Рейксмузеум в амстердаме отзывы. Достопримечательность Амстердама: Государственный музей (Рейксмузеум)

Rijksmuseum входит в число 15 нидерландских национальных музеев. При этом он является одним из популярнейших во всем мире художественным музеем: ежегодно Рейксмюсеум посещает 2,5 миллиона человек.

К национальным выставочным комплексам в Нидерландах относятся заведения, экспонирующие предметы творчества и ремесел, когда-либо созданные на территории империи. Всего их 15, и в это число входят картинная галерея Маурицхейс, площадка под открытым небом Зейдерзе и т.д. Рейксмюсеум, разместившийся в самом сердце Амстердама, выделяется известностью и популярностью. Его собрание являет собой обширную коллекцию объектов искусства, созданных нидерландскими мастерами, с XV века по начало XX столетия.


Рейксмюсеум - художественный музей Амстердама
Рейксмюсеум - художественный музей Амстердама

Интересно, что изначально Государственный музей располагался в Гааге. Своим появлением он обязан Луи Бонапарту, брату Наполеона I. В 1800 году Луи распорядился о создании экспозиции, а уже в 1808 году уникальная выставка была перенесена в Амстердам, где заняла пространство Королевского дворца. Вплоть до 1885 года драгоценные шедевры из хранилищ неоднократно перевозились между дворцами города, пока наконец не нашли постоянное пристанище в помещении, выстроенном специально для Рейксмюсеума.

Сооружение было возведено архитектором Питером Кейперсом, выигравшим со своим проектом в конкурсе, устроенном Главным управлением искусств и наук. Этот огромный дом напоминает формой гигантскую восьмерку, увенчанную восемью же башнями. «Пустое» пространство между стенами двух крыльев отдано небольшим дворикам, спрятанным под крышей из стеклянных конструкций. В них устроены зрительный зал, кухня и блоки хранилищ.

Rijksmuseum - внутри
Rijksmuseum - экспозиция
Rijksmuseum - экспозиция

Всего же в строении имеется три яруса, включая подземный этаж. При этом первый надземный уровень разделен на две части - западную и восточную, между которыми расположился центральный проход. В целом, сочетая в себе черты готической и ренессансной архитектуры, здание соответствует неоготическому стилю. По замыслу Кейперса, это направление в искусстве строительства в целом должно соответствовать культуре Нидерландов и истории страны.

Rijksmuseum был неоднократно реконструирован, в результате чего потерял некоторые черты своего первоначального дизайна. Последние крупные работы по обновлению дома Государственного музея проведены в 2003 - 2013 годах. Тогда на процедуру восстановления строения было затрачено 375 миллионов евро.

Rijksmuseum - «Ночной дозор» - Рембрандт 1642
Рейксмюсеум - «Молочница» - Ян Вермеер 1660
Rijksmuseum - «Деревня на закате» - Винсент Ван Гог 1884

Конечно, само здание не столь ценно, как экспонаты, хранимые в нем. Так, здесь экспонируются «Ночной дозор» Рембрандта, «Молочница» Вермеера, «Особняк» Питера де Хоха и множество других полотен, стоимость которых неоценима для всего мирового сообщества. Кроме того, в Рейксмюсеуме представлены коллекции скульптур, мебели, изделий из драгоценных камней, а также модели кораблей, оружие, флаги…

Кстати, огромную часть коллекции, более 200 тысяч экспонатов, можно увидеть в оцифрованном виде на сайте музея. Rijksmuseum является одним из хранилищ, стремящихся сделать предметы творчества действительно общедоступными.

В парке перед музеем установлена так полюбившаяся туристам надпись «I Amsterdam», возле которой и днем и ночью множество желающих сделать «селфи» или фото на память.

Рейксмюсеум - время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Ежедневно с 9 до 17 часов

Стоимость:
Взрослые: € 17,50
Дети до 18 лет включительно: бесплатно
Официальный сайт Рейксмюсеум (раздел на русском), с возможностью онлайн покупки билетов.

Музей предлагает различные экскурсии на английском языке,
а также аудиогиды для мобильных устройств на русском языке.

Видео:

Адрес: Museumstraat 1, 1071 XX Amsterdam

Рейксмузеум (Rijksmuseum) в Амстердаме по ценности своих коллекций по праву приравнивается к Лувру в Париже или Эрмитажу в Санкт – Петербурге.

Коллекция, положившая начало Рейксмузеуму, до 1800 года находилась в Гааге и представляла собой предметы искусства, собранные Статхаудерами, наместниками Габсбургов. В 1808 Луи Бонапарт, брат Наполеона перевез ее в Амстердам и разместил во дворце, пополнив ее ценными экспонатами, принадлежавшими королевской династии.
В 1863 году встает вопрос о строительстве отдельного здания музея. Только в 1876 году из множества представленных на конкурс работ, комиссия выбрала автора проекта — им становится Петрус Куиперс. В стремлении создать новый национальный стиль в архитектуре он смешивает нео – готику и нео – ренессанс, добавляет несколько штрихов и полученный результат восхищает до сих пор.
Но для современников проект оказался достаточно смелым. В конце XIX столетия в Нидерландах царили пуританские нравы, и правящий Вильям III отнесся к нему прохладно.
Музей регулярно перестраивался, достраивался, а его коллекция пополняется до сих пор.
С 2003 до 2013 года в здании были проведены реставрационные работы. Музей преобразился, стал более современным и интересным для посетителей.

Шедевры

Для того чтобы внимательно изучить все шедевры Рейксмузеума одного дня недостаточно. Поэтому необходимо определиться, на что стоит обратить внимание в первую очередь. У каждого есть свои предпочтения, но есть признанные мировые шедевры, которые стоит увидеть хотя бы одни раз в жизни:

  • Знаменитый «Ночной дозор» Рембандта. Подлинное название картины звучит «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Картина, соль популярна, что в 1906 году для ее демонстрации пришлось сделать перепланировку. Зал одного шедевра всегда полон посетителей.
  • Уникальная коллекция представителей Золотого (XVII) века Голландской живописи представлена работами Ванмеера, Хальса, Яна Стеена и другими известными авторами.
  • Знаменитый делфтский фарфор, который представлен шикарнейшими королевскими сервизами, изящными миниатюрными статуэтками, вазами и прочей утварью.
  • Модели кораблей, по которым можно проследить историю развития кораблестроения в Голландии. Не стоит забывать, что на протяжении многих веков, Нидерланды наравне с Англией были королями морских просторов.
  • Зал кукольных домиков. Самая старая модель изготовлена в 1676 году.
  • Для ценителей культуры Востока несколько залов представляют экспозицию предметов искусства стран Азии.
  • Стоит обратить внимание на библиотеку. Посетители могут пройтись по смотровой площадке, посмотреть на древнейшие фолианты. Это самый тихий зал музея, поскольку требуется соблюдение тишины, как в любой другой библиотеке.

В музее представлена уникальная экспозиция, посвященная истории Нидерландов, начиная с 1100 года. Вся история разделена на 4 части и представлена в хронологическом порядке и рассматривается в международном контенте. Путешествуя по этажам и залам – Вы плавно переходите из одной эпохи в другую

Полезная информация

Адрес

  • Museumplein/Museumstraat, 1
    1071 CJ Амстердам

Часы работы

  • Ежедневно с 9.00 до 17.00

Цена билета

  • Взрослый = 17,5 евро
  • Детский (до 18 лет) = бесплатно.
  • По карте I Amsterdam действует скидка = 2,5 евро.
  • По музейной карте вход бесплатный, что позволяет миновав очередь быстро пройти в само здание.

Как добраться

  • От центральной станции можно доехать на трамвае № 2 или № 5 (ост. Hobbemastraat)
  • Из гостиницы или других точек города маршруты необходимо уточнить.
  • Недалеко от Рейксмузеума есть остановка для водного такси. Если есть желание воспользоваться столь экзотическим видом транспорта, то можно доехать и на нем.
  • В холле музея (на нулевом этаже) есть круглая стойка, на которой лежит большое количество путеводителей по Рейксмузеуму на разных языках. Они бесплатные и помогут Вам увидеть самые главные достопримечательности и шедевры.
  • У известных работ мастеров тоже размещены стойки с брошюрами на голландском и английском. Они помогут понять и увидеть нюансы шедевра.
  • В музее разрешено фотографировать, Но без фотовспышки, штатива или палки для селфи.
  • Можно воспользоваться аудио — гидом. Цена такой экскурсии = 5 евро.
  • Можно заказать экскурсию по музею. Увы, в официальном реестре экскурсий на русском языке не предусмотрено.
  • Если у Вас разрядился телефон или фотоаппаратура, то на нулевом этаже предусмотрено специальное место для подзарядки.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Этот музей часто сравнивают с Лувром, его постоянно перестраивают, здесь собрана самая потрясающая коллекция голландских живописцев Золотого века и только здесь, можно увидеть картину-легенду «Ночной дозор» Рембрандта. Это государственный музей Рейксмузеум в Амстердаме.

История музея началась в 1800 году, именно тогда финансисту Александру Хорелу, пришла идея создать в Амстердаме музей подобный Лувру. В Гааге была создана галерея, которая включала в себя полотна и раритеты, принадлежащие династии Габсбургов. Когда Луи, брат Наполеона Бонапарта, стал королем Нидерландов, он категорично заявил, что национальный музей будет расположен в Амстердаме. Коллекцию первоначально разместили во дворце короля и присоединили к ней ценные экспонаты, принадлежащие королевской династии.

Коллекция расширяется и в 1863 году заходит речь о необходимости отдельного здания под музей. Лучшие архитекторы предлагают свои проекты, но почти шесть лет придирчивая комиссия не может отдать предпочтение тому или иному варианту. Наконец в 1876 году конкурс выигрывает Петрус Куиперс. Архитектор придерживался прогрессивных взглядов, его отличало стремление создать новое направление в архитектуре, Куиперс был одержим идеей нового национального стиля. В результате он строит величественное здание, которое сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Готика, элементы эпохи возрождения, ренессанс… Внутреннюю отделку выполнили лучшие мастера. Стены музея украшены изразцами, расписаны в стиле классического голландского искусства, витражи изображают сцены из истории. В целом здание музея полностью отвечало вкусам католиков. Король Вильям, который в то время занимал нидерландский престол, воспринял новостройку более чем прохладно. И с момента открытия, с 1885 года здание государственного музея не знает покоя. Изменения в его структуру вносили регулярно.

Через пять лет после открытия к зданию музея сделали пристройку. Были собраны обломки старинных зданий, из них сделали целую секцию. По замыслу архитекторов, здание должно было показывать все этапы развития голландской архитектуры. В 1906 году в Рейксмузеуме появился особенный зал. Это крыло Филипс или зал одной картины. Центральное место занимает «Ночной дозор» Рембрандта. Начиная с 1942 года, неоднократно менялся интерьер, само здание уже не тревожили.

В XXI веке музей подвергли масштабной реставрации, удалили перекрытия между дворами, тщательно восстановили внутреннее убранство. Такого собрания живописцев Золотого века нет ни в одном музее страны. Голландия, которой правили в XVII веке протестанты, была олицетворением нравственности и пуританства. Страна процветала, жители богатели. Основные мотивы в изобразительном искусстве: семья, трудолюбивые горожане, пасторальные картины сельского быта, сюжеты из Ветхого завета.

Настоящие шедевры известные всему миру это « Служанка наливающая молоко» Вермеера, «Еврейская невеста» Рембрандта, «Мост в Амстердаме» Брейтнера.Иностранные коллекции музея тоже богаты. Есть художники русской школы авангарда, итальянские, испанские и французские живописцы. В государственном музее Амстердама находиться «Портрет Рамона Сатуэ» Гойи, «Кимон и Перо» Рубенса, «Мадонна с младенцем», принадлежащая кисти Мурильо. Гордость Рейксмузеума в Амстердаме - отделы скульптуры и прикладного искусства.

В музее находится подлинник знаменитой статуи Фальконе « Грозящий Амур». Почти пять тысяч экспонатов, в том числе ювелирные украшения, ткани, оружие, мебель, майсенский фарфор. В музее есть залы, где полностью восстановлена бытовая обстановка времен Средневековья. На весь мир известен кукольный домик Петронеллы Оортман, где в миниатюре и в мельчайших деталях воспроизведен особняк зажиточной голландской семьи. В экспозиции есть даже настоящий боевой корабль, захваченный флибустьерами.

Сегодня Государственный музей в Амстердаме, крупнейший в Нидерландах. Его коллекции бесценны.

Крупнейший город Королевства Нидерланды Амстердам не испытывает недостатка в музеях. Их коллекции чрезвычайно интересны и даже уникальны. Ну где еще в мире вы увидите музей секса? А в Амстердаме он есть. И кроме него для глаз посетителей доступен менее шокирующий Голландцы в этом отношении имеют очень свободные взгляды. В этой стране проститутки даже имеют свой профсоюз. Однако речь в данной статье пойдет о вполне приличных вещах. Мы совершим виртуальную экскурсию в Государственный музей. Амстердам обзавелся им в самом начале девятнадцатого века. Это поистине старинный музей с богатейшей коллекцией. Ниже вы найдете несколько практических рекомендаций для посетителей и короткий перечень шедевров.

Государственный музей (Амстердам, Голландия): история

Rijksmuseum был основан Луи Бонапартом (братом Наполеона) в 1800 году. Частной коллекцией пробыл он недолго. Уже спустя пятнадцать лет его экспозиция стала открытой для публики. Первоначально Рейксмюзеум находился в столице королевства, Гааге. Ядро экспозиции составляли двести картин, и занимала небольшой домик. Но с помощью меценатов коллекция неуклонно росла. Музей несколько раз менял место своей дислокации, пока наконец не обосновался в Амстердаме. В 1885 году специально для него было построено новое здание. Внешне оно больше напоминает сказочный замок принцессы, чем музей. Проект здания в стиле неоготики создал известный голландский зодчий Питер Кёйперс.

Государственный музей, Амстердам: адрес, часы работы, цены

Расположен Rijksmuseum в самом центре города. Его точный адрес - это угол Мюзеумстраат и Мюзеумплейн. От главного железнодорожного вокзала до него легко можно добраться на трамвае маршрута 2 или 5. Выходить нужно на остановке "Хоббемастраат". Если прибываете в Амстердам на станцию Слотердейк, то оттуда до учреждения культуры можно доехать на трамвае № 12 ("Концертхебау"). Ближайшая к музею станция метро - «Вейсперплейн». Далее нужно добираться на трамваях № 7 или 10 ("Спихелхрахт"). Можно добраться к Музейной площади и на автобусах маршрутов 26, 66, 65, 172 и 170. Проезжает мимо и шаттл № 197 из (остановка "Хоббемастраат"). Если вы следуете в Амстердам своим или арендованным автотранспортом, с кольцевой дороги А10 необходимо свернуть в поворот S109. Под площадью находится платная подземная стоянка для тех, кто посещает Государственный музей (Амстердам). Часы работы этого учреждения культуры - с девяти до семнадцати, ежедневно. Лица до восемнадцати лет включительно могут посещать музей абсолютно бесплатно. Взрослым же придется раскошелиться на семнадцать с половиной евро.

Современные удобства в Государственном музее

Все залы экспозиции доступны для людей в Билеты можно купить онлайн на официальном сайте. Денег это не сэкономит, зато сбережет время стояния в длинных очередях, которые являются обязательным атрибутом Rijksmuseum, особенно в летние месяцы. В кассе можно заказать экскурсии на различную тематику. Если вы не владеете иностранными наречиями, можно скачать медиатур для мобильного устройства. На кассе можно взять напрокат и аудиогиды. Они доступны на русском языке. Это тематические туры «Шедевры», «Напитки и еда золотого столетия» и «Избранные работы Йеруна Краббе». Можно присоединиться к групповой экскурсии в Государственный музей (Амстердам). Фото- и видеосъемка разрешена. Главное условие - без вспышки.

Схема экспозиции Rijksmuseum

Целых десять лет, с 2003 по 2013 год, Государственный музей (Амстердам) был закрыт на реконструкцию. Теперь обновленная экспозиция состоит из нескольких коллекций. Ее ядром является выставка «Шедевры». В ней собраны лучшие полотна голландских мастеров золотого века - Ван Дейка, Яна Веермеера, Яна Штейна. Художественная коллекция представляет интересную подборку декоративного искусства, в том числе и делфтского фарфора. Отдельное место занимает павильон, посвященный Азии. В нем можно увидеть бронзовые статуэтки Будды, деревянные шкатулки из Кореи и тому подобные артефакты. В исторической коллекции выставлены предметы, найденные в ходе Кроме того, действуют постоянные выставки фотографий, гравюр и рисунков.

Шедевры Rijksmuseum

Государственный музей (Амстердам) является крупнейшей художественной галереей в стране. В двухстах шестидесяти залах демонстрируются пять тысяч полотен, 30 000 скульптурных композиций, множество исторических артефактов. Поэтому, если вы стеснены во времени, берите аудиотур «Шедевры» и направляйтесь в зал под названием Nacht wacht zaal. Это помещение создали в 1906 году специально для данной картины. Эпическое полотно «Ночной дозор» кисти Рембрандта является жемчужиной, которой справедливо гордится Государственный музей (Амстердам). Картины других голландских мастеров от Средневековья до девятнадцатого века занимают залы по соседству. Обязательно необходимо увидеть четыре картины Вермеера, «Готический храм с фигурами» ван Эйка и «Проповедь в церкви» Луки Лейденского.

Крыло декоративно-прикладного искусства

Фарфор из маленького голландского городка Делфта - это еще одна гордость Государственного музея. Экспозиция представляет собой не только предметы посуды и печные изразцы. Особый интерес вызывают два с полным набором мебели и предметов интерьера. Мальчиков приведет в восторг выставка оружия.

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .