История архитектуры. Архитектор Луиc Салливен: «Форма определяется функцией Здание гаранти билдинг в буффало

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец – Ирландец, был танцмейстером и скрипачом. В 1872 году в возрасте шестнадцати лет он поступил в первую архитектурную школу США открытую в 1866 году Массачусетским политехническим институтом, но уже через год покинул ее и какое-то время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, который был приверженцем романтической неоготики. В 1874 году в течение нескольких месяцев Луис Салливен посещал парижскую школу изящных искусств, но в 1875 году вернулся в Чикаго, где жила его семья и стал работать в разных архитектурных мастерских. В 1879 году Салливен пришел на работу в ателье Данкмара Адлера, а через два года стал его компаньоном. В совместной деятельности с Адлером, опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание Аудиториума в Чикаго (1887 - 1889 гг.). Аудиториум - крупнейший в США театральный зал (4237 зрительских мест), заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении дизайна интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора. Земельные спекуляции привели к громадному росту стоимости участков в деловом центре Чикаго. Их порождением стал новый тип здания небоскреб. Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д. Х. Бернхем и Дж. У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел еще дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности. Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894 - 1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения, подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

Последнюю возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке Универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь - Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются чикагские окна, замечательные по своему соответствию рамнокаркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

В первом десятилетии XX века работы Салливена не велики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров. С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно – потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы. В 1922 -1923 годах он написал «Автобиографию идей» , в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером. 14 апреля 1924 года умер всеми забытый в номере дешевого чикагского отеля. Луис Салливен считается самым ярким выдающимся представителем «чикагской школы» архитектуры.

В 1868 году в Бостоне произошло совершенно непримечательное событие: 12-летний мальчик, как и положено маленькому мальчику, гулял по стройке и увидел огромного, как ему показалось, и очень значительного человека в большой шляпе и с огромной бородой. Самым захватывающим было то, что все люди, работавшие на строительстве, относились к бородатому мужчине с огромным почтением и стремглав бежали исполнять любое его распоряжение. Пораженный мальчик спросил у рабочих об этом господине и услышал, что это - архитектор. Мальчик прибежал домой и заявил отцу, что намерен стать архитектором.

Так началась карьера Луиса Генри Салливана - человека, который изобрел небоскреб .

Здание Гаранти-билдинг в Буффало входит в число знаменитых зданий, созданных архитектором Луисом Генри Салливаном.

Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan) — американский архитектор, представитель стиля модерн, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта, а также ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».

Новаторские многоэтажные здания деловых центров Салливана, включая Гаранти-билдинг в Буффало (1894), стали первенцами функционального подхода к архитектуре. Созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом.

Салливана часто называют называют «отцом небоскребов» и «пророком современной архитектуры». Творчество Салливана, его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Гаранти-билдинг (Guaranty Building) является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Луис Салливaн работал над проектом Гаранти вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти - это их совместное произведение. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана. Строительство Гарантии - обработка и совершенство формы, которая была найдена в "The Wainwright building" , и ее преобразование в дух дизайна.

Местный нефтяной магнат, Хэскэл Л. Тэйлор задумал претенциозный проект: «создать лучшее офисное здание в стране», и был готов этот проект финансировать. Тэйлор на сам процесс проектирования и строительства не влиял, он давал деньги и ждал итогового результата. Итогового результата Тэйлор не дождался: во время строительства он умер.

Но у проекта нашлись новые спонсоры, главным среди которых стала Prudential Insurance Company. Это отразилось в названии проекта: Гаранти (Guaranty Building), - название, придуманное Тэйлором, одновременно стал называться Пруденшил (Prudential Building) - по имени нового спонсора. Оба эти названия были выбиты над центральным входом. Здание было построено всего за год: строительство длилось с марта 1895 по март 1896 годов.

Салливан, сумел придать высотным деловым зданиям художественный облик. Как художник, Салливaн интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Организацию внутренних пространств он еще не осознавал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже , который работал у Салливена в 1888 — 1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей любимого мастера.

Луис Генри Салливан сформулировал свои принципы небоскребостроения предельно точно, и этим принципам архитекторы следуют до сих пор. Первое - небоскребу нужен подземный этаж, в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом. Второе - первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третье - второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертое - между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятое - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. Здесь располагаются системы вентиляции. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается в небоскребе Гаранти -билдинг.

Во втором уровне Салливан использовал арки и пилястры. Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж, трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства здания Гаранти, Салливан опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

Среди американских архитекторов бытует мнение, что Салливан был в большей степени декоратором и дизайнером, нежели собственно архитектором. Создателем первого небоскреба также считается не Салливан, а Уильям Ле Барон Дженни, который построил первое здание с внешним металлическим каркасом. Тем не менее именно Салливан создал небоскреб как символ и идею.

В понимании Салливана главная функция небоскреба в том, чтобы быть небоскребом, поскольку идеи силы и свободы, которые воплощены в этом типе зданий, самоценны. Поэтому, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь. Чтобы подчеркнуть "парение", Салливан отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным. Опорные стойки, служащие внешним каркасом, были использованы, чтобы подчеркнуть устремленность здания в небо, а большие окна между опорами создавали ощущение воздушности.

Архитектор считал, что сама высота должна быть "доминирующим аккордом", центральной эстетической идеей возводимой башни, и добавлял, что в сооружении должны быть "сила и могущество высоты, слава и гордость экзальтации". Воистину, этот человек не зря выучил наизусть всего Вагнера.

Предшественник стиля, который впоследствии получил название "небоскребов", здание Гаранти было одним из первых зданий, имеющим несущий стальной каркас. Это избавляло стены от несущей нагрузки, а следовательно, облегчало их массу. Проект 1896 года имеет форму буквы U: здание ориентировано строго по линии "север-юг", - так, чтобы на юг выходила внутренняя часть здания. Благодаря этому окна, расположенные на внутренней стороне U получили дополнительный свет. Простенки между окнами имеют форму чётко обозначенных вертикалей, спонтанно направляющих взгляд вверх к внушительному карнизу.

Для украшения здания Салливан использовал ажурный керамический орнамент с геометрическими мотивами и натуралистическим дизайном цветов, а на верху здания в виде раскинувшихся ветвей дерева.

Терракота создаёт впечатление камня, но сравнительно легка и недорога. Это был один из любимых строительных материалов Салливана.

Утрачивая ценность самостоятельного элемента, декор здания Гаранти функционализируется. И эта функционализация декора является главной стилистической особенностью Гаранти, главным достижением Салливена в рамках этого архитектурного объекта. - Налагаясь на структурную композицию фасада, декор начинает эту композицию подчёркивать, являясь достаточно редким примером того, как декоративный элемент иллюстрирует собою функцию. По сути, главные задачи декоративного элемента здесь - это усиление «ритма восприятия» структуры и способствование более ЦЕЛОСТНОМУ восприятию этой структуры.

Когда в 1896 строительство Здания Гаранти было завершено, оно по оценкам современников было не только самым красивым зданием строительно -конструкторского бюро Буффало, но и одним из самых красивых в стране. Здание отражало оптимизм и процветание Соединенных Штатов того времени. Историки архитектуры рассматривают здание Гаранти, как один из самых больших архитектурных успехов в области офисных зданиях Луи Салливана.

Из студенческого эссе:

"Будучи родом из Буффало, Нью-Йорк, я раньше считал большую архитектуру само собой разумеющимся. Мне нравился Буффало, но я едва знал, что в других городах страны существует недостаток в таких великолепных зданиях. Я проходил мимо здания Гаранти и всегда любовался тонкой ажурной листвой, вырезанной в терракоте. Городской пейзаж холодных серых зим был акцентирован темно-красной терракотой здания, оно возникало на фоне белого снега и, казалось, выражало собою силу природы и, как я понял позднее, что это впечатление достигалось через органическую теорию архитектуры ".

В течение многих лет Здание Гарантии было одним из самых престижных служебных адресов Буффало (кроме трудных времён Великой Депрессии). Хотя признано архитектурным шедевром уже в 1940, к середине 1950-ых здание было описано как "старое и грязное", и популярность его уменьшалось.

Хотя усилия по модернизации были полны благих намерений, тем не менее, они нарушили эстетику здания и повредили конструкции. В 1955 к цокольным этажам была добавлена стекловолоконная поверхность, а грубая пескоструйная очистка повредила сложный рельефный рисунок терракоты. В 1974 г. огонь повредил верхние этажи, и здание было продано на аукционе. Несмотря на его признание в 1975 как Национальной Исторической достопримечательности, к 1977 владельцы здания планировали его разрушение, чтобы освободить место, востребованное рынком.

Благодаря защитникам архитектуры этим планам не дано было осуществиться. Вместо этого на восстановление здания была получена серия грантов и кредитов. К сентябрю 1982, с полным проектом реконструкции за $12.4 миллионов, Гаранти вновь стала престижным служебным адресом. Юридическая фирма Hodgson Russ LLP, ведущей силы в более раннем усилии по сохранению, купила здание для своих основных офисов в 2002.

Салливан стремился соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Благодаря своим теоретическим разработкам Салливан вошёл в историю не только как практик, но и как теоретик архитектуры. Его статья «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» имела большое значение для развития архитектуры высотных домов.

Теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. Архитектор ставил перед собой грандиозную, но трудновыполнимую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и привести его к гуманистическим целям. Созданная им теория архитектуры, по степени эмоциональности граничит с поэзией.

«Все в природе, - говорит Салливан, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон». И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами «Если не меняется функция, не меняется и форма».

Биография
САЛЛИВЕН (Sullivan) Луис Генри (18- 1924), американский архитектор и теоретик архитектуры, представитель чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX века.
"Форма должна соответствовать функции".
Родился в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Последовательного образования Салливен не получил. Поступил в первую архитектурную школу США, открытую в при Массачусетсом технологическом институте, но проучился в ней только год. В 1874 отправился в Европу, где посещал престижную в то время в мире Школу изящных искусств в Париже. В 1875 ему пришлось вернуться в Чикаго, где обосновалась его семья. Он поступает на работу в одну из архитектурных фирм. В течение довольно непродолжительного времени меняет несколько мест работы до 1873, когда он пришел в фирму "Фернс и Хьюитт". В этот период город отстраивался после громадного пожара 1871, и для архитектора открывалось широкое поле деятельности. То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой "Чикагской школы".
Архитекторы Чикагской школы применяли конструкцию нового типа - металлический каркас. Конструкция эта стала настолько существенной, что диктовала и выбор внешних форм. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883-93).
В 1879 поступил в ателье талантливого инженера Д. Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В 1883 организует в Чикаго свое бюро. Салливен взял на себя решение художественных проблем, Адлер занимался деловой и инженерной стороной их работы, планировкой зданий. Их содружество просуществовало до 1895.
Салливен был не только блестящим практиком, он разработал и теоретические основы рационалистической архитектуры XX столетия. Он считал, что архитектура должна отражать свойства окружения, из которого вырастает. Каждое здание при этом должно выражать свою особую функцию, не отступая от истины в выражении не только назначения, но и конструкции. Завершением естественного развития формы должен стать орнамент. Эти положения были изложены в его работах "Беседа в детском саду" (1901), "Автобиографии одной идеи" (1924) и статьях разных лет.
Первая крупная работа в Чикаго - Аудиториум (1887-89), сыгравшая значительную роль в развитии архитектуры как с идейной, так и с технической стороны. Центр здания занимал театральный зал. При этом складывающиеся панели потолка позволяли увеличить его вместимость с 2,5 тысячи человек до 7 тысяч. По бокам здания размещались конторские помещения и отели. Решение фасада построено на арочной тематике. Очень интересно решены интерьеры: зрительный зал не отделен от фойе, а представляет с ним единое пространство: стены, потолок и ограждения лестницы декорированы прекрасными растительными орнаментами.
Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий - небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. В высотных зданиях, спроектированных Салливеном, чувствуется стремление синтезировать законы композиции, идущей от традиций парижской Школы изящных искусств, с выражением новой каркасной и ячеистой структуры конторского здания.
Интересно сравнить здания Вейнрайт в Сент-Луисе (1891) и Гаранта в Буффало (1893). Фасады обоих зданий декорированы богатым растительным орнаментом. В первом из них он покрывает горизонтальные подоконные вставки и верхний технический этаж с большим выносом карниза. Во втором, более высоком и стройном по пропорциям, орнамент находится на вертикальных элементах стен. Значение вертикальных элементов в работах Салливена постепенно усиливается. Он развивает пропорции здания строго вверх, наподобие готическим соборам.
Последней возможностью Салливена реализовать свои теоретические концепции было строительство в 1 универсального магазина в Чикаго (ныне - магазин Карсона, Пири и Скотта). По силе и чистоте линий это одна из лучших работ архитектора. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В про-порциях выделены цокольная и завершающая карниз-ная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.
Последние постройки Салливена невелики по объему. Это двухэтажные здания павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 и Национальный фермерский банк в Оватонне в 1908, где Салливен создал лучший из своих интерьеров.
Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX-XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы. Он умер в номере бедного чикагского отеля всеми забытый. На выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 Райт сказал: "Они убили Салливена и почти убили меня", имея в виду общество, в котором господствовало псевдоклассическое направление, особенно сильно ощущавшееся в Америке с 1910 по 25-й.
Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.


Луис Генри Салливен

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец – Ирландец, был танцмейстером и скрипачом.

В 1872 году в возрасте шестнадцати лет он поступил в первую архитектурную школу США открытую в 1866 году Массачусетским политехническим институтом, но уже через год покинул ее и какое-то время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, который был приверженцем романтической неоготики.

В 1874 году в течение нескольких месяцев Луис Салливен посещал парижскую школу изящных искусств, но в 1875 году вернулся в Чикаго, где жила его семья и стал работать в разных архитектурных мастерских.

В 1879 году Салливен пришел на работу в ателье Данкмара Адлера, а через два года стал его компаньоном.

«Аудиториум» в Чикаго

Самой первой крупной работой Адлера и Салливена было здание театрального зала «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889). Театральный зал на 4237 зрительных мест заключался в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Спекуляции земельными участками в деловом центре Чикаго привели к громадному росту их стоимости и тем самым породили новый тип здания – небоскреб. Развитие строительства небоскребов обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века.

Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе, построенное в 1890-1891 годах послужило началом борьбы Салливена с конструктивной реальностью.

Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895) завершило его эксперименты, в котором вертикальные членения строго отвечают его функциям. Гарантии-билдинг, пожалуй самый шедевральный проект Луиса Салливена, внешний облик которого чрезвычайно выразителен. После окончания строительства Гарантии-билдинг, в 1896 году Салливен публикует статью «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», в которой он излагает основы его теории.

В 1895 году Салливен расходится с Адлером и по 1905 год работает с Дж. Элмсли. Они занимались жилищным и банковским строительством.

Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго

В 1899 году Салливен получил возможность реализовать свою концепцию в проектировании универсального магазина Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт), довольно крупное здание, построенное на оживленном угловом участке.

Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды, а организацию внутренних пространств он не ставил как художественную задачу.

В 1901-1902 годах мало загруженный практической работой Луис Салливен создает большую часть своего литературного наследия. В это время он написал книгу «Беседы в детском саду». Еженедельник «Интерсэйт аркитект энд билдер» в течении целого года публиковал текст этой книги.

Национальный фермерский банк в Оватоне

В первом десятилетии XX века работы Салливена не велики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров.

С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно – потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы.

В 1922-1923 годах он написал «Автобиографию идей», в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером.

Луис Салливен считается самым ярким выдающимся представителем «чикагской школы» архитектуры.

Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan, 3.09.1856 - 14.04. 1924) - архитектор, чье имя неразрывно связано с американским модернизмом и мировой историей возведения небоскребов. Высотные здания строили и современники Салливана, но именно ему удалось сделать теоретическое усилие: он сформулировал универсальные правила возведения небоскребов и создал убедительные образцы. Помимо того, что Салливан - ключевая фигура архитектурного модернизма, он автор формулы «форма следует функции», идеолог Чикагской школы архитектуры и учитель .

Его профессиональная карьера порой складывалась весьма драматично, но в целом была плодотворна и разнообразна. Американцы очень высоко ценят его как архитектора, владеющего искусством декора: его терракотовые панно с кельтскими мотивами в стиле ар нуво - по-настоящему артистичны, они демонстрируют его блестящие навыки стилизации и незаурядную фантазию архитектора.

Auditorium Building. Совместно с архитектором Адлером Данкмаром. Чикаго, штат Иллинойс, США, 1889.

К фирменным приемам мастера относят и массивную полуциркульную арку, которая встречается на фасадах его построек. Заказы Салливан получал порой неожиданные, например, он спроектировал здание Троицкого храма русской православной церкви в Чикаго (Храм в марте 1903 года освятил будучи еще епископском звании будущий Патриарх Тихон).

Русский православный собор. Чикаго, штат Иллинойс, США, 1903.

Мать будущего архитектора - швейцарка по происхождению Адриенн Лист, отец - ирландец Патрик Салливан. Оба приехали в США в конце 1840-х годов. Их сын Луис Салливан неплохо учился в школе, а незаконченное высшее образование с лихвой компенсировал богатой практикой. Полтора года изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте, куда поступил в возрасте 16 лет и где его профессиональным развитием руководил Уильям Роберт Уэйер. Не закончив курс, уехал в Филадельфию и начал работать в архитектурной конторе Франка Фернесса. Следующим этапом развития карьеры стал переезд в Чикаго.

Большой чикагский пожар 1871 года уничтожил многие здания, город надо было восстанавливать, и архитекторы были нарасхват. Так что поначалу работы было полно. Здесь Луис Салливан трудился в команде архитектора Уильяма Ле Барон Дженни (контора возводила здания со стальными конструкциями) и, заработав немного денег, уехал в Париж, где начал посещать Школу изящных искусств (1874–1875).

Универмаг Carson Pirie Scott. Чикаго, штат Иллинойс, США, 1904.

Позже, вернувшись в Чикаго, он начал работать чертежником в фирме Joseph S. Johnston & John Edelman. В один прекрасный день Johnston & Edleman получила заказ на дизайн Moody Tabernacle с декоративным интерьером fresco-secco, который был полностью разработан Салливаном.

Интерьер Auditorium Building. Совместно с архитектором Адлером Данкмаром. Чикаго, штат Иллинойс, США, 1889.

В 1879 молодого архитектора пригласила к сотрудничеству компания Dankmar Adler, а через год он стал партнером этой фирмы. С этого момента начался самый плодотворный период его творчества. Салливан с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Салливан выступал как архитектор, разрабатывал орнаменты, декор и интерьеры, а Адлер прекрасно планировал, занимался инженерными вопросами и акустикой. Адлер и Салливан прославились как специалисты по проектированию театральных зданий.

Национальный торговый банк. Гриннелл, штат Айова, США, 1914.

Построив несколько театров в Чикаго, они получили заказы на строительство театров в Пуэбло (штат Колорадо), Сиэтле (штат Вашингтон). Самой знаменитой постройкой фирмы стал их совместный проект Аудиториум (1886–1890) в Чикаго - в здании разместился не только театральный зал, но и гостиница, а также 17-этажный офисный корпус с нижними этажами, предназначенными для магазинов с роскошными витринами.

Национальный фермерский банк. Оватонна, штат Миннесота, США, 1908.

После 1989 года фирма прославилась офисными зданиями. Выдающимся проектом считается Wainwright Building в Сент-Луисе и Schiller (позднее Garrick) Building и театр в Чикаго (1890). Среди важных достижений их архитектурной практики - здание Чикагской биржи (1894), Guaranty Building (1895–96) в Буффало и здание универмага Carson Pirie Scott (1899–1904) на Стейт-стрит в Чикаго. Последний большой заказ, оказавший влияние на облик Чикаго. После того, как коллеги разошлись в 1895 году, заказов у Салливана стало значительно меньше.

На рубеже XX века Салливан первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания». Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г., работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли (с ним проектировал «дома прерий» и «алмазные шкатулки»). В 1910-е он спроектировал десять банковских зданий для городов Среднего Запада - Миннесоте, Огайо, Айове, Индиане. В 1918 г. Салливан объявил о своем банкротстве, закончил жизнь в бедности.

Каждый студент-архитектор с университетской скамьи знает, что Салливану принадлежит известное изречение: «Форма следует функции ». Но мало кто помнит контекст. «Это изначальный закон всего сущего, органического и неорганического, всех вещей физических и метафизических, всего человеческого и сверхчеловеческого, все, что говорит нам наш разум, сердце, душа: мы познаем жизнь в ее выражении, форма всегда следует функции. Это закон», - писал Луис Генри Салливан в 1896 году.