Колчак делал на протяжении всего пути экспедиции, результаты экспедиции начинали казаться руководителю слишком малыми. Поэтому Толль принял решение с началом полярного дня отправить Матисена на поиски этой загадочной Земли, а после его возвращения самому отправиться в санно-байдарочную экспедицию на Землю Санникова, если она будет найдена, если нет – то на остров Беннетта, чтобы там провести третью зимовку. Толль думал, что хотя бы тщательное обследование этого неизученного острова позволит ему достойно отчитаться в С.-Петербурге о результатах экспедиции и вписать ее в историю науки. Вместе с Толлем собрался ехать Зееберг. Толль планировал взять в поход и доктора Вальтера, однако в декабре врач умер от расстройства сердечной деятельности. (В конце апреля приехал новый врач, политический ссыльный В.Н. Катин-Ярцев, сосланный за участие с РСДРП. В 1918 г. адмирал Колчак встретит его в Харбине, где врач-революционер будет спасаться от режима большевиков.)

Поначалу отправиться в путь запланировали на февраль-март 1902 г. Первым на поиски Земли Санникова был отправлен Матисен, он вернулся 17 апреля и доложил, что, пройдя 7 миль от устья реки Решетникова, он уперся в полынью и повернул назад. Матисен посетил также стрелку Фаддевского острова, остров Фигурина и Землю Бунге.

29 апреля Бируля с тремя якутами отправился на остров Новая Сибирь. Перед ними была поставлена задача дожидаться там к концу лета подхода "Зари", которая должна была их подобрать на пути к Беннетту.

В первых числах мая Колчак и Стрижев ездили на Бельковский остров, перейдя 30-километровый пролив. Колчак объехал остров, произвёл его съемку и положил его на карту, также были собраны образцы горных пород. К югу от Бельковского Колчак открыл небольшой скалистый остров и назвал его именем своего каюра Стрижева. В северном и западном направлении Колчак также, как и его предшественники, уперся в полынью.

23 мая барон Толль, астроном Зееберг, эвен Николай Протодьяконов (по прозвищу Омук) и якут Василий Горохов (по прозвищу Чичак) отправились на север на трех нартах, везя с собой запаса продовольствия чуть больше чем на 2 месяца. Изначально Толль собирался взять в свой поход и надежного Колчака, однако судно нельзя было оставить без опытного офицера.

Предполагалось исследовать остров Беннетта, до этого посещённый лишь экспедицией Де-Лонга в 1879 г. и произвести ледовую рекогносцировку с целью дальнейшего поиска неизвестной земли. После окончания работ полярников должна была подобрать "Заря". Толль объехал на собаках северные берега островов Котельного и Фаддеевского, после чего переправился на остров Новая Сибирь и 21 июня остановился там около мыса Высокого, откуда через неделю отправились к острову Беннетта. Четверо суток путешественники плыли на льдине, после чего пересели на байдарку и 21 июля высадились на берегу острова у мыса Эммы. Путь занял 2 месяца, и провиант был на исходе. Перед Толлем теперь вставали задачи не только исследований, но и пропитания и обратной дороги. Колчак впоследствии говорил по этому поводу: «Действительно, предприятие его было чрезвычайно рискованное, шансов было очень мало, но барон Толль был человек, который верил в свою звезду и в то, что ему всё сойдёт, и пошёл на это предприятие»...

Исследователь Синюков считает, что у Толля просто не оставалось иного выхода, так как он «слишком много авансов выдал Академии наук, прессе, коллегам, и вернуться без открытия Земли Санникова уже не мог». Огромные финансовые средства, выданные Толлю в кредит, заставляли барона предпринимать крайние отчаянные шаги.

Перед отъездом Толль оставил Матисену пространную инструкцию, а также пакет с надписью «Вскрыть, если экспедиция лишится своего корабля и без меня начнет обратный путь на материк, или в случае моей смерти» , в котором находилось письмо на имя Матисена с передачей ему всех прав начальника экспедиции и перечень действий, которые должен был принять командир, чтобы спасти людей.

«Предел времени, когда вы можете отказаться от дальнейших стараний снять меня с острова Беннета, определяется тем моментом, когда на "Заре" будет израсходован весь запас топлива для машины до 15 тонн угля». После этого следовало через Сибирь доставить в С.-Петербург собранные коллекции и немедленно начать организацию новой экспедиции. В этом случае Толль надеялся самостоятельно добраться до Новосибирских островов, а затем к устью Лены.

1 июля, вырвавшись из льдов при помощи взрывов, "Заря" вышла на внешний рейд, однако тут же была затерта льдами, которые стали увлекать судно на северо-восток. Запасы угля на шхуне истощались. Лишь 3 августа это невольное путешествие со льдами завершилось, и освободившаяся шхуна, проведя необходимые судовые работы, 8 августа отправилась в направлении острова Беннетта. Однако из-за льда смогли подойти к острову не ближе 90 миль. Попробовали доплыть хотя бы до Новой Сибири, чтобы снять партию Бирули. В мелководном проливе судно получило повреждения, появилась течь, но "Заря" продолжала пробиваться сквозь льды, все время меняя курс между островами в поисках свободного прохода. Однако уже 17 августа лед заставил Матисена повернуть назад.

К 23 августа на "Заре" осталась минимальная норма угля, о которой говорил в своей инструкции Толль. И Матисен, потеряв надежду на улучшение состояния льдов, отказался от снятия людей, оставшихся на Новой Сибири и острове Беннетта, он решил следовать в бухту Тикси. Ведь даже если бы Матисен смог подойти к Беннетту, на обратный путь угля уже не оставалось.

Матисен не мог повернуть на юг, не посоветовавшись с Колчаком. Как пишет историк П.Н. Зырянов, Колчак, скорее всего, также не видел иного выхода, впоследствии он никогда не критиковал этого решения Матисена и не отмежевывался от него. Среди авторов, писавших на тему гибели Толля, только советский профессор В.Ю. Визе считал, что «это решение стоило жизни Толлю и его спутникам», фактически обвиняя этим Матисена. Другие специалисты понимали, что с недостаточным запасом угля и провизии и полученными повреждениями корпуса скорее всего погиб бы и экипаж "Зари". Да и сам Толль оставил Матисену приказание идти в Тикси после уменьшения запасов угля до пределов, необходимых для возвращения. Никто из современников, знавших обстоятельства дела, Матисена не осуждал.

25 августа искалеченная льдами "Заря" еле достигла устья Лены и подошла к бухте Тикси. Отсутствие угля не позволяло даже провести третью зимовку. 30 августа в бухту Тикси вошла "Лена", тот самый вспомогательный пароход, что обогнул когда-то мыс Челюскин вместе с Норденшельдом. Опасаясь ледостава, капитан парохода дал экспедиции на сборы всего три дня. Колчак отправился на "Лене" на поиски более удобной стоянки для "Зари", и нашёл его за маленьким островом, который он назвал именем Бруснева. Туда и отвели "Зарю", где с нее на борт парохода были перегружены все наиболее ценные коллекции и оборудование. Бруснев оставался там в селении Казачьем в ожидании Толля и Бирули.

2 сентября "Лена" отошла от причала. "Заря" с одним человеком на борту последний раз отсалютовала флагом. Однако пароход вскоре сел на мель, и, в связи с ограниченным количеством еды, пришлось ввести общий для всех паёк. "Продовольственным диктатором" избрали Колчака. В то же время Матисен и Колчак разработали план по оказанию помощи группам Толля и Былыницкого-Бирули: если эти группы не появятся самостоятельно на материке, в начале февраля на Новосибирские острова, навстречу им, на Новую Сибирь должен был отправиться Бруснев, предварительно приготовивший 6 хороших нарт и докупивший собак. В случае, если Толль и Бируля своими силами вернутся на материк, их у Чай-Поварни близ Святого Носа должны были ожидать еще осенью заготовленные Брусневым ездовые олени, на которых полярники могли добраться до Казачьего.

30 сентября 1902 г. пароход "Лена" подошёл к Якутску, и его пассажиры сошли на берег. Из Якутска в Иркутск ехали через тайгу на почтовых лошадях. В начале декабря Колчак добрался до С.-Петербурга, где немедленно занялся подготовкой экспедиции для спасения оставшихся в Арктике товарищей.

5 мая 1903 г. под руководством Колчака началась 7-месячная спасательно-поисковая экспедиция со сложнейшим 90-дневным морским санно-шлюпочным походом на пределе человеческих возможностей и без потерь. Общая численность экспедиции составляла 17 человек, все они были отмечены впоследствии наградами (как и участники экспедиции Толля). Колчаку удалось найти места стоянок группы Толля и его записки, в том числе последнюю (от 26 октября 1902 г.) записку в виде отчета на имя президента Императорской академии наук с кратким описанием острова, списком инструментов и коллекций. Записка оканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.».

Предполагаемая судьба группы Толля была следующей. 21 июля они добрались до острова Беннетта. Учитывая запланированное на середину августа прибытие "Зари", руководитель, видимо, решил сосредоточить все силы на исследовании острова. Было изучено его геологическое строение. Толль увидел и записал, что в долинах острова встречаются вымытые кости мамонта и других животных, описал и современный животный мир, состоявший из медведей, моржей, оленей (стадо в 30 голов), пролетали гусиные стаи.

Группа Толля построила себе жилище из плавника, он же мог служить и топливом. Гораздо хуже было с провиантом. Колчак писал, что «по какому-то недоразумению партией барона Толля не было использовано удобное время для охоты и не было сделано никаких запасов», ­видимо, поскольку надеялись на прибытие "Зари". Для удовлетворения текущих потребностей в пище охотились на оленей. Были убиты также 3 медведя, мяса которых хватило бы на несколько месяцев, однако оно было брошено на льду.

Когда по состоянию льда стало понятно, что "Заря" уже не придёт, стрелять и заготавливать птиц было поздно, к тому же на месте стоянки экспедицией Колчака было обнаружено не более 30 патронов для дробовика. Олени ушли с острова Беннетта на юг осенью, вслед за ними пришлось уходить и людям.

Экспедиция Колчака обследовала все острова Новосибирской группы, однако следов группы Толля нигде так и не обнаружили. По-видимому, она погибла во время перехода по льду с острова Беннетта на Новую Сибирь. Оставленные для нее на южном направлении запасы продовольствия остались нетронутыми.

Партия Бирули, не дождавшись в конце лета прихода "Зари", соорудила на западном берегу острова Новая Сибирь пригодное для зимовки жилище, а в ноябре 1902 г., когда лед окончательно встал, совершила благополучный переход с острова на материк, прибыв в Казачье в начале декабря.

Научно-практические результаты экспедиции оказались очень важными, поскольку предыдущие экспедиции под руководством Нансена и Норденшельда систематических съемок и промеров глубин не вели и составленные ими карты берегов и островов были лишь приблизительными. Русская экспедиция положила начало комплексному исследованию арктических морей и побережья. По результатам работ экспедиции была составлена геологическая карта полуострова Таймыра и островов. Краткий физико-географический и биологический очерк северного побережья Сибири содержит сведения о климате, гидрографии, геологии, животном и растительном мире Таймыра и Новосибирских островов.

Научные результаты также включали в себя исследования в области метеорологии, океанографии, земного магнетизма, гляциологии, физической географии, ботаники, геологии, палеонтологии, этнографии, полярных сияний. На материалах экспедиции лейтенант Колчак выполнил фундаментальное исследование о льдах Карского и Восточно-Сибирского морей, представлявшее собой новый шаг в развитии полярной океанографии. Колчак выявил схему движения арктического льда для всего полярного бассейна. Эти открытия имели важное значение и во всё последующее время освоения Арктики вплоть до наших дней.

При советской власти история экспедиции искажалась, замалчивались роли и заслуги Толля и, в первую очередь, "белогвардейца" Колчака – как учёного-океанолога и отважного исследователя Арктики. Замалчивались его научные труды, получившие признание мировой науки. Советские ученые, разумеется, использовали его труды, но обычно без ссылок на автора. В 1939 г. остров Колчака переименовали, дав ему имя того самого дезертировавшего матроса с "Зари" Расторгуева.

(Использован в сокращении и с дополнениями материал из "Википедии".)

См. статьи в календаре Святая Русь о русских исследователях высоких широт и дальних сибирских земель:

Образование и начало карьеры

Эдуард Толль родился 2 марта 1858 г. в г. Ревель Эстляндской губернии. По происхождению дворянин.

Обучался в школе в Ревеле. После смерти отца в 1872 г. семья уехала в Дерпт. Здесь Т. обучался на естественно-историческом факультете Дерптского университета, который закончил в 1882 г. Все внимание будущего исследователя было сосредоточено на минералогии, геологии, ботанике, зоологии.

Первая научная экспедиция

Первая экспедиция была в Северную Африку. Был в экспедиции по Средиземному морю, которую возглавил М. Браун. Находясь в Алжире и на Балеарских о-вах, он занимался изучением геологии, флоры и фауны. По окончании поездки Т. возвратился в Дерпт, где защитил кандидатскую диссертацию по зоологии и остался преподавать в университете.

Новый поход

Научная работа Т. не осталась незамеченной. А.А. Бунге пригласил его в состав своей экспедиции к Новосибирским о-вам. В марте - апреле 1885 г. Т., совершив поездку по р. Яне, оказался в Верхоянске. Здесь он произвел сбор коллекций животных и растений, после чего направился в с. Казачье Усть-Янского улуса, а затем через пролив Лаптева - на Новосибирские о-ва. На Котельном о-ве Т. увидел неизвестную землю, приняв ее за легендарную землю Санникова. В итоге, за 1885 - 1886 гг. отряд изучил бассейны р. Яны, Индигирки и Колымы, Новосибирские о-ва и в декабре 1886 г. направился домой. 28 января 1887 г. экспедиция вернулась в Санкт-Петербург.

Деятельность Т. не осталась незамеченной для научной общественности. Он был приглашен на должность хранителя минералогического музея Петербургской Императорской академии наук. Исследователь сосредоточился на обработке геологических материалов, собранного им во время поездки. В 1889 г., приехав на IX Международную географическую конференцию в Вену, Т. познакомился с Ф. Нансеном.

Раскопки мамонта

В 1893 г. Т. встал во главе экспедиции Петербургской Академии наук, которая направлялась на север Якутии для изучения земель между нижним течением р. Лена и Хатанга. За время экспедиции он впервые дал описание плоскогорья между р. Анабар и Попигай, горного кряжа между р. Оленек и Анабар, который назвал в честь В.В. Прончищева. У м. Святой Нос он осуществил раскопки мамонта, что было основной целью экспедиции. По просьбе Ф. Нансена Т. произвел заготовку продовольствия на Восточно-Сибирских островах на случай вынужденной зимовки здесь экспедиции Ф. Нансена.

Последняя экспедиция Э.В. Толля

В 1899 г. Т. снова направился в путь, на этот раз в составе группы С.О. Макарова на "Ермаке". Отряд должен был дойти до Шпицбергена и изучить морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях.

21 июня 1900 г. на «Заре» Т. отбыл из Санкт-Петербурга. Летом 1901 г. отряд занимался изучением Таймыра. 5 июля 1902 г. небольшой отряд во главе с Т. направился в сторону о-ва Беннетта, дойдя до него на байдарах 3 августа. Ввиду тяжелой ледовой обстановки «Заря» так и не сумела добраться до отряда, и в сентябре 1902 г. было принято решение вести корабль в бухту Тикси. Отряд Т. должен был зазимовать на острове.

Поиски отряда Э.В. Толля

В 1903 г. было решено организовать поисковую экспедицию. Отряд возглавил будущий адмирал А.В. Колчак. Экспедиция дошла до острова Беннета, нашла стоянку Т., его дневниковые и другие записи. Из них следовало, что отряд из четырех человек, так и не дождавшись «Зари», принял решение самостоятельно идти на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы отряда обнаружены так и не были.

Согласно завещанию дневниковые записи Т. оказались у его вдовы, которая и издала их в 1909 г. в Берлине.

Семья

Супруга - Эммелина Вилькон.

Барон Эдуа́рд Васи́льевич Толль (нем. Eduard Gustav von Toll ; 2 марта , Ревель - после 3 августа , пропал без вести) - русский геолог, арктический исследователь.

Биография

В 1872 году семья (после смерти отца) перебралась в город Дерпт (современный Тарту). Он поступил в Императорский Дерптский университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию , геогнозию , ботанику , зоологию и медицину .

Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки . В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну , флору , геологию . Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии , был оставлен при университете.

Труды Э. Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге . Он пригласил Э. Толля в экспедицию на Новосибирские острова . В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, прибыл в Верхоянск . Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье в Усть-Янском улусе и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова .

В 1889-1896 годах - учёный хранитель Минералогического музея Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

В 1893 год возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта , на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Ф. Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама ». На севере Сибири описывал Хараулахский хребет , Чекановского и Прончищева кряжы , нанёс на карту Анабарскую губу , изучил Хатангскую губу и низовья реки Анабар . Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.

В 1899 году участвовал под руководством С. О. Ма­ка­ро­ва в пла­ва­нии на ле­до­ко­ле «Ер­мак » к бе­ре­гам Шпицбергена .

Экспедиция на шхуне «Заря»

«Заря» на зимовке 1902 г.

Видео по теме

Поиски Э. Толля

В 1959 году в сокращённом виде дневники были опубликованы в переводе с немецкого под названием Плавание на яхте «Заря» .

Память

Эдуард Толль

В честь Э. В. Толля в 1893 году назван залив в Карском море . В его честь было названо научно-исследовательское гидрографическое судно «Эдуард Толль», оно было построено в 1972 году и списано в 2010 году.

На полярной станции острова Котельный имеется мемориальная доска:

Эдуард Васильевич Толль вступил впервые на Ново-Сибирские острова 2 мая 1886 г., погиб во время работ Русской полярной экспедиции в 1902 г. вместе со своими доблестными спутниками Ф. Г. Зеебергом, Н. Дьяконовым и В. Гороховым.

Академия наук СССР. Якутская АССР, Лето 1928 г.

В 21 января 2017 года на воду было спущено судно перевозящее СПГ «Eduard Toll», используется для доставки газа из порта Сабетта .

В честь Э. В. Толля были названы ископаемые организмы :

  • Tollicyathus S.Tchemyscheva, 1960 - тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
  • Labirinthomorpha tolli
  • Loculicyathus tolli Vologdin, 1931 - тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
  • Tollina Sokolov, 1949 - класс коралловых полипов, верхний ордовик Таймыра.
  • Paratollaspis Kobayashi, 1943 - трилобит, средний кембрий севера Сибири.
  • Tollaspis Kobayashi, 1943 - трилобит, нижний кембрий севера Сибири.
  • Esseigania tolli Kobayashi, 1943 - трилобит, верхний кембрий севера Сибири.
  • Pagetiellus tolli Lermontova, 1940 - трилобит, нижний кембрий бас. р. Лена.
  • Proetus tolli Weber, 1951 - трилобит, нижний силур севера Сибири.
  • Tollitia Abushik, 1970 - подкласс остракод, нижний силур о-ва Вайгач.
  • Lesuewilla tolli Koken, 1925 - класс брюхоногих моллюсков, средний ордовик Прибалтики.
  • Worthenia tolli Koken, 1925 - класс брюхоногих моллюсков, верхний ордовик Прибалтики.
  • Buchia tolli Sokolov, 1908 - класс двустворчатых моллюсков, нижний мел Северной Сибири.
  • Totlia tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, нижний мел Северной Сибири.
  • Cardioceras tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, верхняя юра Северной Сибири.
  • Cladiscites tolli Diner, 1916 - головоногий моллюск, верхний триас о-ва Котельный.
  • Olenekites tolli Mojsisovics, 1888 - головоногий моллюск, нижний триас Северной Сибири.
  • Passaloteuthis tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, нижняя юра Северной Сибири.

Сочинения

  • Toll E. Die paläozoischen Versteinerungen der Neusibirischen Insel Kotelny. St.-Ptp.: Verl. Akad. Wis., 1890. 56 S.
  • Толль Э. В. Экспедиция Академии наук 1893 г. на Ново-Сибирские острова и побережье Ледовитого океана. СПб.: А. С. Суворин, 1894. 17 с.
  • Толль Э. В. Ископаемые ледники Ново-Сибирских островов, их отношение к трупам мамонтов и к ледниковому периоду: На основании работ двух экспедиций, снаряженных Акад. наук в 1885-1886 и в 1893 годах. СПб.: ИАН, 1897. 137 с.
  • Толль Э. В. Очерк геологии Ново-Сибирских островов и важнейшие задачи исследования полярных стран. СПб.: ИАН, 1899. 24 с.
  • Toll E. Beiträge zur Kenntniss des Sibirischen Cambriums. I. 1899. IV, 57 S.
  • Toll E. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Aus den hinterlassenen Tagebuchern / Hrsg. v. Emmy von Toll. Berlin, 1909. 635 s.; Плавание на яхте «Заря» / Перевод с нем. М.: Географгиз, 1959. 340 с.

Примечания

Литература

  • Виттенбург П. В. Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля / Шведе Е. Е.. - М.; Л.: Издательство АН СССР, 1960. - 246 с. - 1700 экз.
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. - М.: Воениздат, 1953. - 672 с.
  • Ципоруха М. И. Первопроходцы. Русские имена на карте Евразии. - М.: Энас-Книга, 2012. - 352 с. - Серия «О чем умолчали учебники». - ISBN 978-5-91921-130-3
  • Бурлак В. Н. Сквозь «дым Млечного Пути» // Бурлак В. Н. Хождение к морям студеным. - М. : АиФ Принт, 2004. - ISBN 5-94736-053-5 .
  • Врангель Ф. Ф. Русская полярная экспедиция // Записки по гидрографии . - 1900. - Вып. XXII . - С. 111 .
  • Катин-Ярцев В. Н. На Крайний Север. В Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля // Мир Божий. - 1904. - № 2 Ч. 2 . - С. 93 .
  • Колчак А. В. Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Императорской Академией Наук для поисков барона Толля // Известия Императорского Русского Географического Общества. - СПб. : Тип. М. Стасюлевича, 1906. - Т. 42 , вып. 2 .
  • Коломейцев Н. Н. Русская полярная экспедиция под начальством барона Толля // Известия Императорского Русского географического общества. - Т. XXXVIII , вып. 3 .
  • Матисен Ф. А. Краткий обзор плавания яхты Русской полярной экспедиции «Заря» в навигацию 1901 г. // Известия Императорской Академии наук. - 1902. - Т. 16 , № 5 .
  • Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Загадки пропавших экспедиций. - М.: Вече, 2003. - 384 с.: ил. - Серия «Великие тайны». - ISBN 5-7838-1308-7
  • Оноприенко В. И. Его звала Земля Санникова. К 150-летию со дня рождения Э.В. Толля // Вестник РАН. 2007. № 11. С. 1026-1032.

Толль Эдуард Васильевич

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885-1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне "Заря" (1900-1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета.

В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного - одного из Новосибирских островов - большую землю. Однако сам он не дошел до нее - путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего года. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель отыскать эту землю...

Толль окончил один из старейших российских университетов - Юрьевский (Тартуский) Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопровождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, знакомился с геологическим строением некоторых островов.

В 1885-1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири" . Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования - геологические, метеорологические, ботанические, географические.

Весной 1886 года Толль во главе отдельного отряда обследовал острова Большой Ляховский, Землю Бунге, Фаддеевский (косу на северо-западе острова Фаддеевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей" . Он решил, что перед ним Земля Санникова.

Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу.

Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее.

Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северо-сибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы - на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились - Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль - на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попигая - короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.

Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах.

В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран.

В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе "Ермак". И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова.

В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова.

Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.

Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Матисен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа.

Капитан "Зари" Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.

Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.

Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "…Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае, твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции..."

"Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток. К тому же истек назначенный самим Толлем срок - судно должно было подойти к острову до 3 сентября.

Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, "Заря" пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.

На "Заре" боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета, и спасти их не так уж и трудно...

Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел к южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту...

Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками.

"21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль".

Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".

Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок. Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.

Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта "Заря" обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед...

22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук было, в частности, определено, "что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до -21° и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное "сало" спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии".

Комиссия пришла к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее" . Увы, эти премии так и не были никому присуждены...

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Эдуард I Король Англии из рода Пилнтагенетов, правивший в 1272-1307 гг. Сын Генриха III и Элеоноры Прованской.Ж.: 1) с 1254 г. Элеонора, дочь короля Кастилии Фердинанда III (род. 1244 г. ум. 1290 г.); 2) с 1299 г. Маргарита, дочь короля Франции Филиппа III (род. 1279 г.. ум. 1318 г.)Род. 12 июня 1239 г. ум. 7 июля

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Эдуард II Король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1307-1327 гг. Сын Эдуарда I и Элеоноры Кастильской.Ж.: с 1308 г. Изабелла, дочь короля Франции Филиппа IV (род. 1292 г. ум. 1358 г.).Род. 1284 г. ум. 27 сент. 1327 г.Эдуард вступил на престол двадцатитрёхлетним юношей. По свидетельству

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Эдуард III Английский король из рода Плантагенетов, правивший в 1327-1377 гг. Сын Эдуарда II и Изабеллы Французской.Ж.: с 1329 г. Филиппа, дочь графа Голландского Вильгельма III (род. 1314 г. ум. 1369 г.).Род. 1312 г. ум. 21 июня 1377 г.Эдуард был возведен на престол в результате переворота,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Эдуард VI Король Англии из рода Тюдоров, правиший в 1547-1553 гг. Сын Генриха VIII и Джейн Сеймур.Род. 12 окт. 1537 г. ум. в июля 1553 г.После смерти отца Эдуард остался десятилетним ребёнком. Согласно завещанию Генриха VIII, он должен был находиться под опекой регентского совета из 16

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Кок Эдуард Кок (Coke) Эдуард (1.2.1552, Майлхем, Норфолк, - 3.9.1634. Сток-Поджес, Бакингемшир), английский политический деятель, юрист. Занимал ряд высших юридических и судебных должностей, в частности был генерал-атторнеем (1594-1606), главным судьей суда королевской скамьи (1613-16). В

Из книги Словарь современных цитат автора

Толль Эдуард Васильевич Толль Эдуард Васильевич , русский геолог, арктический исследователь. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1882). В 1885-86 участвовал в руководимой А. А. Бунге экспедиции Петербургской АН на Новосибирские острова;

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Юнг Эдуард Юнг, Янг (Young) Эдуард (крещен в 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера, - 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридическое образование в Оксфордском университете. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма, исчерпанность которых раскрыл в

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 32 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

КУК, Эдуард (Coke, Edward, 1552–1634), английский юрист 936…Дом человека есть его крепость, и свой дом каждому – безопаснейшее убежище. «Законы Англии» (1628), III, 73 (вторая часть фразы – по-латыни) ? Knowles, p. 224 Эта формула восходит к гораздо более раннему времени, напр.: «…чтобы дом каждого

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ, Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 63 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

Из книги автора

ЭДУАРД I (Edward I, 1239–1307), король Англии с 1272 г. 7 То, что касается всех, должно быть одобрено всеми. Обращение к «образцовому парламенту» (1295) ? Stewart, p. 52 Формула взята из канонического права; включена в «Декреталии в шести книгах» папы Бонифация VIII (1298), V, 12. Она восходит к

Из книги автора

ЭДУАРД III (Edward III, 1312–1377), английский король с 1327 г.; начал Столетнюю войну с Францией 8 Да будет стыдно тому, кто дурно [об этом] подумает. // Honni soit qui mal y pense (франц.). Девиз ордена Подвязки, учрежденного в 1348 или 1349 г. Вероятный литературный источник – двустишие из басни Марии

Из книги автора

ЮНГ (Янг), Эдуард (Young, Edward, 1683–1765), английский поэт 21 Жизнь есть пустыня, жизнь есть одиночество; Смерть присоединяет нас к преобладающему (великому) большинству. // …Death joins us to the great majority. «Месть», трагедия (1721), д. IV ? Knowles, p. 839 ? «Он присоединился к большинству»