«Монарх» бросил своих «подданных. В Британии обанкротилась «Monarch Airlines»: почувствуйте разницу с крахом ВИМ-Авиа Почему в Англии королева не спасает авиапассажиров

На исходе высокого летнего сезона проблемы испытывают не только российские перевозчики в лице «ВИМ-авиа» - один из старейших игроков на британском рынке и пятая по объёмам перевозки авиакомпания страны «Monarch Airlines» объявила о прекращении полётов из-за экономических трудностей.

Стоит отметить, что английский перевозчик, также как и «ВИМ-авиа», специализировался на чартерной доставке туристов на курорты Средиземноморья. Впрочем, авиационный и туристический рынок в Британии регулируется местными чиновниками куда более корректно ко всем его участникам, в результате чего туристы с авиабилетами «Monarch Airlines» практически не испытают на себе никаких проблем, в отличие от российских туристов «ВИМ-авиа».

Так, по данным «BBC», о том, что авиакомпания приостанавливает полеты, стало известно утром в понедельник, 2 октября. Одновременно перевозчик прекратил все продажи авиабилетов, а все бронирования на будущие вылеты были аннулированы. По словам главы компании Эндрю Свалфилда, причиной финансового краха «Monarch Airlines» стали сразу несколько факторов - теракты в Египте и Тунисе, а также попытка государственного переворота в Турции, что привело к резкому спаду турпотока.

В этот момент за границей находилось около 110 тысяч туристов с билетами «Monarch Airlines». Т.е. несостоятельность британского перевозчика коснулась сопоставимого в «ВИМ-авиа» числа туристов. Впрочем, это единственное совпадение в этой аналогии. Все остальные действия как самой авиакомпании, так и властей, кардинально расходятся.

Во-первых, свои проблемы в отличие от «ВИМ-авиа» британская авиакомпания от государства не скрывала - о трудностях руководство перевозчика сообщило Управлению гражданской авиации Великобритании (CAA), после чего попыталось достичь определенных договоренностей с кредиторами. Крайний срок для решения этого вопроса был намечен на вечер воскресенья. Однако получить финансовую поддержку «Monarch» не смогла, из-за чего в понедельник утром и было объявлено о прекращении полетов.

Но и тут руководители профильных ведомств Великобритании продемонстрировали, что свою зарплату они получают не зря: по поручению Транспортного секретаря (аналог нашему министру транспорта) CAA зафрахтовала борта для вывоза туристов, которые направили за путешественниками уже сегодня. При этом все пассажиры «Monarch» будут возвращены на родину согласно их путёвкам - сокращать свой отпуск никому не придется.

В свою очередь те, кто только должен был отправиться на отдых на крыльях пятого по величине перевозчика Британии, смогут вернуть 100% стоимость билетов. Специально для защиты туристов в подобных ситуациях в стране действует система «Air Travel Organiser’s Licence» (ATOL), которая находится под управлением CAA. Она гарантирует возврат средств туристу за оплаченный тур или перевозку, а также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом в случае банкротства туроператора или авиакомпании. Более того, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, для путешественников вообще ничего не меняется - средства из резервного фонда идут на оплату проживания именно в тех отелях, которые прописаны в договоре. Также без изменения остаются и сроки поездки. Т.е. туристов даже экстренно никто не эвакуирует!

На этом фоне российские туристы выглядят и вовсе беззащитными. Ведь если вспомнить историю с «ВИМ-авиа», то становится очевидно, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ростуризм не имели чёткого представления о том, что им нужно делать. И это при том, что руководители профильных ведомств до последнего были в неведении или скрывали информацию о серьезных проблемах авиакомпании. В итоге коллапса удалось избежать лишь благодаря тому, что в ситуацию вмешался лично президент России Владимир Путин, и проблему начали решать фактически в ручном режиме. К возвращению пассажиров «ВИМ-авиа» подключился Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц нашей страны. Помимо этого в воздух были подняты борта как других авиакомпаний, так и самой «ВИМ-авиа».

Впрочем, назвать такой подход цивилизованным точно нельзя - вместо того, чтобы действовать системно по четким и продуманным схемам, наши чиновники из-за своей халатности или каких-то других причин кидаются из крайности в крайность, подводя под монастырь не только себя, но отрасли, за которые отвечают.

Чем отличаются банкротства авиакомпаний в России и Европе.

Так получилось, что в одно и то же время обанкротились две авиакомпании.

26 сентября 2017 года обанкротилась небольшая российская авиакомпания «ВИМ-авиа», которая имела 29 самолетов и перевезла в 2016 году около 2 млн человек. Владельцем ее был Рашид Мурсекаев. В результате банкротства «ВИМ-авиа» в аэропортах застряли около 16 тыс. человек.

Ровно через неделю, 2 октября 2017 года, обанкротилась другая авиакомпания — Monarch Airlines, на этот раз британская. По профилю Monarch была удивительно похожа на «ВИМ-авиа». Разумеется, она была побольше: ее флот насчитывал 35 самолетов, и в 2016 году она перевезла 5,4 млн человек. В остальном же — это тоже была дешевая компания, в который были как рейсовые полеты, так и чартеры. До 2014 года она принадлежала швейцарскому миллиардеру Сергио Мантегазза (Sergio Mantegazza), который также владеет крупнейшим мировым туристическим агентством Globus. В 2014-м он продал хворающую компанию за номинальную сумму инвестфонду Greybull Capital. Банкротство Monarch оставило за рубежом 110 тыс. британских туристов, которых пришлось вывозить за счет государства Катарскими авиалиниями и EasyJet’ом. Найм самолетов обошелся налогоплательщикам в 60 млн фунтов стерлингов. Всего авиакомпания продала билетов почти 800 тыс. туристам.

В чем разница между банкротством «ВИМ-авиа» и Monarch? Два обстоятельства бросаются в глаза.

Во-первых, поразительная разница в эффективности использования самолетов. Monarch имела всего на 6 бортов больше (причем самолетный парк у обеих компаний был приблизительно одинаков), но перевозила в 2,5 раза больше человек.

А во-вторых — и это самое главное, — после банкротства Monarch в Великобритании никто не возбудил уголовного дела ни против Мантегаззы, ни против Greybull. То есть никому даже в голову это не пришло.

Что же до России — то тут наоборот. Еще раньше, чем из аэропортов успели вывезти всех застрявших там пассажиров, СК с гордостью отчитался о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и о задержании гендиректора и главбуха «ВИМ-авиа». Семья владельцев компании спешно перед этим покинула Россию.

Поймите меня правильно. Я не знаю баланса «ВИМ-авиа». Очень возможно, что из компании перед смертью что-то поперли. У нас, в России, когда дом горит, владельцы дома всегда выносят оттуда тапочки. Проблема в том, что СК тоже, как и я, не имел ни малейшего представления о состоянии баланса «ВИМ-авиа». Он возбуждал дело не оттого, что увидел, что что-то украдено. Он заявил, что состав преступления в деятельности авиакомпании заключался в том, что те продолжали продавать билеты, уже зная, что они не смогут обеспечить перевозку пассажиров.

Но это бред!

Владельцы авиакомпании не могли ничего подобного знать заведомо. У них был кассовый разрыв — они могли выкрутиться. До самого последнего момента они могли получить кредит от банка или помощь от государства, что позволило бы продолжить полеты. Они могли продать авиакомпанию.

К тому же такова специфика работы авиакомпаний — они продают билеты за полгода. «ВИМ-авиа» не могла заявить, к примеру, в марте, что в октябре она прекратит операции, и, пожалуйста, не покупайте билеты дальше. Потому что если бы «ВИМ-авиа» заявила это в марте, она и прекратила бы работу в марте, а уголовное дело, если следовать логике СК, образовалось бы все равно: потому что, прекратив работу в марте, авиакомпания все равно имела бы билеты, проданные до октября.

Фактически СК объявил преступлением «ВИМ-авиа» ее хозяйственную деятельность.

Абсурдность обвинения, предъявленного СК, хорошо видна именно в сравнении с Monarch. Там размер проблемы еще больше: 110 тыс. застрявших туристов, 800 тыс. сгоревших билетов, но уголовного дела не возбуждает никто.

В Lifenews.ru — этой верной медиаприставе Следственного комитета — уже вышел сливной материал про активы семьи Мурсекаевых. В нем сообщается, что консалтинговая фирма Рашида Мурсекаева была обанкрочена за месяц до краха «ВИМ-авиа», а дочь Мурсекаева тогда же продала записанную на нее топливную компанию.

«Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи», — точит слюну автор Life. — А еще — сообщает он, — у семьи в Москве есть квартира! В клубном доме! В двух шагах от Арбата!»

Так и видишь перед собой следователей, которые уже нацелились отобрать квартирку, если сами бизнесмены уже сбежали из России.

Странно, но британская Crown Prosecution совершенно не претендует на другие активы Greybull Capital! Ни на сеть британских супермаркетов M Local, ни на сеть спортивных баров Rileys, ни на сталеплавильный бизнес Greybull, купленный им в 2016 году у Tata. Не нацелилась британская прокуратура и на активы Сергио Мантегаззы — а ведь у него целая группа туристических компаний: и туристическая Globus Viaggi, и Cosmos Holidays, и круизная Avalon Waterways, и вообще этот сукин сын — резидент Швейцарии!

Как, вы спросите, британская прокуратура может быть так наивна? Почему она проходит мимо такого жирного куска? Вот дураки — не могут даже возбудить уголовку и под это дело хапануть сеть супермаркетов, круизную компанию и магазины электротоваров!

Очень просто. Дело в том, есть такая штука, как limited liability company. Limited liability подразумевает, что владелец или совладелец компании не несет личной ответственности за долги или за убытки компании.

Именно концепция limited liability и создала капитализм. Она является ключевой для современной рыночной экономики. Она позволяет людям, склонным к предпринимательству, начинать еще и еще: и где-нибудь в Кремниевой долине, если за плечами человека пара обанкротившихся стартапов, это ничего не значит — это просто значит, что человек старается.

Нетрудно заметить, что российский Следственный комитет является приверженцем совсем другой модели. Модели unlimited liability. Согласно этой модели, любой, кто занимается бизнесом, — преступник, а любой преступник должен делиться плодами своего ремесла со следователями.

Приверженность СК этой модели так велика, что недавно Александр Бастыркин попросил Госдуму принять — ни больше ни меньше — законопроект об уголовной ответственности для… юридических лиц.

Эта феерическая идея, не имеющая параллелей в мировом законодательстве, по сути говоря, будет законодательным оформлением сложившейся в России практики, при которой любой бизнес, не имеющий крыши, считается преступлением, и то, что бизнесмен еще не сидит, это не его заслуга, а упущение силовиков.

Я в данном случае не заступаюсь за «ВИМ-авиа». Как я уже сказала, я не знаю, каково было состояние дел в компании. У нее огромные долги и множество кредиторов. Очень может быть, что после того, как в компании будет введена процедура банкротства, эти кредиторы выяснят, что владельцы компании не платили им, а вместо этого выводили деньги. Очень может быть, что госбанки, которые давали кредиты под залог самолетов «ВИМ-авиа», выяснят, что самолеты были перезаложены несколько раз, то есть фактически эти кредиты имели характер пирамиды. (Что, впрочем, сразу вызовет вопрос: за какие откаты давались такие кредиты?)

Но я хочу обратить внимание моих слушателей, что и в этом случае инициатором расследования не должен быть СК. Его вполне способны провести сами обворованные кредиторы.

СК все время позиционирует себя как организация, стоящая на страже потребителя. Случись у любого среднего бизнеса пожар, банкротство, отравление, любая беда — немедленно за этим следует уголовное дело, по принципу unlimited liability, что, кстати, и побуждает владельца хромающего бизнеса высасывать из него все перед смертью до капли.

Странно, однако, другое. Если бы беззаветная борьба СК против бизнесменов-мошенников способствовала процветанию экономики, то она, экономика, должна была бы быть у нас куда лучше, чем в Великобритании, где и Greybull, и Монтегазза сохранили после банкротства Monarch свои пабы и круизные компании.

А дело обстоит ровно наоборот.

Авиакомпания Monarch Airlines является четвертой по размерам в Соединенном Королевстве. Британский воздушный регулятор - Управление гражданской авиации (CAA) пару раз продлевало дедлайн для поиска компанией средств, но Monarch так и не удалось найти инвесторов, готовых спасти ее от банкротства. В результате CAA было вынуждено аннулировать лицензию авиакомпании на воздушные перевозки и ввести в ней с четырех часов утра понедельника внешнее управление.

Последствия этого шага регулятора такие же серьезные, как результат банкротства российского авиаперевозчика «ВИМ-Авиа»: за границей остались 110 тыс. британских туристов, для которых теперь необходимо организовывать крупнейшую, по словам министра транспорта Великобритании Криса Грейлинга, эвакуацию в мирное время. Для этого, сообщил журналистам директор САА Эндрю Хейнс, арендованы 34 авиалайнера у 16 авиалиний, включая Qatar Airways.

В течение следующих двух недель они совершат более 700 рейсов. Больше всего туристов придется вывозить из Испании, курорты которой уже много лет пользуются особой популярностью на Британских островах. От банкротства Monarch пострадали еще три четверти миллиона британцев, собиравшиеся воспользоваться его услугами и забронировавшие у него билеты.

Политический риск

Серьезные проблемы у Monarch Airlines появились после прошлогоднего референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе. Инвесторов, готовых вкладывать средства в авиалинии, найти нетрудно, но многих отпугивает неопределенность, связанная с брекситом и, в первую очередь, неясность в отношении того, смогут ли британские авиакомпании после выхода королевства из ЕС совершать рейсы в Европу и на каких условиях.

В инвестиционной компании Greybull Capital, владеющей авиалинией с 2014 года, главными факторами, спровоцировавшими банкротство, считают терроризм и обесценивание фунта стерлингов, вызванное референдумом. Продолжительное время два крупнейших рынка Monarch: Египет и Тунис были закрыты для британских туристов в связи с терактами в 2015 году. Сильно повлияли на финансовое положение авиалинии и беспорядки и теракты в Турции.

Что касается британской валюты, то за год после референдума фунт стерлингов обесценился по отношению к доллару на 10%, а к евро – на 12%. Из-за этого компании приходится ежегодно переплачивать в долларах только за топливо 50 млн фунтов. Особенно большая переплата возникла по крупному заказу на Boeing 737 Max. Платить, а речь идет о 3 млрд долларах, тоже пришлось в долларах. В результате всех этих неурядиц, как объяснил в письме сотрудникам директор компании Эндрю Сваффилд, в прошлом году было перевезено на 14% пассажиров больше, а доходы уменьшились на 100 млн фунтов.

Какое-то время Monarch Airlines с трудом, что называется, сводила концы с концами, но осенью произошел коллапс. Сейчас горячее время не только у клиентов Monarch и САА, но и у страховых компаний, которым придется выплачивать страховки и неустойки. В САА считают, что под действие программы полной компенсации Atol попадает примерно половина пассажиров обанкротившегося лоукостера.

Для Atol главным критерием является дата брони билета. Если он был забронирован после 15 декабря 2016 г., то пассажир под действие программы не попадает. Тем не менее, специалисты считают, что компенсацию получит и большинство остальных клиентов Monarch.

Недолет до полувека

Штаб-квартира Monarch располагается в лондонском аэропорту Лутон. Компания основана в 1968 г. и в следующем году должна была отмечать полувековой юбилей. Ее самолеты совершали рейсы по 40 зарубежным маршрутам из четырех британских аэропортов: лондонского Гатвика, из Манчестера, Бирмингема и Лидса. В Monarch работает около 2750 человек. Им сейчас придется искать новую работу.

Российским туристам, застрявшим за границей из-за банкротства «ВИМ-Авиа», остается утешать себя тем, что их британским коллегам тоже придется помучиться. Причем, для них мучения только начинаются. Слабым утешением является и то, что банкротство Monarch и «ВИМ-Авиа» последовали следом за банкротствами Air Berlin и Alitalia.

На исходе высокого летнего сезона проблемы испытывают не только российские перевозчики в лице « » - один из старейших игроков на британском рынке и пятая по объёмам перевозки авиакомпания страны « » объявила о прекращении полётов из-за экономических трудностей. Стоит отметить, что английский перевозчик, также как и «ВИМ-авиа», специализировался на чартерной доставке туристов на курорты Средиземноморья. Впрочем, авиационный и туристический рынок в Британии регулируется местными чиновниками куда более корректно ко всем его участникам, в результате чего туристы с авиабилетами «Monarch Airlines» практически не испытают на себе никаких проблем, в отличие от российских туристов «ВИМ-авиа».

Так, по данным «BBC», о том, что авиакомпания приостанавливает полеты, стало известно утром в понедельник, 2 октября. Одновременно перевозчик прекратил все продажи авиабилетов, а все бронирования на будущие вылеты были аннулированы. По словам главы компании Эндрю Свалфилда, причиной финансового краха «Monarch Airlines» стали сразу несколько факторов - теракты в Египте и Тунисе, а также попытка государственного переворота в Турции, что привело к резкому спаду турпотока.

В этот момент за границей находилось около 110 тысяч туристов с билетами «Monarch Airlines». Т.е. несостоятельность британского перевозчика коснулась сопоставимого в «ВИМ-авиа» числа туристов. Впрочем, это единственное совпадение в этой аналогии. Все остальные действия как самой авиакомпании, так и властей, кардинально расходятся.

Во-первых, свои проблемы в отличие от «ВИМ-авиа» британская авиакомпания от государства не скрывала - о трудностях руководство перевозчика сообщило Управлению гражданской авиации Великобритании (CAA), после чего попыталось достичь определенных договоренностей с кредиторами. Крайний срок для решения этого вопроса был намечен на вечер воскресенья. Однако получить финансовую поддержку «Monarch» не смогла, из-за чего в понедельник утром и было объявлено о прекращении полетов.

Но и тут руководители профильных ведомств Великобритании продемонстрировали, что свою зарплату они получают не зря: по поручению Транспортного секретаря (аналог нашему министру транспорта) CAA зафрахтовала борта для вывоза туристов, которые направили за путешественниками уже сегодня. При этом все пассажиры «Monarch» будут возвращены на родину согласно их путёвкам - сокращать свой отпуск никому не придется.

В свою очередь те, кто только должен был отправиться на отдых на крыльях пятого по величине перевозчика Британии, смогут вернуть 100% стоимость билетов. Специально для защиты туристов в подобных ситуациях в стране действует система «Air Travel Organiser"s Licence» (ATOL), которая находится под управлением CAA. Она гарантирует возврат средств туристу за оплаченный тур или перевозку, а также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом в случае банкротства туроператора или авиакомпании. Более того, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, для путешественников вообще ничего не меняется - средства из резервного фонда идут на оплату проживания именно в тех отелях, которые прописаны в договоре. Также без изменения остаются и сроки поездки. Т.е. туристов даже экстренно никто не эвакуирует!

На этом фоне российские туристы выглядят и вовсе беззащитными. Ведь если вспомнить историю с «ВИМ-авиа», то становится очевидно, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ростуризм не имели чёткого представления о том, что им нужно делать. И это при том, что руководители профильных ведомств до последнего были в неведении или скрывали информацию о серьезных проблемах авиакомпании. В итоге коллапса удалось избежать лишь благодаря тому, что в ситуацию вмешался лично президент России Владимир Путин, и проблему начали решать фактически в ручном режиме. К возвращению пассажиров «ВИМ-авиа» подключился Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц нашей страны. Помимо этого в воздух были подняты борта как других авиакомпаний, так и самой «ВИМ-авиа».

Впрочем, назвать такой подход цивилизованным точно нельзя - вместо того, чтобы действовать системно по четким и продуманным схемам, наши чиновники из-за своей халатности или каких-то других причин кидаются из крайности в крайность, подводя под монастырь не только себя, но отрасли, за которые отвечают.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook: