Есть ли питание на чартерных рейсах. Первый полет: питание в самолете

На этот раз вопрос касается питания пассажиров в самолете. Нас спросили, почему сейчас не кормят бесплатно на борту и как лучше поступать тем, кто не может обойтись без перекуса в полете.

За комментариями мы обратились к авиакомпании МАУ. Вот, что нам ответила пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.

Как лучше питаться и почему это уже не бесплатно

Евгения Сацкая
корпоративный пресс-секретарь авиакомпании МАУ

Авиакомпаниям сейчас приходится исключать все дополнительные услуги из базовой стоимости билета на самолет. Убирают не только питание, но и перевозку багажа, регистрацию в аэропорту и прочие опции: все это – для удешевления стоимости перелета. Пассажир, таким образом, может платить только за то, что ему действительно нужно, и сэкономить на поездке.

Что касается того, как лучше поступить с питанием, здесь есть пара вариантов. Первый – просто взять еду с собой в ручную кладь – это разрешено. Конечно, лучше, чтобы это было что-то не слишком жирное и удобное в употреблении – бутерброд, блинчики, выпечка. И позаботьтесь о надлежащей упаковке, чтобы не запачкать сумку. Помните, что салон самолета – это замкнутое пространство, поэтому слишком ароматную пищу, например, сдобренную чесноком и специями, лучше на борт не брать.

Второй вариант – перекусить в аэропорту перед вылетом, если на это хватит времени. Правда, учтите, что во всех аэропортах мира еда и напитки стоят гораздо дороже, чем за пределами терминала.

Третий – заказывать еду заранее: у МАУ для этого есть услуга Pre-ordered Meal . Вот как это работает: пассажир заранее – не раньше, чем 3 месяца и не позднее, чем за двое суток до вылета – смотрит актуальное меню на сайте и выбирает блюда, которые ему понравились. Можно выбрать полноценные горячие ланчи или сандвичи для легкого перекуса. Также можно заказать кошерное меню, мусульманскую пищу, питание для детей и вегетарианские блюда. В ланч входит основное мясное блюдо с гарниром, салат и десерт.

Выбрав позиции из меню, вы заказываете их в контакт-центре, оплачиваете с помощью банковской карты онлайн, сохраняете полученное подтверждение заказа, распечатываете его и показываете при регистрации на рейс. Услугой можно воспользоваться как на регулярных, так и на чартерных рейсах. Если вы вдруг передумаете, можно перенести заказ на другую дату или вообще отказаться от него. Если вы сделаете это за 48 и более часов до вылета, вам вернут его полную стоимость.

Можно взять те же блюда из меню и на борту, но в этом случае цена будет больше. Заказывая питание заранее, вы экономите 33%, а участники Panorama Club еще и накапливают дополнительные бонусные мили . Помимо выгодной цены, у предварительного заказа есть еще один плюс: ваш ланч будет точно ждать вас в самолете. А вот если вы решите заказать блюдо из меню непосредственно на борту, вас может ждать разочарование: на рейс загружается ограниченное количество порций, предсказать спрос очень сложно, и приглянувшегося сандвича с куриным филе вам может просто не хватить.

Конечно, все вышеперечисленное не касается тех, кто путешествует бизнес-классом: в этом случае питание включено в стоимость перелета по умолчанию, но и стоимость билетов бизнес-класса, естественно, гораздо выше. В стоимость билетов пассажиров дальнемагистральных рейсов еда также включена.

Питание в эконом классе является пожалуй, самым приятным моментом, во время полета в самолете и его неотъемлемой частью есть предлагаемый обед. Этот момент приводит к оживлению всех пассажиров, и они довольные, ожидают этого действа с нетерпением. Как только самолет набирает необходимую высоту, и выходит на эшелон, сразу же из передней части борта самолета слышатся приятные запахи. Это разогревают еду для пассажиров, в специальных печах.

Горячая пища подается пассажирам только в том случае, если полет длится два, или большее количество часов. Когда полет выполняется меньше времени, пассажирам в основном предлагают бутерброды или сэндвичи, сок и воду. Или же просто кексы с чаем или кофе, и, конечно же, воду. При полете более двух часов, каждая авиакомпания старается накормить досыта своих пассажиров, а некоторые сэкономить на предоставлении питания.

Бортовое питание заготавливается специальными службами, которые действуют отдельно от аэропорта. Эта служба называется кетерингом. В кетеринге, все готовят, режут и укладывают в специальные формочки одноразового пользования. Так, к примеру, прочная посуда для горячих блюд из фольги называется касалетка, а весь разнос, укомплектованный горячей пищей, салатом, или кусочками овощей, мясной нарезкой, или рыбной, весь этот комплект, называют ланч боксом.

Продукты, которые закупаются для приготовления пищи, - только самого высокого качества, а также самые свежие. Кетеринг несет строгую ответственность. Этой службе приходится отвечать за все. И за качество продукции, и свежесть продуктов. Время, отпущенное на приготовление пищи, до передачи ее на самолет, также ограничено, оно не должно составлять более полутора часа. Поэтому, знайте, если ваш самолет задерживается более чем на два часа, в кетеринге, кипит работа по приготовлению пассажирам нового бортового питания, что бы обеспечить вас только свежеприготовленной пищей. Погрузка питания на самолет происходит за час до вылета самолета. Специальная машина, с подъемником, подъезжает к самолету, и питание перегружают, в предназначенных для этих целей контейнерах.
И вот, настал самый приятный момент, когда старший бортпроводник объявил пассажирам о предоставлении обеда.

Питание в самолете. Эконом класс.

Все начинают шевелиться, и устраиваться удобнее в креслах. Меню эконом класса, обычно бывает разным. Все зависит от того, сколько авиакомпания заплатила за содержимое вашего обеда. Горячее блюдо может содержать рыбу, курицу, сосиски, бефстроганов. В качестве гарнира, в основном предлагают картофель или рис. Несколько кусочков огурца и помидора, редко разбавив кусочком сладкого перца, или несколькими оливками. Это овощное меню. А вот уже мясная нарезка, составляет несколько кусочков, среди которых куриный рулет, колбаса, или ветчина, большего вам не дадут.

Иногда нарезка бывает рыбной. Обязательно включено несколько кусочков хлеба и булочка, к которой полагается несколько грамм сливочного масла, или джема. При подаче обеда бортпроводники, в основном, предлагают несколько видов сока, их ассортимент включает томатный, и яблочный, реже апельсиновый. И, конечно же, газированную или не газированную воду. Поглощая предложенное меню, все заняты, забывают о том, что это полет.

А некоторые из пассажиров, недовольно, поковыряв содержимое ланч бокса, демонстративно оставляют обед нетронутым, подчеркивая этим свой статус, они предаются сну, попросив предварительно, у проводника плед. Для «согрева», в последнее время предлагают грамм сто вина, или маленькую баночку пива, но большинство авиакомпаний, стараются экономить на спиртных напитках, или переводят спиртное в услугу платного бара. И, в завершение обеда, вам предложат чай, или кофе с маленьким кексом, или пирожным.

Пассажирам, которые по каким либо причинам, нуждаются в специальном питании, таком, как диетическое, вегетарианское, детское, кошерное, или же другое, необходимо, при бронировании авиабилета обязательно заявить об этом. Данные о вас, должны быть обработаны авиакомпанией, и заказано, специальное, выбранное вами для перелета питание. И будьте уверенны, лично вам, на борту самолета, заказ предоставят! Хорошо летать, - нравится большинству из тех, кто предпочитает авиа перелеты, но вкусно летать, - нравится всем!

Аэрофлот предоставляет разнообразный выбор питания на борту самолета: меню 2018 года включает более 20 вариантов. И каждый пассажир, заказывая билет через интернет, может порадовать себя приглянувшимся типом питания. И заметьте — эта услуга предоставляется совершенно бесплатно!

Честно говоря, такое изобилие непонятных, но в то же время вкусных, названий привело меня в небольшой ступор. Вопросов было множество Какое специальное питание Аэрофлота выбрать во время перелета, что входит в состав, какое из списка самое вкусное? Надо сказать, выбор был не из легких. Очень хотелось получить что-то особенное и, главное при этом, не остаться голодной.

В эту поездку по маршруту Москва-Афины и обратно мы летели втроем, поэтому каждый решил выбрать блюда для себя. А если учесть, что заказ еды на рейс был в обе стороны, то определенное разнообразие было достигнуто.

И вот о том, что из этого получилось, что понравилось, а что не очень, я сейчас и расскажу. Конечно же, приведу фото и описание тех типов питания, которые были нами выбраны. А также отвечу на самые популярные вопросы, которые возникают при выборе питания на борту воздушного судна.

