Джемаа эль фна город. Площадь Джемаа-эль-Фна в Марракеше: самостоятельная поездка из Агадира

Главную площадь города Марракеш — Джема-эль-Фна, многие считают местом утомительным, так как она слишком переполнена туристами, и требуется довольно много времени, чтобы осмотреть её всю. Но есть в ней и особое очарование, которое притягивает и делает невозможным посещение этого марокканского города без того, чтобы отправиться сюда и выпить хотя бы чашечку превосходного кофе.


В течение дня на площади работают всего несколько киосков, в которых в основном предлагают свежий и очень дешевый сок из апельсинов или сладкие лакомства на развес. Вообще местные блюда сильно отличаются своей простотой от , с ее мангу, мофонго, санкочо и другими блюдами.


На открытой части площади работают уличные художники.


Здесь вы можете встретить группы музыкантов и танцоров, заклинателей змей, владельцев маленьких обезьянок, которые прыгают в руки туристам, женщин, которые могут искусно расписать руки и стопы хной, и даже «стоматологов», охотно и без анестезии вырывающих зубы всего за 20 дирхамов (около 2 евро).


Фотографируя все подряд, надо быть готовым к тому, что если в кадр вам случайно попадет чья-нибудь живность, придется тут же расстаться с несколькими дхармами в пользу хозяина зверюшки. Особенно часто любят использовать такого рода оплошность доверчивых туристов владельцы змей, угрожая в противном случае напустить на вас своих ядовитых питомцев. Именно здесь проще сразу отвернуться, прежде чем ваш интерес заметит заклинатель змей, который «за просмотр» тут же потребует с вас бакшиш. Прогулка по площади Джема-эль-Фна сильно отличается от прогулки по европейскому , это и понятно: в Марокко, как и в любой другой стране своя уникальная атмосфера.


Днём на площади Джема-эль-Фна кипит жизнь, но с заходом солнца начинается самое интересное.


После заката на площади Джема-эль-Фна начинается красочное театрализованное представление участием уличных артистов.


В центре площади в строгом порядке открываются лотки с едой, которые освещаются лампами, свисающими с крыш.




В воздухе витают ароматы жареного мяса, овощей и специй.

В меню можно найти даже улиток.


Дегустировать местные блюда лучше всего сидя за столами рядом с ресторанчиками.



Не стоит забывать и о вкусных восточных сладостях, которые также можно найти в уличных ресторанах на площади Джема-эль-Фна.

Марракеш для меня – это гигантский город-рынок . Как только я ступила на порог вокзала, то сразу поняла, что ничего хорошего там нет.

Такси -это повозки с лошадьми по цене гондолы в Венеции. Стены - это рынок, рынок и еще раз рынок. Кажется, что ты никогда не выберешься из них и умрешь прямо там на прилавках с коврами.

На фото ниже я немного несчастная. Всю дорогу кучер бил лошадь со всей силы. Я ехала и плакала. Десять раз пожалела, что не пошла пешком.(

Площадь Джемаа аль-Фна звучит как чих. Произносишь название и хочется пожелать быть здоровым. Наверное, тем, кто на нее попадает, нужно пожелать всего наилучшего. Мне хотелось лишь бежать подальше в какой-то скромный и тихий уголок.

Как только ты попадешь на площадь, будь готов получить бросок обезьяной тебе на плечи. Настойчивые укротители обезьян безумно желают тебя с ней сфотографировать и всячески пытаются ее на тебя усадить. Естественно, за каждый вздох возле этого малыша с тебя попросят пару дирхам. Я нашла простой способ избавления от назойливых живодеров. Я просто говорила, что у меня аллергия и мне плохо. Обезьян сразу же убирали. Конечно же, никакой аллергии у меня не было, да и обезьян я очень люблю, но лайфхак работал безупречно. Безумно жалко животных.


Хуже живодеров с обезьянами только укротители змей . Они весело под дудочку вытаскивают свою змейку и показывают на радость публике. Но вот змея совсем не ядовитая. Ей заранее вырвали клыки. Опять мы сталкиваемся с ужасным обращением с живностью.

Гадалки, стоматологи, про которых постоянно пишут в статьях и рассказывают в «Орле и Решке», просто отсутствуют. Мне кажется, это какие-то байки. Да, в принципе, все, о чем рассказывали в передаче не оправдалось. Волшебный мир Алладина, восточная сказка, джины. Нет. Там ничего этого нет.

Цитрусовые соки

Про вкусный апельсиновый сок Марокко слагают легенды. Да, он и правда есть на рынках. Но не на площади. Там вам сделают какой-то дико кислый сок. Я его так и не допила. Решила возместить арбузным, но и он был кислым. Пока что самый вкусный апельсиновый сок я пила в Агадире.


Попрошайки

Ну вы же понимаете, что без этого никак. Они ходят за тобой стаей и ноют. Мадам, мадам, мадам. И показывают на рот. Одна девочка так активно жестикулировала и показывала на свой рот, что я просто сунула ей свою мороженку прямо в руки. Она весело ее подхватила и побежала. Хм! Оказывается, можно отделаться надкусанным мороженным. Кто бы мне сказал это раньше.)

Если вы попадете на какой-нибудь праздник, то вас ждет шоу с факелами, танцы и песни. Хотя, они и так каждый вечер собирают сцену и устраивают представления.


Спрятаться от шума

Именно это мне хотелось постоянно сделать. Хорошо, что у меня был прекрасный и тихий отель, где были видны только звезды и слышны сверчки. Спроси меня, и я расскажу, как забронировать отель на сутки за 700 рублей.


Если стоять на площади и задрать голову наверх, то вы увидите красивые рестораны с прекрасным панорамным видом. Да, на площади необязательно присутствовать. Ею можно любоваться сверху без всех этих обезьян и змей.

Смело выбирайте любой ресторан повыше. Там их довольно много и все они шикарные. Очень вкусные блюда, прекрасный марокканский чай, обалденные восточные сладости .


Всегда приятно выключиться из сумасшедших событий и сделать паузу. Именно для этого на площади представлены панорамные рестораны. Смотришь на этот сумасброд сверху и радуешься, что ты не там!

Ближе к ночи этот бунт стихает и с площади можно убраться довольно быстро и незаметно.

PS Находчивые прилипалы могут подбежать к вам и завязать на руке веревочный браслетик. Потом они попросят с вас денежку. А тут уже не отвертишься, браслетик то завязан крепко. Будьте хитрее и не поддавайтесь на эти уловки.

Скучную инфу о том, что раньше площадь была местом казни рассказывать не буду. Вы это и так знаете! Но ощущения, что она какая-то проклятая меня не отпускало до самого отъезда.

Какими только эпитетами не наделяли площадь Джема-эль-Фна в Марракеше: мистическая, магическая, легендарная… Мы же хотим представить Вам площадь, как «витрину традиционного Марокко» (определение, к сожалению не нами придумано, но идеально отражает суть атмосферы царящей на площади!)

Веками эта уникальная и единственная в своем роде площадь была центром Mapракеша, его символом. Пространство, геометрия площади абсолютно не упорядочены: невысокие здания, окаймляющие ее, на крышах и верхних этажах зданий бесчисленные ресторанчики и кафе, они не смотрятся логичным и законченным ансамблем. Площадь Джема-эль-Фна объявлена ЮНЕСКО частью Всемирного наследия - именно, как «витрина традиционного Марокко».

Атмосфера площади Джема-эль-Фна и шокирует, и притягивает. Прошлое у площади невеселое: в 10 в. здесь обезглавливали преступников. Бывало, что за день казнили по 40 - 45 человек и их отрубленные головы развешивали на городских воротах!..

Современная Джема-эль-Фна - это торг, купля и продажа утром и днем и сюрреалистическое громкое нечто вечером.

С наступлением сумерек вы будете свидетелями представления под открытым небом, устроенного силами жителей Марокко и их талантов. Вокруг вдруг закипит жизнь: будет слышен ритмичный стук бендиров (тамбуринов из козловой кожи со струнами внутри), и лязг трещоток - гарагаб - металлических костаньет, визуально похожих на распиленную вдоль сплющенную гантель (очень популярный инструмент у исполнителей трансовой музыки гануа и дакка); вы услышите восхитительные запахи мяса на гриле и баранины, томящейся в чанах со специями. Со своих постаментов вас будут зазывать продавцы улиток, сваренных в анисовом бульоне. Можно остановиться и съесть пиалу улиток под аккомпонемент музыкантов гнауа, играющих на духовых инструментах, визуально напоминающими гобой - это гайта, конический инструмент, сделанный из древесины абрикоса и звучащий как-то особенно по-мароккански! Если посмотреть на площадь в вечернее время суток, то можно увидеть ее геометрию: она состоит из множества людских кругов, где «зрелище» - в центре, а наблюдатели, поглотители «зрелища» стоят вокруг. Тематика кругов-зрелищ разнообразна и необычна.

Если вы видите старца, сидящего на стуле и говорящего горячо и эмоционально (а слушают его речи преимущественно мужчины), то, скорее всего, перед вами толкователь Корана, проще говоря - мудрец. Просто стоять рядом можно, но очень недолго, иначе реакция аудитории может быть самой неожиданной: если вы не положили монетки в емкость для сбора оных, то старец может прервать свою речь, показав на вас пальцем, тем самым приказав удалиться. Кстати, реакция слушающих не заставит себя ждать: на вас будут шикать, махать руками и смотреть взглядом, сдвигающим горы. Придется удалиться или заплатить за "лекцию" - марокканцы не любят, когда перерывают речь мудреца.

Совет: перед поездкой на площадь Джема-эль-Фна наменяйте как можно больше мелочи в отеле или в банке. Для того, чтобы спокойно смотреть и, тем более, снимать на фотокамеру или видеокамеру происходящее, вам необходимо заплатить за это.
Продвигаясь далее, а в «хороший» вечер и пробираясь, вы увидите, а точнее, услышите музыкантов братства Гнауа - потомков черных рабов, вывезенных из Гвинеи, Ганы и Мали, людей сильных, выносливых, служивших когда-то в дворцовой страже султанов. Интересна история объединения братства Гнауа: они составили братство, на основе почитания Биляля - чернокожего раба, которого пророк Мухаммед освободил в награду за исцеление своим пением его дочери - Фатимы. Отметим, что подражая Билялю, гнауа считают себя не только музыкантами, но и целителями, а их концерты являются сеансами музыкальной терапии! В их музыкальном творчестве соединен культ святых в исламском фольклоре и предания Черной Африки… Недаром, надо признать, они считают именно так. Многие из тех, кто в самом начале знакомства с Марокко настороженно прислушиваются к непривычным уху европейца мотивам, в итоге, становятся поклонниками данного вида музыки и увозят из Королевства не один диск гнауа! Выступление гнауа - не только интересный процесс для слуха, - это и зрелищное шоу. Как изумительно высоко и легко (играя на музыкальных инструментах) выступающие музыканты взмывают вверх в полушпагате, крутят в такт отбиваемому ритму кисточками на своих расшитых фесках!

В очередном «круге» мы увидели изящную танцовщицу живота в красивом одеянии с подведенными глазами и вуалью на пол-лица, при ближайшем рассмотрении оказавшуюся… танцовщиком живота... Вуаль и яркий макияж, как нам потом пояснили, для маскировки, чтобы в дневное время суток никто не узнал в главе семейства «красавицу», зарабатывающую на хлеб для домочадцев таким необычным образом. Наша фантазия разыгралась, уйдя в представление о том, как супруга собирает мужа на работу, но мы остановили себя.

В очередную толпу было не пробраться. Но только не для наших соотечественников (очевидно - сыграл рефлекс: раз очередь, то "дают" что-то стоящее!) Буквально через несколько секунд наша группа благополучно стояла лицом к лицу с темнокожим старичком с печальной улыбкой на, испещренном глубокими морщинами лице. Перед пожилым марокканцем лежал видавший виды ковер среднего размера, на котором угадывался красивый, но побитый временем рисунок, кое-где сохранивший первоначальные яркие цвета - оранжевый и травяной. На ковре стояли большие плоские глиняные тарелки, наполненные, на взгляд европейца, тем, из чего плетут, ставшие такими модными «фенечки»: бусинами, перьями, ракушками и камешками разных размеров и цветов… Взгляд упал на емкости, хранящие предметы, явно не предназначенные для плетения этнических украшений: куриные (на наш взгляд) лапки; зубы, уж не знаем кого - животных или людей; и банки с травами, источающими резкий аромат, как в аптеке. Старец задал вопрос, инстинктивно обращаясь к человеку привычной для него внешности - к нашему гиду. Гид перевел: «У кого есть проблемы с личной жизнью?» Пауза… Женский голос из толлпы попросил пояснить вопрос. Наш гид сформулировал: «Кто замуж хочет, но не может выйти? И у кого дети не получаются?» Оказалось, что миловидный старик - изготовитель оберегов и амулетов… В металические колбочки он складывал различные предметы с его «ковра-самобрана» в только ему известном порядке, в зависимости от проблемы, поставленной перед ним «страдальцем». Плотно закупоривал колбы и выдавал сие «избавление» за умеренные деньги (от 20 до 40 дирхам) с рекомендацией носить при себе в сумочке до появления прогресса в жизненной ситуации. Аншлаг, я полагаю, превзошел все ожидания старца. Удивительно, как, находясь в атмосфере страны и ее этнических и культурных традиций, проникаешься местным колоритом и абсолютной верой в эффективность предлагаемых манипуляций, в погоне за мечтой! Калейдоскопом воспринимали увиденное дальше: старца-гадателя по линиям на руке, у которого «на приеме» сидел марокканец средних лет в современном офисном костюме; с опаской оглянулись и не задержались рядом со старцем «зубадером», рядом с которым на коврике лежали страшного вида инструменты и гора, как мы понимаем, человеческих зубов - эквивалент долгой успешной работы и довеия клиентов... Понаблюдали за ловкой работой рук марокканки, раскрашивающей замысловатыми узорами шприцем, наполненным хной, загорелую руку европейской туристки. А правее от входа на площадь уже открылись знаменитые палатки-ресторанчики, изобилующие заготовками мяса на шпажках, нарезанными овощами, луком посыпанным приправами, огромными чанами с мясом, улитками и супом харира, и, конечно же, огромным количеством сладостей, шебекии, к примеру, (подаваемой к харире), а также фиников и апельсинов, ровно и фигурно уложенных на столах. Находясь на Джема-эль-Фна, вы понимаете почему о Марокко говорят, как о стране непохожей на другие страны исламского мира. Ни в одной исламской стране мира вы не найдете хоть где-то место, похожее на эту удивительную площадь, с ее атмосферой буффонады и реалистичности происходящего. На площади Джема-эль-Фна отсутствует ощущения будничности, консервативности, всюду изумительный и сохраненный марокканский колорит. Именно сами марокканцы приходят посмотреть на выступления своих же соотечественников, представляющих разные марокканские культуры, этносы, фольклорные традиции. Мы, приезжие, зашедшие на площадь - гости на этом славном празднике. Город Марракеш и его Джема-эль-Фна живут в едином ритме. Жители города впускают нас в свою жизнь, чтобы мы зарядились энергией города через легендарную площадь. Джема-эль-Фна, как яркий, гипертрофированный сгусток истории, традиций, фольклора и творческого «я» марокканцев помогает нам понять и принять Марокко.

текст Виктория Абрамова; фотографии Борис Палтусов, Алексей Лохов, Виктория Абрамова

Джамаа Эль Фна является одновременно площадью и базаром в Медине (Старом Городе) Марракеша. Это место до сих пор является главной площадью в городе и ее используют для прогулок как туристы, так и местные жители.

История возникновения

Марракеш основал Альморавидо в 1070-1072 г.г., после окончания разрушительной войны, что привело к падению Альмуханов в 1147 году. Вслед за этим площадь Джамаа-Эль-Фна отремонтировали вместе с большей частью города. Городские стены стали несколько шире, Абу Якуб Юсеф и особенно Якуб Эль-Мансур (1147-1158г.г), окружающие мечеть, дворец, больницу, плац и сады вокруг самого рынка, также подверглись капитальному ремонту, да и крепости были укреплены. Впоследствии, площадь Джема-Эль-Фна видела периоды упадка и возрождения города.
Само происхождение названия площади доподлинно неизвестно: Джемаа означает "община" в переводе с арабского, вероятно, имелась ввиду мечеть Альморавидов, которая сейчас разрушена. "Fanâ" или "finâ" может означать "смерть" , "двор, место перед зданием." Из этого следует, что одно значение может быть "Ассамблея смерти", или "мечеть на краю света". Иная трактовка заключается в том, что название имеет отношение к мечети с характерным внутренним двориком или площадью перед ней. Третья трактовка - "собрание мертвых", имеются ввиду публичные казни на этом месте около 1050 года нашей эры.

Описание

В течение дня площадь Джамаа Эль Фна преимущественно занимают ларьки с апельсиновым соком, продавцы воды с традиционными кожаными бурдюками-мешками и латунными кубками, юноши с прикованными Барбари обезьянами и заклинатели змей, несмотря на охранный статус этих видов в соответствии с законодательством Марокко.
В течение дня развлечения немного меняются: заклинатели змей уходят, и в конце дня жизнь площади становится более насыщенной, так как выходят мальчики-танцоры (девушкам запрещено предоставлять такой вид развлечений), рассказчики (рассказывают сказки на Берберском или арабском языке, перед аудиторией из местных жителей), фокусники, и разносчики традиционных лекарственных средств. С наступлением темноты площадь наполняется десятками киосков с едой, так как число людей на площади достигает своего максимального количества.
Вдоль одной стороны базар окаймлен традиционным для Северной Африки рынком общественного питания, он способен удовлетворить общие повседневные потребности местных жителей и пожелания туристов. С другой стороны расположены отели и кафе, сады и террасы, а также узкие улочки, которые приведут вас в переулки Медины.
Это место закрыли для автомобилей в начале 2000-х годов. Власти осознают важность этого места для торговли и туристического бизнеса, а ненавязчивое присутствие полиции призвано обеспечить безопасность каждого посетителя.
Это место было признано всемирным достоянием ЮНЕСКО, так как эоно известно своей концентрацией традиционных мероприятий, но давление с экономической точки зрения угрожало его существованию. В борьбе за защиту традиций жители призвали к принятию мер на международном уровне, а потому была признана необходимость защиты таких мест.
Зрелища на Джамаа-Эль-Фна повторяются ежедневно и каждый день они разные. Все меняется — голоса, звуки, жесты, запахи, вкусы, а также все люди, которые видят и слышат все это.

Окрестности

Не забудьте посетить усыпальницу Саадитов, дворцовую площадь, кораническую школу Медресе бен Юсефа, а историю и культуру города вы сможете узнать в музее Марракеша. Если вы желаете провести время вблизи природы, отправляйтесь в сад Мажорель.

Главный центр притяжения, конечно - площадь Джемаа эль-Фна, расположенная внутри средневековой медины.

Джемаа Эль-Фна - это одна из самых больших и оживленных площадей арабского Востока, или лучше было бы сказать - Запада, потому что город Марракеш расположен западнее Лондона.

В 16 веке в центре Марракеша собирались построить огромную мечеть, но этому помешала смерть короля Ахмеда Эль-Мансура. Строительная площадка превратились в площадь. Ныне Джемаа Эль-Фна - «непостроенная мечеть», метафора тщетности человеческих усилий - это храм мирской суеты, в котором торгуют, готовят еду, рассказывают байки, глотают пламя, показывают акробатические номера, заклинают змей и туристов.

Сердце Марракеша – площадь Джемаа-эль-Фна, что в переводе означает "собрание мертвых" или "площадь отрубленных голов". Свое название она получила в былые времена: тут публично казнили преступников, вывешивая их головы на стенах. С точки зрения архитектуры площадь Джемаа-эль-Фна ничем особым не примечательна, хотя и признана ЮНЕСКО культурным наследием человечества.

Ценность ее в другом – здесь как на ладони видна настоящая жизнь города, поэтому ее вопреки всему называют одной из главных достопримечательностей Марракеша. Днем на площади спокойно: на подходе к Джемаа-эль-Фна ожидают запряженные парой лошадей двуколки, на тележках возвышаются горки апельсинов, из которых тут же выжмут свежий сок. Предлагают свои услуги гадалки, рисовальщицы хной, а неподалеку восседает на ковре знахарь.

Перед ним разложены в мешочках различные снадобья: засушенные ящерицы и лягушки, порошки и коренья. Марокканцы верят, что местные лекари обладают секретами магии старых магрибских колдунов, поэтому относиться к ним надо с уважением. Громко звеня колокольчиками, по площади в красных костюмах и широкополых лохматых шляпах разгуливают водоносы, предлагая людям утолить жажду из натертых до блеска латунных чашек. По правде говоря, они не столько продают воду, сколько позируют туристам – обязательно за деньги.

Ближе к заходу площадь преображается! Она вспыхивает тысячами огней, заполняется торговыми палатками с фруктами и пряностями. Со всех сторон слышится бой барабанов и песни.

Джемаа-эль-Фна превращается в огромную театральную площадку, где разворачиваются сразу несколько действ. На каждом шагу устраивают свои представления жонглеры, акробаты, заклинатели змей и укротители огня. И то, что тут происходит, предназначено не только для развлечения иностранцев – такой жизнью площадь и сам город живут постоянно.

На прилегающих к площади Джемаа Эль-Фна крытых улицах-прилавках и на всех 18 рынках старого города - Медины - покупать не торгуясь считается верхом безвкусицы. Все товары, особенно кожа, верблюжья шерсть, изделия из меди, ковры, специи во много раз дешевле, чем на самой дешевой европейской толкучке. Но реальная цена, так же как реальное качество, известны лишь самому продавцу.

Побывавший в Марракеше после второй мировой войны австрийский писатель и Нобелевский лауреат Элиас Канетти писал, что самое сложное для европейца - торгуясь, сочетать красноречие с достоинством: сбивать цену красноречиво. Не многим это удается: приезжие часто торгуются без юмора и обижаются на отказ, а то и вовсе готовы уплатить любую цену, не только проигрывая в деньгах, но и теряя нечто более ценное - единственную возможность общения в мусульманском городе, где личная жизнь, домашний уют тщательно оберегаются от чужого глаза.

Здесь можно бродить, попутно осматривая достопримечательности Марракеша, смешавшись с местными жителями – колоритными мужчинами в длинных халатах и женщинами с покрытыми хиджабом головами.

Или же понаблюдать за происходящим, расположившись в одном из кафе и попивая традиционный мятный чай. Можно отведать национальные блюла по вполне демократичным ценам: знаменитый кускус, баранина с инжиром и финиками, тажин – блюдо из цыпленка, мяса или рыбы, приготовленное с овощами в глиняном коническом сосуде.