Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). Кто построил собор Василия Блаженного В каком веке был построен покровский собор

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.



На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Иван Грозный, лично возглавивший войско в походе покорения Казанского и Астраханского царств в 1552 году, дал обет в случае победы построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.


В 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Легенда гласила, что Василий сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.


Церковь Василия Блаженного. Литография Бишбуа

Бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль.

Земля вокруг Храма Василия Блаженного казалась была покрыта войлоком, так как вокруг храма долгое время сидели цирюльники. Они стригли волосы, но никогда не убирали их, поэтому слой волос, который накопился тут за года, и делал вид войлока.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного. Колокольня к собору присоединилась лишь в 1670 году.

Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. После этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич».

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба.

В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. В музее находится 19 колоколов, которые были отлиты в далёкие 1547 года, известными мастерами. Помимо колоколов в соборе вы увидите огромную коллекцию оружия, которую при жизни собирал Иван Грозный.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда?

12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор - всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.

Красная площадь во второй половине XVII века. Аполлинарий Васнецов. 1925 г.

Как называется собор?

Взять хотя бы название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название - собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного - это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

Внутренняя галерея вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора.

Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор - только один храм. Называют же его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор. Этот день и считается датой завершения строительства храма.

Рака с мощами Святого Василия Блаженного

В центре собора находится главный храм - собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани - тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему - и весь собор. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в конце XVI - начале XVII века он был высотной доминантой тогдашней Москвы.

Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять - это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.

Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света.

Церковь Киприана и Иустины

Память святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань.

Церковь Григория Армянского

Григорий Армянский - просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни Казани.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.

Церковь Варлаама Хутынского

Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.

Церковь Николы Великорецкого

Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.

Церковь Александра Свирского

Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.

Колокольня

Церковь Трех Патриархов (Иоанна, Александра и Павла нового)

Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам.

Церковь Святой Троицы

Церковь Василия Блаженного

Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.

Фрагмент декора собора

С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора - храм Василия Блаженного.

Ослепили ли Барму и Постника?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.

Роспись галереи

Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Стояла одна такова…

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли…

И стояла их церковь

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

В росписи райского сада ни один цветок не повторяет другой

Всегда ли собор был таким пестрым?

Может создаться впечатление, что собор всегда был таким пестрым. И это будет еще одно ошибочное мнение. Вообще нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не его сегодняшнюю пеструю раскраску, а просто строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали в основном два материала - белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Начиная с 20-х годов XX века в соборе с некоторыми перерывами идут реставрационные работы.

Фрагмент декора парадного входа

Церковь Киприана и Иустины

Депозитарий для царя?

Кстати, раньше храм использовался и в качестве хранилища для ценностей, или, как бы мы сказали сейчас, депозитария. В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения, и церкви с галереями стоят на едином основании - подклете. У подклета очень прочные кирпичные стены (до 3 м в толщину). Высота некоторых помещений - около 6,5 м. Они были недоступны для обычных прихожан. Глубокие ниши-тайники в подклете использовались как хранилища и для имущества зажиточных горожан. Существует предание, что до 1595 года здесь даже прятали царскую казну. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по тайной внутристенной лестнице, о которой знали только посвященные.

В нишах подклета богатые горожане прятали свои сокровища

Кто хотел снести собор?

Собор в своей истории пережил немало трагических моментов. Он неоднократно претерпевал частые для деревянной Москвы пожары. В Смутное время его разграбили поляки, разорив раку Василия Блаженного. Наполеон разместил в Покровском соборе свои конюшни. Он даже отдал приказ взорвать собор, который, к счастью, не был исполнен.

Снести храм собирались и большевики, поскольку собор мешал проводить парады на Красной площади, но так и не решились. Известна легенда о том, как на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, Каганович демонстративно снял с карты-макета Красной площади храм Василия Блаженного, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! Впрочем, было ли это в действительности или нет, неизвестно. Однако, по крайней мере, существуют генеральные планы реконструкции Москвы 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Кладка куполов Покровского собора выполнена в виде спирали

Только музей?

Еще одной ошибкой будет считать, что сегодняшний собор - это только музей. Действительно, историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Как говорит заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева: «Покровский собор - очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви».

Царские врата Троицкой церкви

В конце XVI века собор был высотной доминантой Москвы. Его высота 65 метров

Фото Владимира Ештокина

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р , разговорное - Собо́р Васи́лия Блаже́нного ) - православный храм на Красной площади в Москве , широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице . Был также известен как «Иерусалимский», что связано как с посвящением одного из его приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти » Патриарха .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Храм Василия Блаженного. Культовый памятник эпохи Ивана Грозного. Сегодня олицетворяет Россию

    ✪ Храм Василия Блаженного: 1 из 50 чудес Москвы

    ✪ Раскрыта тайна куполов Храма Василия Блаженного

    ✪ Собор Василия Блаженного: домыслы и факты (рассказывает Андрей Баталов)

    ✪ «Собор Василия Блаженного» / Целый город церквей

    Субтитры

Статус

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы и России. К собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому , который стоит на Красной площади с 1818 года .

История

Версии создания

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Н. А. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты» .

Собор в конце XVI-XIX вв.

Структура собора

Высота Покровского собора составляет 65 метров.

У Покровского собора всего десять куполов, из них девять - над церквями (по числу престолов):

  1. Покрова Пресвятой Богородицы (центр),
  2. Св. Троицы (восток),
  3. Входа Господня в Иерусалим (запад),
  4. Григория Армянского (северо-запад),
  5. Александра Свирского (юго-восток),
  6. Варлаама Хутынского (юго-запад),
  7. Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
  8. Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
  9. Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё один купол над колокольней.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора .

Первый этаж

Подклет

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете , состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами . Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х годов, потайная лестница была обнаружена.

В подклете находятся иконы. Самая древняя из них, икона св. Василия Блаженного конца XVI века, написана специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII века - «Покров Пресвятой Богородицы » и «Богоматерь Знамение ». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора, и написана в 1780-х годах. В XVIII-XIX веках икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905). В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане - праотцы , в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты .

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора А. М. Павлинова . Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI века и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII века.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка , украшенная резной сенью . Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904).

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья .

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 года, в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея . Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX века - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI века - более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского . В 1552 году, в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом (см. Восьмерик на четверике).

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х годов: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII века. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец Ивана Грозного Василий III , а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода .

Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богородицы.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-х годах и состоит из икон XVI-XVIII веков [ ] . Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года.

Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 году из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII века. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении (ум. в 335). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни города Казани.

Одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15 м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены, что подчёркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-х годах. Он состоит из икон XVI-XVII веков. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788). В 1920-х годах церкви вернули её прежнее название. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.

Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV веке. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 года войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV века Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 году. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).

В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновлённой: в 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Во второй половине XVIII - начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.

В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII века. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII века пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён с 1555 по 1561 год в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём именно центральный был в честь праздника Покрова Богородицы. Остальные восемь были посвящены какому-то празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была приделана церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то лишь и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного. [С-BLOCK]

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким он строился в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что его строительством руководили два мастера: Барма и Посник. Есть, правда, версии, будто строительством руководили некие неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н. М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет этого «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.

Откуда взялось стойкое мнение, будто строительством руководили два мастера?

В 1896 г. священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот поздний, был составлен не ранее конца XVII - начала XVIII вв. В сборнике содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», бывшего царским вкладом в строившийся Покровский собор. В этом позднем сказании читаем, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Это известие о «двух мастерах» было принято большинством историков некритично. [С-BLOCK]

Данное известие являлось не летописным текстом, а гораздо более поздним сказанием, в котором переосмысливалось старое предание. Выражение «по прозвищу» ставилось в тогдашнем русском языке перед прозвищем человека, а не перед его собственным именем. Посник или Постник это собственное имя. Барма же - прозвище, означавшее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные. Поэтому во фразе «Сказания» о двух мастерах «по прозвищу Барма и Постника» нелогично то, что первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более логичен текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века; следовательно, намного ближе к интересующему нас событию. В нём сказано: «В том же году (1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один мастер, но, очевидно, не вследствие незнания автора о втором мастере (Постнике), а потому, что это был один и тот же человек. [С-BLOCK]

Впоследствии был найден еще один источник, показывающий, что имена Постник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным. И таким образом мифических «два мастера», одного из которых звали Барма, а другого Постник, соединяются в одно историческое лицо - Постника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём мастер Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н. Ф. Калининым, до сих пор проходит мимо внимания многих историков и искусствоведов, и те привычно твердят о «Барме и Постнике как двух строителях Покровского собора».