История мятежного «Баунти»: как это было. Секс, самогон и хлебное дерево

В канун Рождества 1787 года из английской гавани Портсмунд вышла трехмачтовая шхуна «Баунти». О том, куда и зачем направляется это судно, слухи ходили давно, но курс и официальную цель экспедиции морякам объявили уже в открытом море. У корабля был экзотический пункт назначения: не в Новый свет, не в дикую Африку, не в сказочную, но уже даже привычную Индию, не к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Зеландии - путь лежал на райский остров в Южных морях, как тогда именовали тропическую область Тихого океана.


Зачем? Миссия, действительно, была уникальной: не в поисках новых земель и не на войну с туземцами, и даже не за чернокожими рабами или несметными сокровищами отправилась шхуна британского Королевского Флота. Команда «Баунти» должна была достичь райского острова Таити, найти и доставить в Англию чудо-растение, с помощью которого планировалось совершить экономическую революцию. Целью дальнего путешествия были саженцы хлебного дерева.

В конце XVIII века в результате Войны за Независимость США Британская империя потеряла свои богатейшие северо-американские колонии. Ущемление политических амбиций – ничто по сравнению с экономическим поражением, которое потерпели английские бизнесмены. Конечно, на Ямайке и в Сент-Винсенте по-прежнему собирали хороший урожай сахарного тростника, продажа которого приносила дельцам и государственной казне приличный доход, но... Дело в том, что этот самый тростник выращивали чернокожие рабы из Африки, которых кормили ямсом и бананами, а зерно и хлебную муку для них привозили с американского континента.

Независимость Соединенных Штатов Америки больно ударила по карману британских рабовладельцев. Теперь за зерно американцам нужно было платить совсем другие деньги или же ввозить его из Европы. И то, и другое было недешево и значительно снижало доходы от продажи всего, что вырастили на плантациях рабы.Увеличение расходов на содержание невольников, мягко говоря, огорчало английских бизнесменов. Нужно было как-то спасать ситуацию - искать дешевый хлеб. Тогда-то и вспомнили, что побывавшие в Таити путешественники часто описывают некий «хлебный фрукт». Эти плоды растут на ветвях деревьев, имеют приятный сладкий вкус и восемь месяцев в году являются основной пищей местных жителей. За этой манной небесной и отправилась шхуна «Баунти».

Предчувствие беды

К столь экзотической миссии нужно было долго и тщательно готовиться: выбрать подходящее судно, набрать команду. В ту пору Англия готовилась к войне с французами, потому корабли Королевского Военного Флота нельзя было использовать. Для путешествия решено было купить небольшое торговое судно. Выбор пал на угольную шхуну, которую переоборудовали, превратив, по сути, в плавучую оранжерею, где комфортно чувствовали бы себя растения, но не люди. Все функциональные помещения: матросские кубрики, каюты офицеров, камбуз, гальюн – располагались в нижних трюмах, где явно ощущался недостаток свежего воздуха и дневного света.

Перед отплытием в знак благодарности королю Георгу III, соблаговолившему помочь страждущим плантаторам, шхуну переименовали, дав ей имя «Баунти» («Щедрость»). Бывалые моряки знают, что менять имя кораблю перед походом – плохая примета.

К кадровому вопросу организаторы экспедиции подошли со всей ответственностью, но весьма странно: еще неясно, кто возглавит это плавание, но основные специалисты-ботаники уже на месте. Кандидатуру капитана по сути не выбирали, а назначили по рекомендации главного инициатора экспедиции сэра Джозефа Бэнкса. Он предложил место капитана лейтенанту Уильяму Блаю, мужу племянницы крупнейшего вест-индского плантатора и судовладельца Данкана Кэмпбелла. Весь офицерский состав команды набирали по принципам, мало работающим на слаженность коллектива – протекционизм и кумовство стали основой выбора «подходящих» кандидатур. Матросов набирали на добровольной основе, и, тем не менее, за время подготовки судна к отплытию 14 человек, а это треть экипажа, дезертировали. Это тоже плохая примета.

В конце концов «Баунти» вышла в море с опозданием. Планировавшийся маршрут пришлось изменить. Капитан корабля Блай оставил попытки пройти в это время года через шторма у мыса Горн, вынужден был повернуть к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Шхуна прошла южную оконечность Африки, впервые в истории мореплавания пересекла Индийский океан в «Ревущих сороковых», благополучно достигла острова Тасмания и затем без приключений оказалась на острове Таити. Первая половина путешествия прошла очень удачно, оставалось теперь успешно вернуться домой с чудо-растением.

Бунт на корабле

В течение пяти месяцев команда готовила саженцы хлебного дерева к длительной перевозке. За это время большинство членов экипажа сблизилось с местным населением, моряков покорили таитянские женщины. Многие, казалось, нашли личное счастье в этом райском уголке и не хотели расставаться со своими возлюбленными. Капитан Блай очень негативно отреагировал на любовные увлечения почти половины экипажа. Он часто награждал членов своей команды весьма обидными эпитетами. «Мерзавец», «негодяй», «подлый вор», «собака» - самые ласковые из них. Для наказания провинившихся капитан часто использовал линьки. Высокомерный характер капитана, его грубое и деспотичное обращение с членами экипажа настроило против него большую часть команды корабля. Назревал конфликт, нужен был только организатор. У заговорщиков появился лидер – помощник капитана Кристиан Флетчер. Через несколько дней после отплытия шхуны в обратный путь на корабле вспыхнул мятеж.

Перед восходом солнца, когда «Баунти» находилась невдалеке от Тофуа, взбунтовавшиеся матросы ворвались в каюту капитана, связали Блая по рукам и ногам, прежде чем он попытался оказать сопротивление, в одной рубахе выволокли на палубу и учинили некое подобие суда. Капитана обвиняли в жестокости и несправедливости. Блая и 18 сохранивших ему верность членов команды бунтовщики посадили на баркас, снабдили небольшим количеством пресной воды и провианта и бросили среди океана на произвол судьбы.

Судьба мятежников

Кристиан Флетчер и его сообщники выбросили за борт саженцы хлебного дерева и в поисках беззаботного существования решили вернуться на Таити. На острове счастья рядом с любимыми рискнули остаться лишь те, кто принимал в мятеже не самое активное участие. Было ясно, что, если Блай и его сторонники выживут, то возмездия за содеянное не миновать – из Британии прибудут те, кто осуществит наказание. Заговорщики-активисты забрали своих женщин, пополнили трюмы едой и водой и отправились на поиски безопасного убежища – некоего необитаемого острова, пригодного для жизни.

Прошло 20 лет, прежде чем стало известно о судьбе Кристиана и тех, кого он повел за собой. В 1808 году американское торговое судно пристало к берегам острова, который считался необитаемым. К величайшему изумлению капитана и членов его команды к борту корабля подошла пирога с тремя юношами-метисами, сносно говорившими на английском языке. Они рассказали, что их отец служил на корабле «Баунти». Среди моряков историю похода за хлебным деревом и бунта на шхуне знали многие - сам Блай, добравшись-таки до родных берегов издал книгу, в которой рассказал свою версию произошедшего. Теперь американскому капитану посчастливилось услышать эту историю из уст человека, бывшего на стороне мятежников.

Оказывается, Кристиан направился к югу от архипелага Туамоту к острову Питкэрн, к оторый привлек внимание мятежников своей удаленностью от торговых путей. Когда Кристиан Флетчер и его сообщники высадились на Питкэрн, «Баунти» сожгли, чтобы, во-первых, скрыть следы и, во-вторых, чтобы никто из мятежников не мог покинуть остров.

Пришельцы расчистили землю, построили хижины и занялись хозяйством. Однако мечты о безбедной жизни в раю на земле сбылись не сразу. Туземцам, которых англичане взяли с собой, отвели роль рабов. Между белыми мужчинами и туземцами произошел раскол. Полинезийская часть мужского населения требовала равноправия. В первую очередь не поделили женщин. У каждого из девяти моряков была своя «жена», а на шестерых туземцев приходилось лишь три дамы. Недовольство ущемленных переросло в заговор. Туземцы учинили на острове кровавую резню, в результате которой пятеро моряков погибли.

Через несколько дней оставшиеся в живых белые мужчины и верные им женщины нанесли ответный удар. Все мужчины-полинезийцы были убиты. На острове осталось четверо моряков с «Баунти» и несколько женщин и детей. Мирное сосуществование длилось недолго. Находка растения, из которого можно было гнать что-то вроде водки, предопределила жизнь маленькой общины. Один из моряков прыгнул в море в пьяном угаре и утонул. Его приятель-пьяница потерял свою жену, которая погибла, сорвавшись со скал, когда собирала яйца птиц. Он стал посягать на женщин двух других мужчин и угрожал смертью их детям. Закончилось тем, что его зарубили топором.

Наконец на острове воцарился мир. Двое взрослых мужчин почувствовали ответственность за будущее своих семей. На острове было организовано обучение и регулярные чтения Библии. В 1800 году один из мужчин умер от астмы. В итоге в живых остался лишь один англичанин Смит. В его общине было 10 женщин и 19 детей, старшим из них едва исполнилось 8 лет. Смит взял себе новое имя – Адамс - и решил организовать жизнь в своей маленькой общине по христианским законам. На острове наконец наступил мир.

В 1808 году изоляция острова Питкэрн закончилась. Когда встал вопрос об аресте бывшего мятежника, английские власти проявили снисхождение и оставили его в покое. Питкэрн стал частью Британской Империи, английской колонией в Южных морях. Островитян переселили на Таити, но питкэрнцы не смогли жить вдали от родины: некоторые из них заболели и умерли в течение нескольких недель, остальные вернулись назад. Питкэрн и сейчас населен исключительно потомками мятежников со шхуны «Баунти».

Возмездие за жадность

Экипаж баркаса во главе с капитаном Блаем с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии, откуда уже можно было без проблем возвратиться в Англию. Во время плавания капитан не потерял ни одного человека, потери были лишь во время стычек с туземцами.

Вернувшись в Британию, Блай позаботился о том, чтобы на розыски мятежников был отправлен корабль «Пандора». Многих мятежников удалось найти, заковать в цепи, чтобы доставить для суда на родину. До Питкэрна судно с людьми, охотящимися за преступниками, не добралось. По пути в Британию «Пандора» потерпела крушение, из-за которого многие утонули. Мятежников, оставшихся в живых, привезли в Англию, судили и троих из них повесили.

Капитан Блай продолжил службу на флоте и несколько лет спустя все же осуществил доставку хлебного дерева на Ямайку, где деревья прекрасно прижились и стали давать обильные плоды. Но негры-рабы отказались потреблять их в пищу. Они подняли хлебный бунт. Таким образом, усилия, потраченные на это чудо-растение, оказалось напрасными. Даже дети знают истинную цену легкого хлеба – дерево, на котором растут булки, принесло людям лишь распри и кровь.


Хлебное дерево (Artocarpus) в Полинезии, высотою 30- 45 фут., с очень толстым стволом, овальн. лопастн. листьями, круглым, с детск. голову, плодом. В последнем мучнист. питательная мякоть, употребл. варен. или растерт. в муку и запеченная в виде хлеба. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Елена Соколова

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.


Другие новости
100 великих кораблей Кузнецов Никита Анатольевич

Транспорт «Баунти»

Транспорт «Баунти»

Подневольный рабский труд дешев. Но чтобы рабы могли успешно выполнять тяжелые работы, их надо хорошо кормить – не в смысле изысканности пищи, разумеется, а в смысле ее калорийности. Однако хозяевам плантаций тратить на прокорм «двуногих сельскохозяйственных животных» лишние деньги не хотелось. И в последней трети XVIII в. плантаторов Вест-Индии очень заинтересовало хлебное дерево, обнаруженное английскими мореплавателями в Полинезии, на Таити. Но моряков идея плавания с саженцами на борту не вдохновляла. Тогда плантаторы подбросили идею о новом высокоприбыльном источнике продовольствия королю Англии Георгу III. Тот решил учесть интересы заокеанских подданных и в 1787 г. повелел лордам Адмиралтейства подготовить экспедицию на Таити: для доставки саженцев на Ямайку и другие острова.

Выбор Адмиралтейства пал на транспорт «Бетия». Это было прочное, мореходное, очень добротно построенное судно, вполне пригодное для дальних плаваний. Его приобрели за сравнительно умеренную сумму в 1950 фунтов, переоборудовали специально для перевозки саженцев хлебного дерева, установили на судне легкие орудия. Новый экспедиционный транспорт, переименованный в «Баунти», имел следующие характеристики: водоизмещение 217 т, длину наибольшую – 27,7 м, длину по килю – 21, 5 м, ширину – 7,4 м, высоту борта от киля до верхней палубы – 5,9 м. Судно имело широкий тупой нос, седловатая палуба была без надстроек. Подводная часть для защиты от древоточцев обшивалась медными листами. На трех мачтах и бушприте с утлегарем можно было при хорошем ветре поставить многочисленные паруса. Вооружение после переоборудования состояли из четырех 4 фунтовых пушек на обычных лафетах и 10 полуфунтовых фальконетов, устанавливаемых на вертлюгах.

«Баунти»

По сохранившимся свидетельствам, несмотря на простоту конструкции выглядел «Баунти» довольно привлекательно. На носу имелось украшение в виде фигуры амазонки в синем костюме и белой шляпе. Ватерлиния отбивалась белым цветом, выше нее шла широкая черная полоса. Привальный брус – желтый, выше него – синий борт с желтой полосой на уровне палубы. Фальшборт – синий с желтым планширем. На синей корме имелся золотой орнамент, название «Baunty» сделано выпуклым и покрашено в золотой цвет. Сами мачты, а также бушприт, окрашивались в белый цвет, стеньги и утлегарь – в коричневый. В белый красились и все три шлюпки.

В поход транспорт под командованием лейтенанта Уильяма Блая вышел из Спитхеда 23 декабря 1787 г. Блай одно время служил штурманом на экспедиционном судне Джеймса Кука «Ризолюшн», именно ему Кук доверил нанести на карту Сандвичевы (Гавайские) острова. Однако будучи хорошим моряком, Блай отличался скверным характером, его несдержанность и высокомерие проявлялись не только по отношению к матросам, но и подчиненным офицерам.

Согласно полученным предписаниям «Баунти» полагалось пройти в Тихий океан мимо мыса Горн. И пользующийся недоброй славой среди моряков парусного флота мыс сполна проявил свой характер: к Огненной Земле судно подошло в середине марта 1788 г. и более месяца безуспешно пыталось пройти в Тихий океан. Пришлось поворачивать в обратную сторону и следовать к Таити мимо Африки и Ван Дименовой земли (Тасмании). К цели путешествия удалось добраться лишь через 10 месяцев после отплытия из Англии – 26 октября. Во время плавания на судне сложилась очень тяжелая атмосфера. Капитан был сторонником строжайшей дисциплины, а его мелочная придирчивость буквально изводила людей. К тому же в какой-то момент пришлось сократить рацион.

На Таити команда судна совместно с местными жителями пять месяцев собирала и готовила саженцы к перевозке. Прекрасный климат, здоровая пища, гостеприимство аборигенов – все это жесточайшим образом контрастировало с тяжелейшими условиями жизни на борту. Естественно, что часа отплытия многие моряки ожидали, мягко говоря, без восторга.

«Баунти» вышел в море 4 апреля 1789 г. По пути капитан собирался осмотреть и нанести на карту несколько небольших островов, а заодно вернуть на судне должный порядок и восстановить якобы пошатнувшуюся дисциплину. Среди команды зрело недовольство, но до поры до времени оно сводилось просто к ворчанию. Однако Блай сумел настроить против себя одного из офицеров – Флетчера Крисчена (кстати, на момент выхода в плавание – своего доброго приятеля). Окончательно отношения испортились после двух случаев. Один раз посланная на берег за водой партия под руководством Крисчена не стала вступать в бой с собравшимися на берегу враждебно настроенными туземцами. Блай обвинил своего помощника в трусости прямо при матросах. И буквально на следующий день последовал выговор за пропавшие во время вахты Крисчена кокосовые орехи. Офицер ответил командиру откровенной грубостью, после чего был арестован в собственной каюте. У считавшего себя несправедливо обиженным человека возникло желание отомстить. Было ли оно справедливым и обоснованным – судить трудно.

28 апреля, когда Крисчен в очередной раз заступил на вахту, под его руководством недовольные Блаем решились на мятеж. Они взяли оружие и ворвались в каюту спящего капитана, которого связали и едва не выкинули за борт. Но Крисчен решил избежать кровопролития. Он предложил, что капитана и всех, кто сохранит верность присяге, высадить в шлюпку. По разным данным, для этого использовали семиметровый баркас или шестиметровый вельбот. Всего с Блаем решили отправиться 18 человек. Мятежники снабдили их пресной водой, продовольствием, навигационными инструментами и даже холодным оружием.

После долгих странствий Блай и большинство его людей вернулись на родину, где состоялся военно-морской суд. Блай был полностью оправдан и вскоре повышен в звании, получили поощрения и его спутники. А на поиски мятежного транспорта отправился фрегат «Пандора».

На «Баунти» с Крисченом остались 25 человек, но среди них не было единства. После нескольких месяцев скитаний по Тихому океану судно вернулось на Таити. Там часть мятежников сошла на берег, а остальные во главе с Крисченом решили поискать более безопасное убежище. В новое плавание отправились девять англичан, а также таитяне – шесть мужчин, 12 женщин и ребенок. Все они благополучно высадились на острове Питкерн. «Баунти» же, хорошо заметный с моря, полностью разгрузили. С транспорта сняли все представлявшее хоть какую-то ценность, а его корпус 23 января 1790 г. подожгли. В маленькой колонии вскоре начались распри и вскоре произошли столкновения между англичанами и мужчинами-таитянами. Погиб Крисчен (хотя на сей счет имелись определенные сомнения, возможно, умный офицер сумел просто-напросто удрать с острова), затем вражда унесла новые жизни. Уцелевшие матросы научились гнать самогон, пьянство еще больше сократило маленькую общину. Своей смертью умерли лишь два бывших мятежника…

Остальных (за исключением двоих, погибших в результате междоусобицы) «Пандора» обнаружила на Таити. Всех 14 обвинили в мятеже и взяли под стражу. Но фрегату не повезло, и он разбился на Большом Барьерном рифе. Погибло около 40 человек, включая четверых бывших моряков с «Баунти». Остальные попали-таки в Англию, где их судил Адмиралтейский суд. Четверых оправдали, шестерых приговорили к смертной казни. Но трое получили помилование по королевскому указу. Остальных повесили 29 октября 1792 г. на линейном корабле «Брунсвик».

Саженцы хлебного дерева в Вест-Индию все же попали, но рабы есть плоды отказались. Блай отличился в войнах и подавлении мятежей, дослужился до звания вице-адмирала и умер в 1817 г. Истории «Баунти» было посвящено немало исторических исследований и художественных книг, сняты фильмы. Несколько предметов, найденных на месте гибели транспорта, в настоящее время находятся в музеях. А ставшему знаменитым судну для киносъемок дважды строили «дублеров» в натуральную величину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Техника и вооружение 2011 08 автора

Транспорт для российских просторов* На стыке стихийАлександр Кириндас* См. «ТиВ» №8,9/2009 г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6/2011 г.Уже в 1920-е гг. в качестве скоростного внедорожного транспорта завоевали признание аэросани, покорившие зимние снежные просторы, и глиссеры, освоившие летние

Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов* Александр Кириндас* См. «ТиВ» №8,9/2009г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г., №1/2012 г.Использованы иллюстративные и документальные 6 материалы ГАРФ, РГАЭ, РГВА, РГАСПИ, РГАКФД, частных

Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов* Александр КириндасИспользованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГАЭ, РГВА, РГАСПИ, РГАКФД, частных коллекций.* См. «ТиВ» №8,9/2009 г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г., №1,2/2012

Из книги Техника и вооружение 2012 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов* Александр КириндасАвтор выражает глубокую признательность ветерану ОКБ им. А.С. Яковлева Ю.В. Засыпкину и ведущему специалисту РГАЭ Г.И. Соловьевой за содействие в подготовке публикации и ценные консультации.* См. «ТиВ»

Из книги Техника и вооружение 2012 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов См. «ТиВ» №8,9/2009г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г.,№1-3,5/2012 г.Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГАЭ, архива ОКБ им. А.С. Яковлева, частных коллекций. Александр КириндасОкончание. Начало см. в «ТиВ» №6/2012

Из книги Техника и вооружение 2012 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов Александр КириндасСм. «ТиВ» №8,9/2009 г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г.,№1- 3,5- 7/2012 г.Использованы материалы ГАРФ, РГАЭ. Фото из архива

Из книги Техника и вооружение 2012 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов Александр Кириндас См. «ТиВ» №8,9/2009г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г., №1-3,5-8/2012 г.Использованы материалы ГАРФ, РГАЭ.Фото из архив а

Из книги Техника и вооружение 2012 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов Александр КириндасСм. «ТиВ» №8,9/2009г. №3-5,7,8,10/2010 №2,4,6,12/2011 г. №1-3,5-9/2012 г. Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГАЭ, Центрального музея ПВ ФСБ и архива а

Из книги Техника и вооружение 2012 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов Александр КириндасСм. «ТиВ» №8,9/2009 г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г., №1-3,5-10/2012 г. Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ и архива автора.Инициатива снизуВ1957 г., в развитие совместного постановления ЦК КПСС и СМ СССР по

Из книги Техника и вооружение 2012 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Транспорт для российских просторов Александр Кириндас См. «ТиВ» №8,9/2009 г., №3-5,7,8,10/2010 г. №2,4,6,12/2011 г., №1-3,5-11/2012 г.Использованы иллюстративные идокументальные материалы РГАЭ, Центрального музея Пограничных войск и архива

Из книги Восстание в пустыне автора Лоуренс Томас Эдвард

Транспорт и снабжение Для подкрепления нашего штаба из Месопотамии прибыл новый офицер по имени Юнг. Он был кадровым офицером, человеком исключительных качеств, с большим военным опытом и знал арабский язык в совершенстве. Намеченная для него роль заключалась в том,

Из книги А-26 «Invader» автора Никольский Михаил

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

Личный транспорт После окончания Второй мировой войны рынок подержанных самолетов был перенасыщенным. благодаря чему огромное количество фирм и фирмочек стало покупать аэропланы с целью использования для «внутрифирменных» перевозок людей п грузов. Наибольшей

Из книги Военная экономика СССР в период Отечественной войны. автора Вознесенский Николай Алексеевич

Глава девятая. ТРАНСПОРТ Перевозки по мобилизации и сосредоточению. - Осенняя кампания 1914 г. и зимняя кампания 1914–1915 гг. - Летняя кампания 1915 года - Зимняя кампания 1915–1916 гг. и летняя кампания 1916 года - Зимняя кампания 1916–1917 гг. - Отсутствие дисциплины в использовании

Из книги Наука и техника в современных войнах автора Покровский Георгий Иосифович

Транспорт и организация перевозок Военно-экономическая подготовка страны немыслима без развитого и бесперебойно работающего транспорта. Слаженность советской экономики на территории в 22,3 млн. кв. км, которые занимает Советский Союз, зависит от степени развития

Из книги автора

V. ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ Развитие современных способов вооруженной борьбы неразрывно связано с увеличением подвижности войск. Поэтому роль военного транспорта теперь быстро растет. Этот вид военной техники является менее узко специализированным. Здесь могут быть, как

Среди старинных морских хроник, с их известными эпизодами, удивительными и нередко драматическими приключениями, определенное место занимает происшествие с британским военным транспортом под названием «Баунти », что в переводе означает «щедрость».

В конце XVIII века восстания команд на британских военных кораблях случались довольно часто. Жестокая дисциплина, издевательство со стороны капитанов, а также нечеловеческие условия для жизни на не раз являлись причинами кровавых событий. В те времена дальние плавания неизбежно сопровождались большими потерями людей, главным образом из-за цинги. Из-за этого на британских парусных судах было очень мало желающих добровольно служить, поэтому процветал насильственный набор матросов.

Капитана на Таити стало вызывать интерес у купцов к «хлебному дереву», дающему вкусные плоды величиной с капусту. Этим также заинтересовались английские плантаторы на островах Вест-Индии. Они поняли, что если этими плодами заменить настоящий хлеб, их прибыли увеличатся вдвое. Письмо от фермеров было вручено королю Англии Георгу III, который распорядился снарядить на Таити судно и доставить побеги этого удивительного растения.

капитан парусника «Баунти» Вильям Блай

Адмиралтейство приобрело за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый корабль , который вскоре получил название «Баунти». Парусник «Баунти» отличался прекрасными мореходными качествами. Командиром был назначен лейтенант Вильям Блай . Судно отправилось в путь 29 ноября 1787 года. Плавание оказалось чрезвычайно трудным, но парусник без особых приключений добрался до острова Таити. На протяжении пяти месяцев команда готовила саженцы для длительной перевозки в Англию.

После стоянки 4 апреля 1789 года парусник «Баунти» с грузом на борту вышел в море. В жизни рядового экипажа снова начались ненавистные будни. Накопленная за время плавания ненависть к командиру выплеснулась 28 апреля, когда судно было уже на расстоянии 1300 миль от Таити.

Утром повстанцы ворвались в каюту капитана, связали его и вытащили на палубу для суда. Стараясь обойтись без кровопролития, штурман Флетчер Кристиан, ставший объектом придирок со стороны капитана , убедил мятежный экипаж посадить Блая и 18 человек на баркас и отправить с парусника «Баунти» на все четыре стороны. На судне осталось 18 мятежников, 4 сторонника капитана и два человека не участвовавших в событиях.

Мятеж произошел на расстоянии около 30 морских миль от острова Тофуа, на котором Блай и хотел высадиться для пополнения провизии. Но туземцы Тофуа забросали баркас камнями, в результате чего погиб мичман Джон Нортон. Оставшись ни с чем и опасаясь местных каннибалов Вильям Блай принимает решение отправится к острову Тимор, находящемуся на расстоянии 3618 морских миль (6710 км) от Тофуа. Как ни странно, но после 47-дневного странствия на 7-ми метровом баркасе команда добралась до цели. Лейтенант Блай вернулся в Великобританию и 15 марта 1790 года сообщил в Адмиралтейство о мятеже.

Впоследствии Вильям Блай, будучи уже в звании капитана, совершил вторую экспедицию за хлебными деревьями и ботаническими образцами флоры, которая завершилась успехом. Позже Блай получил звание вице-адмирала, а в 1808 году был назначен губернатором Нового Южного Уэльса.

с парусника «Баунти» высадили неугодный экипаж

Между тем мятежники на паруснике «Баунти» отплыли на остров Тубаи, где и попытались обосновать колонию, но через три месяца, после нападения туземцев, вернулись на Таити. Оставив там 12 мятежников и 4-х лояльных капитану Блаю человек, Флетчер Кристиан, восемь матросов, шесть таитянских мужчин и 11 женщин (одна с ребенком) отплыли на паруснике «Баунти» в надежде укрыться от британского Королевского флота. Таитянцев не предупредили об отплытии, так как основной целью было похищение женщин. Мятежники прошли Фиджи и острова Кука. 15 января 1790 года парусник «Баунти» причалил к островам Питкэрн. Судно разгрузили и 23 января 1790 года сожгли в одной из лагун. (Камни балласта судна видны в водах лагуны Bounty Bay до сих пор).

карта скитаний парусника «Баунти»

залив Bounty Bay

Колония начала новую жизнь. Флетчер Кристиан стал признанным лидером этой маленькой общины и следовал на острове политике справедливости и равноправия. Но в 1793 году на острове разразился конфликт между мятежниками и таитянскими мужчинами. Четыре матроса (Джек Уильямс, Исаак Мартин, Вильям Браун, Джон Миллс) и сам Флетчер Кристиан были убиты таитянцами. Все шесть таитянских мужчин тоже были убиты (некоторых убили вдовы матросов). Из мужчин на острове остались четыре мятежных моряка.

Несколько раз на острове вспыхивали женские мятежи. Причиной их были вечные пьянки мужчин, производивших алкоголь из местных растений. Вскоре один из мятежников умер от алкогольного отравления, еще один был убит Джоном Адамсом и Нидом Янгом. После этого в общине воцарился покой.

В 1800 году Нид Янг умер от астмы и Джон Адамс остался единственным взрослым мужчиной на острове. Он организовал регулярные воскресные службы и взял на себя ответственность за воспитание молодежи. В это время кроме него на острове проживали девять таитянских женщин и больше десятка детей.

В 1808 году к потерянному в океане острову подошло британское промысловое судно «Топаз». К удивлению моряков остров Питкэрн был обитаем. Лишь тогда выяснилось, что его населяли потомки злополучной команды морского « Bounty » . Последний из мятежников Джон Адамс (называвший себя Александр Смит), исполнял обязанности священника и учителя.

В 1825 году Джон Адамс был амнистирован а столицу острова назвали в его честь — Адамстаун. 30 ноября 1838 года, острова Питкэрн (в том числе необитаемые острова Хендерсон, Дюси, Сэнди и Оэно) были включены в состав Британской Империи. В 1856 году население островов достигло популяции в 193 человека и британское правительство предоставило для переселения питкэрнцам остров Норфолк.

остров Питкэрн из космоса

Адамстаун — столица островов Питкэрн

жители острова Питкэрн в 1916 году

На данный момент острова Питкэрн являются Британской Заморской Территорией с населением 67 человек (англо-полинезийские метисы по переписи 2011 года), которая управляется британским верховным комиссаром в Новой Зеландии. Основным памятным днем островитян считается 23 января в ознаменование сожжения парусника «Баунти». Общая площадь островов Питкэрн — 47 км², из них самый большой — Хендерсон (37,3 км²). Площадь единственного обитаемого острова Питкэрн — 4,6 км², размеры — в среднем 3×1,5 км. На необитаемых островах отсутствуют источники пресной воды.

28 ноября на Discovery Channel стартовал показ шоу «Мятеж», в котором девять человек отправляются в Тихий океан на деревянном баркасе, чтобы повторить подвиг капитана Уильяма Блая и его команды. Почему мятеж, почему баркас и что за путешествие совершил капитан Блай? И причем здесь «Баунти», у большинства ассоциирующиеся только с вкусными шоколадными батончиками, которые едят на райских островах? Давайте узнаем. И помогут как всегда нам в этом марки.

Уильям Блай и H.M.S. Bounty. Остров Питкэрн, 1940. Mi:4

Капитан Блай и парусник «Баунти» вообще довольно популярная тема в филателии. Охватить всё многообразие в одном посте у меня вряд ли получится, но самые интересные марки, в том числе и из моей коллекции покажу. А особенно много марок на эту тему было выпущено кроходной британской колонией Остров Питкэрн. Сверху как раз первое появление Блая на марках и как раз это был первый выпуск марок для Питкэрна, вышедший в 1940 г. Почему так, тоже сейчас узнаем.

За хлебным деревом

Во второй половине XVIII века после потери северо-американских колоний Британская корона столкнулась с серьезной проблемой снабжения продовольствием колоний карибских. Рабов на плантациях сахарного тростника банально стало нечем кормить, завоз продуктов из Европы резко ухудшал экономику сахарного производства. И тогда британцы вспомнили о найденном на островах Океании хлебном дереве, плоды которого были неиссякаемым источникоv дешевых углеводов. И по инициативе президента Королевского научного общества Джозефа Бенкса в феврале 1778 года было решено организовать экспедицию за саженцами хлебного дерева.


Плоды и саженцы хлебного дерева. Аитутаки, 1989

Вот еще плоды хлебного дерева на марке Тонги:

Тонга, 1897

Главой экспедиции был назначен 33-летний лейтенант Уильям Блай, опытный моряк, уже бывавший в Океании вместе с Джеймсом Куком во время его . По слухам именно Блай и стал виновником гибели Кука, открыв стрельбу и окончательно разозлив туземцев.

Уильям Блай, 1792

Для экспедиции был выбран небольшой торговый парусник «Bethia», переименованный в «Bounty» (щедрость). Корабль был построен в 1787 году на верфях Бетфорда. Судно было трехмачтовым, водоизмещением 215 тонн. Вооружение — 14 пушек.


Модель парусника «Баунти»
Остров Питкэрн, 1969. Mi:100
Соломоновы острова, 2009. Mi:1392

В конце 1787 года «Баунти» взял курс на Таити. Первоначально предполагалось обогнуть Южную Америку, пройти проливом Дрейка, выйти в Тихий океан и так дойти до Таити. Но сильные шторма сорвали планы и после месяца безуспешных попыток Блай берет курс на восток. И так мимо Африки через Индийский океан «Баунти» спустя 10 месяцев наконец достигает Таити. По пути было открыто несколько островов. В том числе знаменитые острова Баунти, названные так в честь корабля. Острова расположены приблизительно в 650 километрах к юго-востоку от Новой Зеландии и вопреки рекламе климат там достаточно суров, в самые теплые месяцы температура едва поднимается выше 11 градусов и заселены острова не красотками в бикини, а пингвинами и тюленями.

Также Блай открыл атолл Аитутаки, входящий в архипелаг Кука. По этому поводу на Аитутаки очень любят выпускать марки. Острова Баунти марок же не выпускают, пингвины никак не могут подготовить документы на вступление во Всемирный почтовый союз, а люди на островах не живут.


Аитутаки, 1974
Аитутаки, 1989

На Таити

Из-за задержки в пути экспедиция прибыла на Таити в неудачное время для выкапывания саженцев. Надо было ждать еще 6 месяцев, чтобы ростки окрепли и смогли перенести долгое путешествие на Карибы. Блай отпустил команду на берег. И тут надо вспомнить, что на военном флоте в ту пору служил в основном всякий сброд, обычно насильно согнанный на корабли. Нечеловеческие условия труда и жизни, дрянная вода и еда, побои и самодурство командиров. И тут — райский остров, еда, красивые и доступные женщины. Моряки зажили жизнью белых господ о которой раньше не могли и мечтать.

Ситуацию прекрасно иллюстрирует марка Французской Полинезии:

Французская Полинезия, 2017

4 апреля 1789 года «Баунти», нагруженный почти 10 тысячами саженцев хлебного дерева отплыл от Таити. После полугода прекрасной жизни на острове возвращение на корабль, разумеется, не обрадовало матросов. Трое было сбежали сразу, но были найдены и выпороты. Жесткость Блая, недостаток воды, которую экономили для полива саженцев, и, главное, воспоминания о шести месяцах рая сорвало у морячков крышу. 28 апреля группа заговорщиков во главе с первым помощником капитана Флетчером Кристианом ворвалась в каюту к Блаю и арестовала его.


Уильям Блай и Флетчер Кристиан. Аитутаки, 1989

Недалеко от острова Тонга Блая и еще 18 верных ему матросов ссадили в баркас и отпустили на все четыре стороны. В качестве оружия у них было только несколько ржавых сабель. Вот как этот тревожный момент изобразил художник Роберт Додд:


«Мятеж на Баунти», Роберт Додд

Картина послужила основой дизайна блока Французской Полинезии, выпущенного к филателистической выставке 1989 года в Париже:


Французская Полинезия, 1989

В том же году тот же сюжет был использован для выпуска блока марок Тонги:


Тонга, 1989

Ну а ранее, в 1967 году, для марок всё того же Питкэрна:


Остров Питкэрн, 1967. Mi:86

Изгнанники отправились к ближайшей земле — на Фиджи, где, однако, на одном из островов архипелага были встречены достаточно недружелюбно, один из матросов был убит. Но, видимо, на Фиджи об этом не любят вспоминать и марку в память о Блае выпустили с нейтральной надписью про исследование островов. Хотя Блаю и его спутникам тогда было не до исследований.


Фиджи, 1970

Не пытаясь больше никуда заходить, Блай и его теперь уже 17 спутников рванули на восток. Из навигационных инструментов у него были только часы и сектант. Через 3618 миль (6701 км) и 47 дней Блай достиг португальской колонии на Тиморе, не потеряв ни одного человека. Это было настоящее чудо. На маленьком переполненном баркасе, длина которого едва превышала 7 метров, без припасов, воды, в окружении враждебных туземцев-каннибалов… К сожалению, в Англию вернулись не все. Несколько моряков умерли от тропических болезней в порту Батавии, ожидая попутный транспорт.


Красная стрелка — маршрут «Баунти» на Таити, зеленая — маршрут Блая после мятежа, желтая — маршрут мятежников

Изображение баркаса на марке Фиджи:


Баркас с «Баунти». Фиджи, 1989
Модель баркаса, на котором Уильям Блай совершил свое эпическое путешествие. Из коллекции Королевского морского музея в Лондоне

Судьба Уильяма Блая

Сам Блай вернулся в Лондон в марте 1790 года. Его судили — всё-таки он потерял корабль Его Величества, но оправдали. Дальнейшая карьера Уильяма Блая была не менее яркой — служба капитаном, воевал под началом Нельсона, служил губернатором в Австралии. Но жизнь похоже его ничему не научила. Характер его оставался по-прежнему скверный. На флоте ему даже дали прозвище «тот самый ублюдок с Баунти» (that Bounty bastard). Он пережил еще два мятежа — в 1797 году во время службы на флоте и «ромовый бунт» в бытность губернатором в Австралии в 1808 году. Тогда Блай запретил выплачивать жалование местным работягам ромом и даже конфисковал у местных бутлегеров самогонный аппарат. За что был низложен и фактически 2 года провел под арестом.

И да, саженцы хлебного дерева он всё-таки добыл во время похода в 1791-93 гг. Хлебное дерево с тех пор успешно выращивается на Карибах и является важной частью местной продовольственной культуры. Вот, к примеру, марка Сент Винсента, посвященная успешной доставке саженцев на остров капитаном Блаем. На марке изображен уже не «Баунти», а другой парусник — «Providence».


Сент Винсент, 1965

Вот еще какая милая марка была выпущена на Сент Винсенте в 1994 году:

Сент Винсент, 1994

Умер Блай в Лондоне 6 декабря 1817 года. На его могиле установлен памятник в виде плода хлебного дерева. В некрологах факт мятежа на «Баунти» не упоминался.


Могила Уильяма Блая. Остров Питкэрн, 1967. Mi:87

Судьба мятежников и остров Питкэрн

Мятежники же во главе с Флетчером Кристианом вернулись на Таити. Но оставаться там было нельзя, так как искать их первым делом стали бы именно тут, а путь после мятежа у них был один — на рею. Прихватив на Таити припасы, Флетчер попытался основать колонию на соседнем острове Тубуаи, но был принят холодно местным населением, которое почему-то было не так дружелюбно. Помыкавшись три месяца на Табуаи, шайка вернулась на Таити. 16 членов команды решили тут и остаться, понадеясь на авось. Флетчер и еще 8 человек, погрузив на «Баунти» новый запас продовольствия, а также 12 таитянок и 6 таитянцев, отправились путешествовать по просторам Тихого океана в поисках тихого местечка. Наконец на их горизонте показался необитаемый остров Питкэрн. Сам остров был открыт в 1767 году мореплавателем Филиппом Картеретом, который, однако, ошибся на целых 350 км, когда наносил остров на карты. Поэтому карательная экспедиция, направленная на поиски мятежников, их не обнаружила.

Момент, когда мятежники обнаружили остров на марке первого выпуска Питкэрна 1940 года. Саженцев хлебного дерева на корабле скорее всего не было, на Питкэрне деревья уже росли.


Кристиан Флетчер. Остров Питкэрн, 1940. Mi:2

А «Баунти» решили сжечь. Бухта, где спалили корабль, теперь называется его именем и на дне можно разглядеть камни с баласта. На марке Норфолка как раз запечатлен этот момент:

Норфолк, …

С тех пор на Питкэрне отмечается так называемый «День Баунти», когда местная молодежь из числа потомков мятежников строит макет корабля и сжигает его в море. Есть даже серия марок Питкэрна, посвященная этому действу:

Судьба же оставшихся на Таити была незавидной. Их нашли, отправили судить в Англию, при этом четверо погибли в пути. Из 10 выживших мятежников четверо были оправданы благодаря показаниям Блая (это были те люди, которым не хватило места на баркасе, и им пришлось остаться на «Баунти»). Ещё двоих осудили за непротивление мятежу, хоть они и не участвовали в нём непосредственно. Ещё одного осудили, но к казни не приговорили. Троих приговорили к виселице.

Но на Питкэрне всё сложилось тоже очень плохо. Колонисты перессорились из-за женщин и ресурсов, мужчины таитянцы восстали и были все перебиты. Часть мятежников, в том числе и Кристиан Флетчер во время стычки погибли. Из оставшихся четверых один вскоре умер от астмы, а двое, научившись гнать самогон, умерли от плодов трудов своих. И вот, когда в 1808 году к Питкэрну причалил американский китобой «Топаз», в колонии проживало девять таитянских женщин и больше десятка детей. Возглавлял колонию единственный выживший мятежник Джонс Адамс.

Джон Адамс — патриарх Питкэрна

Адамса за давностью лет простили и он мирно умер на Питкэрне в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. В его честь назван единственный посёлок на острове - Адамстаун.

Баунти в мировой культуре

Такая авантюрная история не могла просто так кануть в хрониках и забыться. Первую книгу о мятеже на «Баунти» написал сам Уильям Блай. Я ее пока не читал, но в будущем планирую.

Не могли обойти эту тему вниманием и кинематографисты. В Голливуде было снято 3 фильма о событиях на «Баунти». Первый вышел в 1935 году и получил Оскар как лучший фильм. Роль главаря мятежников Кристиана Флетчера исполнил сам Кларк Гейбл. Фильм был снят по книге Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла (1932) (фильм на Кинопоиске).


Афиша фильма «Мятеж на Баунти», 1935

В честь фильма также были выпущены марки! Отличилась Тонга в 1985 году:


Тонга, 1985

В 1962 году на основе всё того же романа Нордхоффа и Холла была снята новая киноверсия мятежа, роль Кристиана Флетчера исполнил звездный Марлон Брандо (фильм на Кинопоиске).


Афиша фильма «Мятеж на Баунти», 1962
Фильм «Мятеж на Баунти», 1962

Для съёмок фильма на верфи Smith & Rhuland Shipyard в канадском Луненберге был построен корабль-новодел Bounty. Затонул у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди 29 октября 2012 года, несколько членов команды погибло. В честь корабля-реплики на Питкэрне тоже были выпущены марки! Вообще поразительно, сколько этому острову, на котором живут всего несколько десятков человек, нужно марок.

Остров Питкэрн, 2007

Наконец в 1984 году по роману Ричарда Хью «Капитан Блай и мистер Кристиан» был снят еще один фильм с не менее звездным составом. Роль Уильяма Блая исполнил Энтони Хопкинс, а Кристиана Флетчера молодой Мел Гибсон (фильм на Кинопоиске).

История одного бунта

«Баунти» (англ. Bounty – щедрость) – небольшой трехмачтовый корабль, ставший известным благодаря лишь одному своему плаванию.

Судно было построено для торговых целей в 1784 году на верфи в английском городе Кингстон-апон-Халле (Гулле) и носило имя «Бетиа» (“Bethia”). Длиной оно было девяносто футов, шириной - двадцать четыре, водоизмещением 215 тонн. В 1787 году его купило адмиралтейство за 1 950 ф.ст. Корабль был перестроен и переименован в «Баунти» . В процессе реконструкции днище «Баунти» обшили медными листами, борта выше ватерлинии были покрашены в синий с двумя желтыми полосами, мачты, реи, стеньги и бушприт стали коричневыми. Носовая фигура изображала амазонку. Корабль был вооружен четырьмя пушками – его готовили для долгого и ответственного плавания.

Начало плавания было запланировано на конец ноября, но только 23 декабря 1787 года корабль с командой из 43 человек отправился из Портсмута на Таити за саженцами хлебного дерева, чтобы в дальнейшем доставить их на Ямайку (Антильские острова). Считалось, что плоды хлебного дерева будут употребляться в пищу рабами на плантациях Вест-Индии, где выращивали сахарный тростник, что будет значительно дешевле, нежели кормить их обычным зерновым хлебом. Автором проекта по разведению хлебного дерева на Ямайке был известный британский биолог Джозеф Банкс, принимавший участие в плаваниях Джеймса Кука по Тихому Океану. «Мой корабль «Баунти» будет настоящим плавучим садом» – говорил Банкс. На борт корабля планировалось взять около тысячи саженцев хлебного дерева в цветочных горшках, плоское днище «Баунти» и достаточно большая грузоподъемность способствовали предохранению ценного груза в процессе плавания от рифов, которых было великое множество близ берегов Вест-Индии.

Капитан “Баунти” Уильям Блай

Корабль достиг берегов Таити спустя почти год – 26 октября 1788 года. А спустя еще полгода 4 апреля 1789 года отправился из Таити к берегам Ямайки. Командовал кораблем капитан Уильям Блай. По свидетельствам современников он часто бывал груб с командой, не гнушался телесными наказаниями, к тому же в плавание на судно была закуплена некачественная провизия, и члены экипажа испытывали ощутимый недостаток пресной воды, тогда как перевозимые растения обильно и часто поливались. Все это спровоцировало мятеж на корабле, 28 апреля 1789 года неподалеку от острова Тофуа на борту судна произошел бунт по предводительством Флетчера Кристиана. Капитан «Баунти» и верные ему 18 членов команды были высажены в море на семиметровый баркас с небольшим запасом еды и воды и отправлены на все четыре стороны.

Капитан Блай вместе со своими спутниками провел в море почти семь недель, маленький баркас преодолел за это время 6700 километров (более трех тысяч морских миль). Несмотря на все лишения и тяготы, Блаю и его команде удивительно повезло: за все время странствий они потеряли только одного человека – мичмана Джона Нортона, который был убит обитателями Острова Тофуа, где изгнанники хотели пополнить запас провизии. После всех странствий баркас причалил к острову Тимор, и уже оттуда лейтенант Блай и его сторонники вернулись Великобританию. 15 марта 1790 года Английское Адмиралтейство узнало о случившемся на «Баунти» мятеже.

А сам «Баунти» и оставшиеся 25 членов экипажа отправились обратно на Таити, где часть мятежников осталась на постоянное проживание. Но главные заговорщики понимали, что однажды их все же настигнет британское правительство, и им придется отвечать за совершенный поступок перед судом. Поэтому самые решительные и отчаянные отправились на «Баунти» искать остров, где их никто не сможет настигнуть.

Четырнадцать из шестнадцати оставшихся на Таити членов экипажа были арестованы в 1791 году, когда их обнаружил британский корабль «Пандора», специально отправленный на поиски пропавшего «Баунти» . По пути в Англию в проливе Энтерпрайз «Пандора» потерпела кораблекрушение, в результате которого погибли 35 матросов «Пандоры» и четверо членов экипажа «Баунти». Прибыв в Англию, оставшиеся в живых мятежники предстали перед судом, троих приговорили к смертной казни, повесив на реях корабля «Бруствик».

Между тем на борту «Баунти» отправились искать свое счастье в океане девять бывших членов экипажа (Флетчер Кристиан, Джон Адамс, Уильям МакКой, Исаак Мартин, Джон Миллс, Мэтью Квинтал, Джон Уильямс, Эдвард Янг, Уильям Браун), а так же восемнадцать обитателей острова Таити: шесть мужчин, одиннадцать женщин и один ребенок. В плавание беглецы взяли также несколько видов домашних животных и семена различных растений.

Остров, на котором они решили поселиться, называется Питкэрн . Этот небольшой остров (площадью 4,6 кв.км.) в юго-восточной части Тихого океана был обнаружен английским шлюпом «Суоллоу» в 1762 году и назван по имени матроса, который первым его заметил. 23 января 1790 года мятежники с «Баунти» и их таитянские спутники стали первыми жителями этого острова, организовав колонию. С корабля были снято все, что можно было бы использовать в хозяйстве, вплоть до досок обшивки, после чего корабль, проживший совсем недолгую жизнь, был сожжен и затоплен.

Но жизнь на острове оказалась несладкой, помимо того, что поселенцам пришлось с нуля обустраивать быт, распахивать землю, строить жилища, в скором времени между ними начались разногласия, возникшие преимущественно из-за женщин, а так же из-за статуса рабов таитянских мужчин. Ссоры постепенно перерастали в кровавые распри, в результате которых спустя четыре года с момента высадки на остров в живых остались только четверо английских мужчин, трое из которых так же в последствии погибли (один был убит, один погиб от астмы и один отравился алкоголем). И общиной, состоящей только из женщин и успевших родиться к тому времени детей, стал управлять единственный мужчина Джон Адамс, называвший себя Александром Смитом. Во многом благодаря ему, колония выжила, преодолев все трудности. Адамс стал отцом для детей, учителем и правителем острова.

Спустя 10 лет, в 1808 году к острову прибыл английский фрегат «Топаз», чтобы пополнить запас тюленьих шкур, и обнаружил там общину. В 1814 году на остров прибыли 2 английских фрегата с целью расследования истории, произошедшей на «Баунти». Увидев общину, познакомившись с Александром Смитом, судьи очень впечатлились и простили последнего из мятежников. Постепенно население острова Питкерн росло и уже в 1856 году часть островитян переселилась на остров Норфолк, а в дальнейшем потомки первых поселенцев Питкерна расселились по всем островам Океании. Сейчас на острове Питкэрн проживает около семидесяти человек. Остров имеет свой флаг и гимн, но принадлежит Великобритании. Основной доход островитяне получают от экспорта почтовых марок, посвященных мятежу на «Баунти» .


События, произошедшие на «Баунти» , известны во всем мире. Память о моряках, когда-то поднявших бунт против насилия и давших жизнь маленькому острову, жива по сей день.

Истории корабля и команды посвящены сотни книг и десятки сотен статей. Наиболее полно мятеж на знаменитом паруснике был исследован шведским ученым Бенгтом Даниельссоном, который в середине двадцатого века написал книгу «На «Баунти» в Южные моря».

Помимо него о «Баунти» писали Жюль Верн, Марк Твен, Дж. Г. Байрон, Джек Лондон и многие другие.

В 1916 году в Австралии был снят первый фильм, посвященный событиям на «Баунти» . В 1935 году на экраны вышел американский фильм о паруснике с Кларком Гибблом в главной роли. В 1962 году снята новая лента о «Баунти» , где главную роль сыграл знаменитый Марлон Брандо. А спустя двадцать лет, в 1984 году в США на экраны вышла очередная картина «Баунти» с Мелом Гибсоном. Реплики корабля «Баунти», построенные для фильмов 1962 и 1984 годов, сохранились до наших дней и находятся в Массачусетсе США и австралийском Сиднее соответственно. Американская реплика «Баунти», построенная по чертежам из архивов британского Адмиралтейства, до недавнего времени была одной из самых старых реплик парусных кораблей в мире. Из-за того, что во время съемок фильма, на борту судна нужно было устанавливать громоздкие камеры, его размер отличается от оригинала примерно на треть. В 2003 году во Франции сняли документальный фильм «Спасшиеся с Баунти».

Все, что осталось нам от легендарного парусника – это Библия и штурвал. Библия хранится в лондонском историческом музее, а штурвал в музее Фиджи.

29 октября 2012 года , попав в ураган Сэнди, американская реплика знаменитого парусника затонула у берегов Новой Каролины (США). 14 членов экипажа были эвакуированы, капитан судна погиб.