«Мясо? Рыба? Курица?» — наверно, каждому знакомы эти вопросы стюардессы, кто летал в самолете. И как часто тем, кто сидит на задних рядах, достается только то, от чего отказались счастливчики, сидящие ближе к началу, и успевшие сделать свой выбор. А вот последним приходится довольствоваться только тем, что осталось. И питание на рейсах Аэрофлота — не исключение.

Но немногие знают, а еще меньше пользуются возможностью, которые представляют авиакомпании при бронировании билетов онлайн через интернет. Очень часто можно выбрать не только место в самолете, но и специальное меню.

Главный плюс самостоятельного выбора питания на борту самолета в том, что ты точно получишь свой заказ. Даже, если окажешься на самом последнем ряду в салоне судна. И при этом часто случается, что твой персональный продуктовый паек принесут без очереди. И пока соседи ждут, что им предложат, ты уже можешь наслаждаться тем, что выбрал. И больше не переживаешь, что достанется: мясо или рыба.

Еда в самолете, летящем рейсом Аэрофлота, даже по-умолчанию, разнообразна. Всем пассажирам предлагается меню, из которого можно выбрать горячие блюда. При этом очень удобно, что подробно написан состав как основных блюд, так и холодных закусок.

Вот два варианта стандартного меню, предложенного нам на рейсах Aeroflot по пути «туда» и «обратно».

При этом важно учитывать время, в которое отправляется рейс. Если это утренний период (с 5 до 10 часов), то вам будет предложен завтрак, если время обеденное (после 10), то — обед.

А вот что делать с ужином… Честно говоря, это осталось для нас загадкой. Мы придумали несколько вариантов:

  • на ужин выдается отдельное меню;
  • ужин для всех одинаковый, без выбора;
  • ужинать придется по обеденному меню;
  • самолеты Аэрофлота боятся темноты и не летают вечером и ночью;
  • есть после 6 часов вредно, поэтому ужина не будет.

Может, у вас есть еще какие-то версии? Пишите тогда в комментариях. 🙂

На рейсах Аэрофлота, по крайней мере на нашем, летящим в Афины, предлагали как обычные, так и алкогольные напитки. Выбор небольшой: вода, соки из пакетов, газировка, вино белое и вино красное. Те, кто угощался алкоголем, рассказывали, что белое — было особенно вкусное.

Ну и обратите внимание на подпись внизу меню: «Заранее приносим извинения, если что-то из ассортимента закончилось». Увы… Извинениями, как говорится, сыт не будешь. Мы сидели в середине лайнера, а когда бортпроводница подходила к нашим местам, то из трех возможных вариантов завтрака оставался уже только один. 🙁

Хорошо, что мы заранее заказали себе особенное меню!

Как выбрать особое питание

Как же заказать еду в Аэрофлоте? Все легко делается при покупке авиабилетов, либо же через личный кабинет пассажира по адресу: www.aeroflot.ru.

При бронировании билетов на официальном сайте аэрофлота можно выбрать те блюда, которые наиболее симпатичны. Список вариантов питания на борту воздушного судна на рейсах Аэрофлота огромный! И он постоянно меняется. Вот, что было предложено в 2018 году.

Заказать свой вариант питания можно онлайн, но не позже, чем за 36 часов до вылета. При этом важно учитывать, что после подтверждения, изменить выбранное меню будет невозможно.

Можно ли отказаться от питания в самолете? Конечно. При оформлении брони билетов можно отказаться от выбора. В этом случае на рейсе будет предложено стандартное меню.

Мы очень долго обсуждали, что же лучше выбрать. Понять, чем индуистское невегетарианское хинду отличается от вегетарианского строго питания или постного — было очень сложно.

И еще оказалось, что при заказе нужно учитывать, что некоторые типы питания возможны только при рейсах в одну сторону. На обратный маршрут их заказать нельзя. Так, к примеру, русская еда предлагалась только на рейсах из Москвы, а вот из Афин пришлось выбирать что-то другое.

Мы сделали свой выбор. И вот наш список еды на рейсы туда и обратно.

А теперь я расскажу и покажу, что же мы получили в итоге.

Что сегодня в меню

Русское питание

Русское меню Аэрофлот предлагал для питания только в одну сторону, поэтому его заказали двое из нашей компании. Дефицит сделал свое дело! 😀

Что входит в состав русского питания в 2018 году?

Внутри упаковки был обнаружен салат из пекинской капусты с оливками, блинчики с красной рыбой. Из горячих блюд предлагалась пшенная каша с тыквой. Также присутствовал йогурт, а на десерт — булочка с джемом и тульский пряник.

На самом деле, состав не сильно отличался от стандартного меню Аэрофлота, по крайней мере, пшенная каша значилась и там. По отзывам едоков — все было очень вкусно, но ничего необыкновенного они не испытали.

Кошерное питание

А вот мне мой выбор очень понравился! Хотя я и не очень хорошо представляла, что выбрала. 🙂

Помню, как в поездке в Израиль нам объясняли, что значит кошерное питание. Для него важно время употребления продуктов и их правильное сочетание. Например, мясное и молочное нельзя есть вместе, нужно это все кушать в разное время суток. Ну и употреблении свинины считается не кошерным.

Что же входит в состав кошерной еды Аэрофлота? Мне принесли большую и красивую коробку. Уже один этот факт впечатлял. 🙂 И еще дали добавку в виде отдельного горячего блюда: филе судака с макаронами. Название тоже было весьма заманчивым.

Аппетит приходит во время еды? Ну уж нет. Кушать захотелось только от вида принесенных упаковок. Не все оказалось просто. Чтобы вскрыть все это, потребовались дополнительные усилия и время. Так что к моменту фотографирования содержимого есть хотелось не на шутку! 😆

Но вот засада! Внутри распечатанной коробки оказалось еще множество красивых упаковок. Процесс еды затягивался, но и удовольствие от проделанной работы тоже росло! 🙂

И вот — победа! Все баночки открыты. Ну просто красота!

Что входит в кошерное меню в самолете в 2018 году? Из холодных закусок — это хумус, семга слабосоленая, маринованные овощи. На горячее предлагается филе судака с макаронами. На сладкое — зефир, фрукты, протертые с сахаром. Также в набор входят 2 булочки. С виду, вроде бы, обыкновенные, но сделаны они на березовом соке. Вот такой необычный состав был указан на их этикетке. 🙂

Впечатление от съеденного очень приятные. Судак был отменным, семга и хумус — очень вкусными. Главное, все это сытно, необычно и запоминающеся. Единственное, маринованные овощи не впечатлили. Ну это, конечно, субъективно.

А когда все уже было съедено, то на дне коробки обнаружился самый настоящий Сертификат кошерности! Вот это да! Никогда не думала, что такие существуют.

Тут же получается, что все под контролем. Главный Раввин России Берл Лазар подтвердил, что вся еда изготовлена под его личным контролем, все содержимое соответствует нужному уровню кошерности. И даже есть благословение на употребление мясного, рыбного и мучного. И все это закреплено печатями и написано на двух языках: русском и иврите.

Прямо чувствуешь свою особую значимость от того, что принял участие в этом вкусном процессе и приятно, что о твоем здоровье и благополучии так заботятся. 🙂

На обратном пути мы также заказали одно кошерное питание. Сразу скажу, что было, по словам съевшего, все очень вкусно. Выглядело это красиво, только коробочка была немного другого цвета.

Внутри опять обнаружилось много разных баночек с закусками. В этот раз к хумусу и маринованным овощам добавилась закуска из мяса птицы. На десерт также предлагался зефир, булочка и джем (из свежих фруктов, перетертых с сахаром).

Ну а на горячее в этот раз были макароны с мясом. Видимо, макаронные изделия считаются главным кошерным продуктом. 😀

На дне коробочки также лежал сертификат кошерности, говорящий о том, что вся пища приготовлена под контролем и все соответствует стандартам.

Халяльное (мусульманское) питание

Заказанное халяльное питание выглядело также эффектно, как и кошерное. Стюардесса принесла большую коробку с надписью «Халяль». Что же туда входит в 2018 году?

Халяльная еда в Аэрофлоте оказалась очень достойной. Внутри упаковки обнаружилось несколько баночек, в которых находились: лосось слабосоленый и рататуй из овощей. Также на десерт предлагался лимонный пирог и булочки с семенами льна.

А на горячее был предложен плов из полбы и гуриной грудки. По отзывам едока — это было вкусно. 🙂

На упаковке с горячим была подпись «эконом». Интересно, а отличаются ли блюда специального питания для бизнес-класса? 🙄

На дне коробки с мусульманской халяльной едой лежал сертификат соответствия, в котором было написано, что предложенные продукты питания соответствует требованиям канонам ислама и ГОСТ. Далее шло множество ссылок на разные статьи и параграфы законов, что выглядело более, чем убедительно! 🙂

И внизу коробку с халяльным питанием украшала надпись-пожелание «Приятного аппетита!» на двух языках.

В интернете была информация, что мусульманское халяльное питание возможно только для рейсов из Москвы. Однако, мы заказали его именно по пути «обратно», то есть когда уже летели в Москву. А вот односторонний заказ (только из Москвы) коснулся русского питания, но об этом я писала выше.

Низкокалорийное питание

Что бы заказать еще на пробу, чтобы не повторяться? Долго думала и выбирала. Азиатское вегетарианское, фруктовое, постное питание — все это как-то казалось очень скудным: а, вдруг, голодная останусь. Но экзотики-то хотелось, и я решила выбрать вариант еды с низким содержанием жиров.

Тоже, конечно, было опасение, что диетическое питание будет очень специфическим. Собственно, так и оказалось. Но скажу сразу — это было очень вкусно и сытно! 🙂

Бортпроводницы очень долго совещались, что же за тип питания я выбрала: у них в бумагах против моей фамилии значились буквы: НК. Но потом они смогли расшифровать и принесли мне вот такой набор.

Внутри было все просто: курица с рисом и шпинатом, а также овощной салат. В приложении была небольшая упаковка с оливковым маслом. Десертов в этом варианте не предлагалось: это же было питание без добавленного сахара… Даже вместо привычной булочки были хрустящие рисовые хлебцы.

Все строго, минимально. Но при этом все оказалось удивительно вкусное. Пожалуй, впервые в самолете я съела все, что мне принесли. И голодной точно не осталась! 🙂

Выбирать или принимать

В списке вариантов питания Аэрофлота предлагается много всего. Конечно, хотелось бы более подробного описания всех типов. Например, я так и не поняла: питание без содержания клейковины и с низким содержанием жиров — это одно и тоже? И чем оно может отличаться, к примеру, от диетического.

Очень интересно попробовать, что такое индуистское невегетарианское хинду, в чем разница между специальным и щадящим питанием. Ну и, конечно, интересует меню с морепродуктами.

Так что перспективы на будущее есть! И, как говорится: «Летайте самолетами Аэрофлота!». И добавлю: обязательно пробуйте разнообразные варианты питания, которое авиакомпания предлагает на борту самолета даже для пассажиров эконом-класса.

Кому-то важно будет и то, что заранее можно выбрать и детское питание. При этом есть отдельный вариант для грудных младенцев. Интересно, а взрослый может заказать себе детские пюрешки? 😀

Я для себя сделала вывод, что выбор — всегда хорошо. Такая самолетная еда запомнилась гораздо лучше, чем привычная. Ведь как часто бывает: поел на борту лайнера и уже через несколько минут забыл, чем тебя кормили.

А с выбранной едой процесс оказался гораздо ярче и интереснее: мы рассматривали еду у соседа, внимательно дегустировали свою, обсуждали результаты, фотографировали на память. В общем, время рейса прошло быстрее. 🙂

Надеюсь, мой отчет об опыте заказа специального питания в Аэрофлоте будет полезным. Напишите, какие варианты еды вы заказывали, что интересного приносили на заказ и что из предложенных вариантов вы бы никогда не заказали снова.

В своих поездках я снимаю квартиру или комнату на сервисе , или же через бронирую отель.

После вопросов безопасности, точности расписания и комфорта в полете на четвертое место пассажиры авиакомпаний ставят питание. Как меняется бортовое меню в кризис и как не покинуть самолет голодным, узнали у экспертов.

Двоякий свод правил

Для российских авиакомпании разработаны «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ обязует предоставлять пассажирам при полете свыше трех часов питание и прохладительные или горячие напитки. Но он же допускает не кормить пассажиров вовсе, если компания проинформирует об этом на этапе приобретения билетов.

Вероятность остаться голодным при перелете иностранным авиарейсом весьма высока.

Большинство американских и европейских перевозчиков не включают полноценное питание в цену билетов. Для внутренних перелетов «экономом» по США средней продолжительностью 5–6 часов считается нормой стакан воды/сока и небольшая упаковка чипсов или арахиса. Европейские перевозчики могут ограничиться лишь шоколадкой или пачкой чипсов. Но нарастающая конкуренция заставляет некоторые зарубежные компании пересматривать устоявшиеся принципы подхода к питанию пассажиров: перекусы заменяются полноценными горячими обедами.

К слову, как правило, не кормят пассажиров бесплатно, предоставляя возможность лететь недорого, но без дополнительных услуг.

Очередные коррективы в бортовое меню внес кризис. Российские пассажиры, привыкшие плотно питаться на внутренних авиарейсах, отмечают тенденцию снижения количества еды, особенно в экономическом классе популярных российских авиалиний.

Чем кормят российские авиаперевозчики

Меню «Аэрофлота» для экономического класса все больше включает сэндвичи. Сперва с коротких рейсов продолжительностью до двух часов убрали снэк-боксы с десертом, бутербродом и соком. Позже холодных обедов и ужинов лишились пассажиры, летящие до трех часов, взамен им предложили те самые снэк-боксы.

S7 Airlines сменили меню еще осенью 2014 года. Новое блюдо тортилья предлагают пассажирам рейсов продолжительностью до 2–2,5 часов. Раньше, в зависимости от направления, пассажирам либо не предлагали перекусить вовсе, либо предоставляли коробку еды.

Что касается Utair, некогда предлагавшей пассажирам экономического класса даже при коротких перелетах полноценный горячий обед с мясной нарезкой, салатом и десертом - это осталось в прошлом. При перелете до трех часов остается довольствоваться стаканом воды, свыше этого времени - сэндвичем и горячим напитком. Пресс-служба UTair подчеркивает, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок отметил две тенденции: упрощение питания на коротких рейсах и планомерное введение платного. «Если раньше самолет был в воздухе 2–3 часа, и можно было рассчитывать на поднос с холодными закусками, десертом и напитками, то теперь только сэндвич и вода (примеры - Аэрофлот и S7 Airlines). А на длительных рейсах более восьми часов второй рацион питания - чаще всего завтрак - стал менее разнообразным. Авиакомпания „Россия“ продолжает кормить своих пассажиров бесплатно, но при этом предлагает приобрести на борту за дополнительные деньги шоколадки, снэки и напитки».

Эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас, которому приходится совершать до 100 полетов в год, обращает внимание, что выбирать следует ту авиакомпанию, где не экономят на еде. «Я перестал летать с задолго до того, как о кризисе в компании написали газеты. Обнаружил, что знакомые стюардессы из этой авиакомпании предпочитают брать с собой бутерброды, а не питаться тем, что подают пассажирам».

Как не остаться голодным?

На набор блюд на борту влияют сезон, бюджет авиакомпании, класс обслуживания, национальные особенности и длительность перелета.

Поскольку полноценное питание изначально включено в стоимость билетов пассажиров, предпочитающих первый и бизнес-класс, экономить на них авиаперевозчики станут в последнюю очередь. Кроме того, потеря клиента бизнес-уровня может обойтись дороже пассажира из «эконома». Летать первым классом - верный способ полноценно питаться на борту.

Что касается сезонности, стоит знать, что «зимнее» питание более калорийное, чем летнее. Весна же в некотором смысле, сезон рыбы.

Есть и известная уже многим «хитрость» - заказ спецпитания за 24–36 часов до вылета на сайте или по телефону авиакомпании.

К слову, не у всех авиаперевозчиков оно бесплатное. И в большинстве случаев доступно лишь при длительных перелетах от трех часов. Зато многие пассажиры отмечают куда большее разнообразие и объем спецблюд в сравнении с обычной порцией. Кстати, детское меню по предзаказу доступно на каждом рейсе всех авиакомпаний.

«Я обычно заказываю кошерное питание, поскольку это не только самая большая порция среди всех вариантов спецпитания, но еще и самая качественная, на мой взгляд, по составу», - делится опытом Александр Левитас.

Книга вместо обеда

К питанию на борту при коротких перелетах полезно отнестись как к способу отвлечься от полета, нежели жизненной необходимости.

«Замечала, что есть в самолете хочется от скуки. Поэтому интересная книга или фильм в полете скрашивают неудобства. И мой личный рецепт - заняться в полете работой. Кода я „по уши“ включаюсь в любимое дело, забываю о еде напрочь», - соглашается трансформационный тренер, коуч, целитель Ева Ефремова.

При условии, что скромный «перекус» предоставляется за отдельную плату, лучше иногда организовать его себе самостоятельно.

Юлия Курец, PR-менеджер Kupibilet.ru, отмечает, что главное - знать, какие продукты и в каком количестве можно принести на борт. Все они должны быть упакованы в герметичные пакеты или контейнеры. Это требование службы безопасности. «В качестве перекуса лучше выбрать продукты, насыщенные белком: говядина, мясо птицы, твердый сыр, орехи. Избегайте скоропортящихся продуктов, ингредиентов с резким запахом (лук, чеснок, рыба) или повышающих газообразование (бобы, яйца, капуста). Идеальным вариантом будут орешки, салат или сэндвич, упакованные в герметичный контейнер. Не берите в самолет жидкие продукты - джемы и варенье, мед, йогурты, творог, желе, суп, паштет, арахисовую пасту и т. д. Если летите с ребенком до двух лет, можете взять для него детское питание - пюре или паштет - в объеме более 100 мл, но при условии, что эта порция рассчитана только на время перелета - не больше».

«В ручной клади у меня обычно лежит пакетик смеси орехов и сухофруктов. Легкая по весу, питательная и при этом не вредит здоровью, в отличие от шоколадок или снэков», - соглашается Александр Левитас.

Если вам предстоит перелет с лоукостером, и вы предполагаете, что к моменту посадки на рейс проголодаетесь, лучше заказать еду заранее через сайт. Это выйдет примерно вдвое дешевле, чем покупка непосредственно в самолете.

На углеводах

Многим известна история, как авиакомпании American Airlines удалось сэкономить $40 000 за год на одной оливке, «исчезнувшей» из каждого салата у пассажиров первого класса.

Российские авиаперевозчики уверяют, что изменения в меню не позволяют существенно экономить. При этом сокращается питание с завидной регулярностью.

Вероятно изменения в бортовом питании российских авиалиний на этом не закончатся - кризис. Предпочтение будет отдаваться картофелю, макаронам и крупам, а мясных и рыбных блюд и овощей не прибавится.

Средняя стоимость порции пассажира в самолете с учетом упаковки, как и прежде, достигает 200–300 руб. Но при росте цен на продукты попытки оставаться в рамках заявленного бюджета вынуждают либо переигрывать набор предлагаемых блюд, либо заменять ингредиенты и уменьшать объем порций.

«Как я понимаю, цифра осталась в том же диапазоне, что и раньше: 200 - 500 - 700 руб. Другое дело, что на данную сумму теперь можно позволить совсем иной ассортимент продуктов», - подтверждает Константин Парфененок.

Формально еду на борт пассажирам проносить нельзя, хотя бортпроводники и не проявляют строгости с этим. В любом случае, о питании во время перелета лучше позаботиться заранее: подойти основательно к выбору авиакомпании или класса перелета, оформить спецпитание. И, как вариант, подкрепиться непосредственно в терминале аэропорта.

Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.

Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.

На кротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сендвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;

На рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;

При перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.

На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.

Достойные яства для рентабельных авиалиний - на борту самолета, пассажир почувствует себя желанным гостем

На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.

Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).

Пассажирам первого класса на рейсахMalaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета,

Полноценная кухня на борту самолёта - большая редкость

а уAustrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка.

Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный;

а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба.

Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.

Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.

Вы можете заказать все, чего душа желает, причём платить за стандартные напитки не доводится - если вы пассажир бизнес-класса

При приготовлении блюд стандартного питания запрещено использовать мясной фарш, грибы, крем для пирожных, вареные колбасы, лечебные минеральные воды.

Вкусное и сытное блюдо готовится заранее службой кетеринга, после тепловой обработки мгновенно охлаждается, а во время полета только разогревается в специальных печах.

Только две компании в РФ готовят блюда для своих пассажиров сами - этоАэрофлот (ежедневно на 90 тысяч пассажиров) иЮтейр .

Стандартное меню обновляется два раза в год.

Многие авиакомпании полноценный обед в эконом классе дополняют мини бутылочкой вина или баночкой пива.

Спиртное на борту можно прикупить в баре. Кулинарные изыски гурманы могут заказать за дополнительную плату.

Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.

Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот,Qatar,Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказатьвегетарианское питание прямо при бронировании билета.

Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско- вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестирина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.

Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.

Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.

Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками.

Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.

Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов - младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.

Кошерное питание в самолете можно заказать на любом рейсе по РФ, международном, межконтинентальном рейсе бесплатно или за отдельную плату.

Кошерную еду для авиакомпаний в Москве готовят в компанииPinhas .

За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.

Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэра кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.

Очень даже любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета.